РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Нижнеудинск 19 августа 2021 года
Судья Нижнеудинского городского суда Иркутской области Богданов Д.Ю., с участием защитника по доверенности Улыбиной О.А., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - заместителя главного государственного инспектора Нижнеудинского района по пожарному надзору ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-114/2021 по жалобе защитника по доверенности ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушения, в отношении юридического лица - администрации Нижнеудинского муниципального образования, вынесенное 02.07.2021 мировым судьей судебного участка №76 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №76 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 02.07.2021 юридическое лицо - администрация Нижнеудинского муниципального образования (далее по тексту Нижнеудинское МО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе на постановление по делу об административно правонарушении, поданной в Нижнеудинский городской суд защитник Овчинникова С.Н. просит отменить вышеуказанное постановление как незаконное, принятое с нарушением процессуальных норм, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с грубым нарушением требований законодательства. Согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Материалы дела не содержат доказательств того, что юридическое лицо -администрация Нижнеудинского МО было надлежащим образом извещено о дате составления протокола об административном правонарушении, а также что ему была направлена копия протокола. Таким образом, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие при составлении протокола об административном правонарушении и на ознакомление с ним. Мировым судьей указанные обстоятельства при разрешении спора не были учтены. Постановление мировым судьей вынесено на основе протокола об административном правонарушении, составленного с существенными процессуальными нарушениями.
В дополнениях к жалобе на постановление по делу об административно правонарушении, поданных в Нижнеудинский городской суд защитником Улыбиной О.А., защитник просит отменить вышеуказанное постановление как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в отношении администрации Нижнеудинского МО проведена плановая, выездная проверка, срок проверки установлен с 23.04.2021 по 24.05.2021. Указанное распоряжение направлено в адрес администрации Нижнеудинского МО 14.04.2021. По результатам проверки составлен акт от 24.05.2021 № 1, согласно которому фактически проверка проводилась с 14.05.2021 по 24.05.2021, руководителю юридического лица акт был вручен 26.05.2021.
В нарушение ч.3 ст.14 Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» копия распоряжения не вручена под роспись руководителю юридического лица.
В нарушение ст.16 указанного закона акт проверки не вручен руководителю юридического лица после ее завершения. Вручение акта 26.05.2021 является нарушением срока проведения проверки. Таким образом, допущены грубые нарушения установленных Федеральным законом №2294-ФЗ требований к организации и проведению проверок. Судьёй не прияты во внимание доводы защитника юридического лица, в нарушение ст.24.1 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях не рассмотрено всесторонне, полно, объективно и не выяснены все обстоятельства дела.
Администрации Нижнеудинского муниципального образования вменяется в вину невыполнение мероприятий по гражданской обороне: не разработано положение об организации и введении гражданской обороны в Нижнеудинском муниципальном образовании; не разработан и не согласован план гражданской обороны Нижнеудинского муниципального образования с территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации (ГУ МЧС России по Иркутской области); отсутствует план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны; не создана комиссия по вопросам повышения устойчивости функционирования в военное время; не создана учебная база для подготовки работников в области гражданской обороны; отсутствуют документы, подтверждающие про ведение командноштабных учений 1 раз в 3 года продолжительностью до 1 суток; отсутствуют документы, подтверждающие проведение командноштабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийноспасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов; отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру и объемы создаваемых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны. Указанные мероприятия закреплены Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №687. В тоже время указанными нормативными правовыми актами не закреплён, уровень муниципальных образований обязанных выполнять указанные мероприятия, указано лишь - муниципальное образования.
Вследствие прошедшей в 2005 году реформы местного самоуправления, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организованы несколько уровней муниципальных образований: городское, сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Каждое муниципальное образования, наделено кругом полномочий для решения вопросов местного значения. В соответствии со ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 16.12.2004 №86-оз «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области» на территории Нижнеудинского района Иркутской области образовано 23 муниципальных образований, из которых 5 муниципальных образований наделено статусом городского поселения, в том числе и Нижнеудинское муниципальное образование. Статьёй 3 Закона муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено статусом муниципального района с административным центром в городе Нижнеудинске и установлены границы в соответствии с картографическим описанием согласно приложению 24 к настоящему Закону. Согласно приложению 24 к Закону в состав территории муниципального образования «Нижнеудинский район» входят территории 23 муниципальных образований, в том числе и территория Нижнеудинского муниципального образования. Пунктом 23 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статьёй 15, 16 указанного закона за муниципальными образованиями, имеющими статус муниципального района и городского округа, закреплены вопросы местного значения, в том числе: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В свою очередь городское поселение не наделано полномочиями по решению вопросов местного значения касающиеся организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Муниципальные образования, наделённые статусом городского округа и района, имеют более расширенные полномочия.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, - организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики;
В соответствии пунктами 2,3,4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого Приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях). Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации). План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с территориальным органом МЧС России органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации. План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Приказом МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП утвержден порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны, пунктом 1.10 которого закреплено, что выписка из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования направляются органами м местного самоуправления ми в части касающейся: в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования.
Администраций муниципального образования «Нижнеудинский район» указанная выписка в адрес Нижнеудинского муниципального образования не направлялась, в связи с чем, возможность приступить к исполнению возложенных полномочий по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне у администрации Нижнеудинского муниципального отсутствовала.
В судебное заседание защитник Улыбина О.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить жалобу, производство по делу прекратить. Довод о ненадлежащем уведомлении юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении защитник исключила, поскольку в материалах дела имеется уведомление с отметкой о получении юридическим лицом. Пояснила, что распоряжение о проведении проверки руководителю юридического лица не было вручено, в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Акт проверки в нарушение требования указанного закона вручен несвоевременно. В нарушение требований ст.25.1 КоАП РФ мировой судья не уведомил законного представителя юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела, нарушим право юридического лица на защиту. Согласно Закону Иркутской области от 16.12.2004 №86-оз «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области» на территории Нижнеудинского района Иркутской области образовано 23 муниципальных образований, из которых 5 муниципальных образований наделено статусом городского поселения, в том числе и Нижнеудинское МО. Согласно данному закону Нижнеудинское МО - городское поселение входит в состав Муниципального образования «Нижнеудинский район». Городское поселение не наделано полномочиями по решению вопросов местного значения касающиеся организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В соответствии с приказом МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП утвержден порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны). Пунктом 1.10 приказа определено, что выписка из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования направляются органами местного самоуправления в части касающейся: в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования. То есть перечень мероприятий должна определить Администрация Нижнеудинского муниципального района, а Администрация Нижнеудинского МО должна выполнить эти мероприятия, на основании плана Нижнеудинского муниципального района, разработать свой план мероприятий по гражданской обороне и финансировать мероприятия согласно данному плану. Муниципальное образование «Нижнеудинский район» не предоставило выписку из своего плана Нижнеудинскому МО. В соответствии с Федеральным законом №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по созданию запаса Нижнеудинскее МО не наделено, данная обязанность возложена на Муниципальное образование «Нижнеудинский район».
Свидетель ФИО1 - заместитель главного государственного инспектора Нижнеудинского района по пожарному надзору в судебном заседании пояснил, что план по гражданской обороне юридическое лицо - Администрация Нижнеудинское МО должно разработать само независимо от плана Нижнеудинского муниципального района. Общий план Нижнеудинского муниципального района разработан, но в настоящее время не утвержден.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, считаю, что постановление мирового судьи судебного участка №76 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 02.07.2021 в отношении юридического лица - администрация Нижнеудинского МО подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Согласно ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 02.07.2021 юридическое лицо - Администрация Нижнеудинского МО допустило нарушение/невыполнение требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»; Положением о гражданской обороне в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804; Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №687; Положением о системах оповещения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 №578/365, зарегистрированном в Минюсте РФ 26.10.2020, регистрационный номер 60567, а равно нарушение/невыполнение юридическим лицом мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно: 1) не разработано положение об организации и ведении гражданской обороны в Нижнеудинском муниципальном образовании; 2) не разработан и не согласован план гражданской обороны Нижнеудинского МО с территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту РФ (ГУ МЧС России по Иркутской области); 3) отсутствует план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны; 4) не создана комиссия по вопросам повышения устойчивости функционирования в военное время; 5) не создана учебная материально-техническая база для подготовки работников в области гражданской обороны; 6) отсутствуют документы, подтверждающие проведение командно-штабных учений 1 раз в 3 года продолжительностью до 1 суток; 7) отсутствуют документы, подтверждающие проведение командно-штабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью 8 часов; 8) отсутствуют подтверждающие документы, определяющие номенклатуру и объемы создаваемых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны; 9) не разработан план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам администрации Нижнеудинского МО; 10) не создана муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения Нижнеудинского МО, за что предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.207 КоАП РФ. Согласно п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В подтверждение виновности юридического лица должностным лицом заместителем главного государственного инспектора Нижнеудинского района по пожарному надзору ФИО1 представлены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 01.06.2021, свидетельство о государственной регистрации Администрации Нижнеудинского МО в качестве юридического лица, выписка из единого государственного реестра юридических лиц, Устав Нижнеудинского МО., распоряжение о проведении плановой выездной проверки Администрации Нижнеудинского муниципального образования, акт проверки Администрации Нижнеудинского муниципального образования, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в адрес Администрации Нижнеудинского МО.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Часть 2 ст.8 того же Закона предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со п.5 Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 №841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны: органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований; проводят учения и тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях.
Согласно п.8, 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поседения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из положений ч.2 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и др.
Исследовав представленные материалы, мировой судья пришел к выводу, что вина юридического лица в совершении правонарушение, предусмотренного ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена. Мировой судья отверг доводы защитника о том, что администрация Нижнеудинского МО не обладает полномочиями по выполнению требований пунктов 8 и 9, указанных в акте проверки, поскольку согласно п. 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ, к вопросам местного значения городских поседений отнесено организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также мировой судья отверг доводы защитника о том, что администрацией Нижнеудинского МО приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований гражданской обороны, а именно специально создан и функционирует отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайной ситуации, поскольку указанных мер явно недостаточно для выполнения требований в области гражданской обороны, указав, что глава Нижнеудинского МО должен обеспечить функционирование специально созданного отдела и осуществлять контроль за исполнением начальником отдела по делам ГО и ЧС, входящего в состав администрации Нижнеудинского МО, исполнения обязательств в области гражданской обороны.
Прихожу к выводу, что мировой судья обоснованно отверг доводы защитника о том, что начальник отдела по делам ГО и ЧС несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отдел по делам ГОиЧС также основаны на неверном толковании норм закона, поскольку согласно п.п. 1,7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обладает правами юридического лица. Создание специального отдела по делам ГО и ЧС, входящего в состав администрации и его функционирование как самостоятельного структурного подразделения не исключает возможность привлечения юридического лица к ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Мировой судья правильно указал, что ненаправление копии протокола по делу об административном правонарушении в адрес законного представителя либо юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ, не является существенным нарушением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку законный представитель юридического лица - глава Нижнеудинского МО был извещен о дате и месте составления административного протокола в отношении юридического лица, защитник юридического лица присутствовал при составлении протокола, дала объяснения по составлению протокола, которые содержатся в протоколе, принимала участие в судебном заседании.
Согласно ст.15 Федерального закона №294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.
Согласно ч. 1 ст.16 Федерального закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В отношении администрации Нижнеудинского МО проведена плановая выездная проверка, срок проверки согласно распоряжению установлен с 23.04.2021 по 24.05.2021. Согласно акту проверки №1 от 24.05.2021, проверка проводилась с 14.05.2021 по 24.05.2021.
Вышеуказанные требования Федерального закона №294-ФЗ в части сроков повеления проверки не нарушены, в связи с чем доводы защитника в этой части признаю недостоверными.
Согласно штампу Администрации Нижнеудинского МО на уведомлении о переносе даты и времени составления протокола об административном правонарушении, Нижнеудинское МО надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
Согласно отметке на распоряжении органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от 14.04.2021 №1. Данное распоряжение вручено юридическому лицу 14.04.2021.
В связи с чем доводы жалобы о том, что законный представитель юридического лица не был уведомлен и дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и ему не вручено распоряжение о проведении плановой выездной проверки признаю недостоверными.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлено, что указанные в акте проверки органом государственного контроля юридического лица №1 неисполненные юридическим лицом мероприятия в области гражданской обороны, определены Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804, Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №687. При этом, какими именно муниципальными образованиями обязаны выполнять указанные мероприятия законодателем не определено.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено несколько уровней муниципальных образований: городское, сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Каждое муниципальное образования, наделено кругом полномочий для решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст.18 Федерального закона №131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 23 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст.15 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.21).
Согласно ст.16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п.28); организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального, городского округа (п.31).
Законом Иркутской области от 16.12.2004 №86-оз «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области» на территории Нижнеудинского района Иркутской области образовано 23 муниципальных образований, из которых 5 муниципальных образований наделено статусом городского поселения, в том числе и Нижнеудинское муниципальное образование. Статьёй 3 указанного Закона муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено статусом муниципального района с административным центром в г.Нижнеудинске и установлены границы в соответствии с картографическим описанием согласно приложению 24 к настоящему Закону.
Согласно приложению 24 к Закону Иркутской области от 16.12.2004 №86-оз в состав территории муниципального образования «Нижнеудинский район» входят территории 23 муниципальных образований, в том числе и территория Нижнеудинского муниципального образования - городского поселения. Городское поселение не наделано полномочиями по решению вопросов местного значения касающиеся организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии пунктами 2,3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого Приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).
Согласно п.4 указанного Положения план основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с территориальным органом МЧС России органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.5 указанного Положения подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.6 Положения планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
Приказом МЧС России от 27.03.2020 №216ДСП утвержден порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).
Согласно пункту 1.10 указанного приказа, выписки из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования направляется органам местного самоуправления в части касающейся: в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования.
Сведений о том, что Администраций муниципального образования «Нижнеудинский район» направлена выписка из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования направлялась в адрес Нижнеудинского муниципального образования не имеется.
Согласно письму мэра муниципального образования «Нижнеудинский район» в адрес главы Нижнеудинского МО план гражданской обороны и зищиты населения МО «Нижнеудинский район» после устранения замечаний изложенных в письме ОГКУ «Центр ГО и ЧС» от 22.06.2020 направлен в июле 2021 года повторно на согласование в Правительство Иркутской области, в связи с чем предоставить План ГО и ЧС для ознакомления должностным лицом администрации Нижнеудинского МО, имеющим доступ к государственной <данные изъяты>, с соблюдением секретного делопроизводства, в настоящее время невозможно.
Таким образом, доводы жалобы о невозможности исполнения обязанности юридического лица по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне у администрации Нижнеудинского муниципального нашли подтверждение в судебном заседании.
Кроме того, согласно ч.2 ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Часть 1 ст.25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу приведенных норм лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле, наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Присутствие защитника, действующего на основании доверенности, в которой не указаны полномочия на участие в конкретном деле, само по себе доказательством извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела не является.
Несмотря на это мировым судьей не принято мер к надлежащему уведомлению законного представителя юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Доказательств того, что глава Нижнеудинского МО ФИО3 был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Таким образом, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, дать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе предоставлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Кроме того, согласно ч.4 ст.16 Федерального закона №294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Однако требования ст.16 Федерального закона №294-ФЗ должностным лицом, проводившим проверку нарушены. Руководителю юридического лица - главе Нижнединского МО ФИО3 акт проверки был вручен 26.05.2021, что свидетельствует о нарушении срока проведения проверки.
Доводы защитника в этой части о том, что при проведении поверки юридического лица должностным лицом, проводившим проверку, допущены нарушения требований Федерального закона РФ №294-ФЗ признаю обоснованными.
В нарушение ст.24.1 КоАП РФ мировым судьёй не дана оценка указанным защитником юридического лица доводам при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при привлечении лица к административной ответственности предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства оценены судом на предмет допустимости, достоверности и достаточности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должны быть установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Данное требование закона мировым судьей не выполнено.
На основании изложенного признаю протокол об административном правонарушении 01.06.2021 недопустимым доказательством.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая положения ст. 49 Конституции РФ, а также ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку установленные обстоятельства в судебном заедании при рассмотрении жалобы защитника юридического лица и существенное нарушение процессуальных требований не позволило мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судебное решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах жалоба защитника юридического лица - Администрации Нижнеудинского МО подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление - отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу защитника по доверенности Овчинниковой С.Н. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное 02 июля 2021 года мировым судьей судебного участка №76 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания, вынесенное 02 июля 2021 года мировым судьей судебного участка №76 г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области в отношении юридического лица - администрации Нижнеудинского муниципального образования по ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушения отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Администрации Нижнеудинского муниципального образования прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Д.Ю. Богданов