Дело №12-114\21
Р Е Ш Е Н И Е
19 ноября 2021 года с. Успенское
Судья Успенского районного суда Краснодарского края Израилова О.Н.,
при секретаре Безбородовой Н.В.,
с участием:
представителей правонарушителя ФИО1, ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «Газпром ПХГ» на постановление инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора 21.07.2021г. № 04-23-476-П-2 о привлечении юридического лица ООО «Газпром ПХГ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ в виде административного штрафа 300 000 рублей
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 21.07.2021 № 04-23-476-П-2 ООО «Газпром ПХГ» привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным ООО «Газпром ПХГ» обжаловал его в суд, указывая, что с постановлением от 21.07.2021 № 04-23-476-П-2 не согласен по следующим основаниям.
В период с 01.06.2021 по 29.06.2021 старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 на основании Распоряжения Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 20.05.2021 № 435-П была проведена плановая выездная проверка в отношении филиалов ООО «Газпром ПХГ» «Кущевское УПХГ», ООО «Газпром ПХГ» «Краснодарское УПХГ».
По результатам проверки был составлен акт проверки от 30.06.2021 № 04-23-70-П, выдано предписание от 30.06.2021 № 04-23-70-П-1, составлен протокол об административном правонарушении от 15.07.2021 № 04-23-476-П и вынесено обжалуемое постановление Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 21.07.2021 № 04-23-476-П-2.
Так в части деятельности Кущевского УПХГ общество осуществляет работы по эксплуатации Кущевского УПХГ в соответствии с утвержденным в установленном порядке Технологическим проектом и вменение в вину требований п.п. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») не является обоснованным, поскольку указанные нормы не возлагают на эксплуатирующую организацию обязанности по выполнению конкретных мероприятий, а закрепляют лишь общие обязанности пользователя недр, являясь отсылочными (бланкетными) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации в области охраны недр.
На основании действующего законодательства были разработаны «Коррективы технологического проекта создания Кущевского ПХГ», утвержденные протоколом заседания Московской газовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 04.06.2013 № 212-Г/2013.
Согласно главе 5.16 «Этапы развития ПХГ» Технологического проекта, развитие Кущевского ПХГ разбито на несколько этапов.
«На I этапе проектная максимальная производительность подземного хранилища газа Кущевское ПХГ по отбору составляет 65 млн. м3/сут (определяется условием обустройства наземного технологического комплекса) при активном объеме газа 6 000 млн. м3, достигаемая за счет фрезерования вертикальных скважин, переобвязки для совместной эксплуатации по НКТ и затрубному пространству всего эксплуатационного фонда скважин и без дополнительного бурения эксплуатационных скважин. По состоянию на 2021 год активный объем в 6 000 млн.3 не достигнут и составляет порядка 5 300 млн.м3.
Реализация проекта расширения хранилища не имеет конкретного срока завершения, при этом обоснован и регламентируется только срок строительства в разделе «Проектные сроки строительства». Расширение Хранилища определяется только технологической и экономической целесообразностью увеличения мощности хранения газа в Кущевском ПХГ, а также возможностью прилегающей ГТС по подаче газа потребителям.
Таким образом, вывод об отклонении от проектных решений в части несоответствия фактического фонда скважин, эксплуатируемого Кущевским УПХГ, предусмотренному Технологическим проектом фонду скважин эксплуатации Кущевского подземного хранения газа от 2013 года, является необоснованным, поскольку несоответствие фактического фонда скважин, эксплуатируемого Кущевским УПХГ обусловлено многоэтапностью развития Кущевского УПХГ.
Так же лицензией на пользование недрами КРД 14335 ПГ не установлены сроки и периодичность проведения геофизических исследований скважин в части сцепления цементного камня с обсадными и эксплуатационными колоннами. Вывод инспектора в обжалуемом постановлении о том, что филиалом Кущевское УПХГ в 2020 году не обеспечено в полном объеме проведение контроля за техническим состоянием скважин, а также проведение геофизических исследований скважин в части сцепления цементного камня с обсадными и эксплуатационными колоннами, и сведений о проведении опрессовки эксплуатационных колон скважин является необоснованным.
В соответствии с п.п. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», а также п. 4.1.4 Дополнения № 1 к лицензии на право пользования недрами КРД 14335 ПГ (приложение № 9) не установлены сроки, объемы и периодичность проведения геофизических исследований скважин в части сцепления цементного камня с обсадными и эксплуатационными колоннами. Сроки, объемы и периодичность работ устанавливаются на основании утвержденных в установленном порядке программ, проектов и планов работ, которые общество выполняет в полном объеме.
Довод инспектора в обжалуемом постановлении о том, что филиалом Кущевское УПХГ не осуществляется в установленном порядке геоэкологическая паспортизация всех промысловых объектов, влияющих на геологическую среду является так же необоснованным по следующим основаниям.
Геоэкологическая паспортизация промысловых объектов, влияющих на геологическую среду в Краснодарском крае проводится на основании Постановления главы администрации Краснодарского края от 09.12.1996 № 514 «Об организации работ по выявлению загрязнений нефтепродуктами окружающей природной среды на территории края». Паспорт разрабатывается в соответствии с действующими методическими рекомендациями по выявлению и оценке степени загрязнения геологической среды нефтепродуктами на техногенных объектах, разработанными Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края.
Согласно п. 2.2 Постановления от 15.05.2000 г. № 355 «О выполнении постановления главы администрации края от 09.12.1996 г. № 514 «Об организации работ по выявлению загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории края», Комитет природных ресурсов по Краснодарскому краю МПР РФ осуществляет предварительное рассмотрение и согласование объемов работ по экологическому обследованию предприятий и территорий.
Указанные в представленном инспектору геоэкологическом паспорте сведения о промысловых объектах, расположенных на участке недр, влияющих на геологическую среду, были учтены в достаточном объеме для оценки загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории Кущевского ПХГ.
Геоэкологическая паспортизация филиала Кущевское УПХГ была проведена в 2010 году.
Вывод инспектора в обжалуемом постановлении о том, что филиал Кущевское УПХГ не обеспечивает проведение государственной геологической экспертизы на геологическую документацию по участкам недр для эксплуатации Кущевского ПХГ необоснован по следующим основаниям.
Право пользования недрами по лицензии КРД 14335 ПГ предоставлено обществу в 2007 году в соответствии со статьей 17.1. Закона РФ «О недрах» в связи с прекращением деятельности юридического лица - пользователя недр ООО «Газпром ПХГ – Краснодар» вследствие его присоединения к ООО «Газпром ПХГ».
По действующему законодательству требования по получению государственной геологической экспертизы на геологическую документацию для действующих объектов отсутствуют.
Согласно разъяснений Федерального агентства по недропользованию совместно с ЦКР Роснедра по МПВ и ПС не проводить государственную экспертизу геологических материалов по объектам с длительными сроками эксплуатации возможно при соблюдении следующих условий: лицензионным соглашением не предусматривалось проведение дополнительных работ по доизучению геологического строения ПХГ и параметров пластов, в которых оно было создано, т.е. отсутствует новая геологическая информация и «Дополнениями к проектам эксплуатации хранилищ газа» не предусмотрено вовлечение новых дополнительных объемов объектов ПХГ с невыясненной геологической информацией. Проектная документация Кущевского ПХГ полностью удовлетворяет вышеуказанным условиям.
Вывод инспектора в обжалуемом постановлении о том, что филиал Кущевское УПХГ не обеспечивает в полном объеме проведение исследований, рекомендуемых видов контроля и периодичности их выполнения с учетом данных таблицы 13.1 «Программы мониторинга ПРВ Кущевского ПХГ» Технического проекта на закачку промысловых сточных вод, образующихся при эксплуатации Кущевского ПХГ, утвержденного протоколом заседания ТКР Югнедра по МПВ и ПС от 26.12.2017 №77-17-ПС так же является необоснованным по следующим основаниям.
Комплекс ГИС выполняется согласное плану-графику, в связи с чем программа мониторинга ПРВ Кущевского ПХГ, указанная в таблице 13.1 Технического проекта, выполняется в полном объеме. Геофизический контроль технического состояния скважин осуществляется в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности. ЭПБ проводится в соответствии с требованиями федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ. Заключения ЭПБ регистрируются в Ростехнадзоре. Срок безопасной эксплуатации скважин Кущевского ПХГ и период их эксплуатации от даты ввода в эксплуатацию до проведения первичной ЭПБ установлен автором технологического проекта эксплуатации подземного хранилища газа ПАО «ВНИИГАЗ». ЭПБ проводится согласно графику
В части деятельности «Краснодарской УПХГ» требования к ООО «Газпром ПХГ» о необходимости обеспечения своевременных мер по корректировке либо актуализации проектной документации по эксплуатации Краснодарского ПХГ не соответствуют законодательству РФ.
Подземное размещение вод на Краснодарском ПХГ осуществляется в строгом соответствии с Техническим проектом на закачку промысловых сточных вод, образующихся при эксплуатации Краснодарского ПХГ, утвержденным заместителем генерального директора геологом ООО «Газпром ПХГ» ФИО5 от 26.12.2017 №76-17-ПС.
Достигнутые технологические показатели закачки в период 2019-2021 гг. соответствуют проектным решениям и не могут квалифицироваться как нарушение условий лицензии.
Все работы по контролю процесса подземного размещения вод на Краснодарском ПХГ и периодичность их выполнения проводятся в полном объёме.
Вывод инспектора о том, что Краснодарским УПХГ не осуществляется проведение лабораторных исследований промышленных и сточных вод в соответствии с проектными решениями один раз в год до очистки их на очистных сооружениях, является ошибочным.
В соответствии с Техническим проектом отбор проб и анализ химсостава стоков, подготовленных к закачке в пласт до их очистки на очистных сооружениях, не требуется.
Кроме этого обжалуемое постановление вынесено с существенными нарушениями норм законодательства РФ.
Так инспектором Росприроднадзора допущено существенное нарушение сроков составления Протокола об административном правонарушении.
Общество не ознакомлено с распоряжением о проведении проверок за три рабочих дня до начала их проведения (ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Уведомление от 20.05.2021 и распоряжение от 20.05.2021 № 435-П о проведении плановой выездной проверки общества входящий № 7493 от 01.06.2021 были получены непосредственно в день начала проведения проверки общества. Тем самым
Административным органом были грубо нарушены императивные требования ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ.
Правонарушитель ООО «Газпром ПХГ» просит суд постановление инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора по делу об административном правонарушении от 21.07.2021 № 04-23-476-П-2 признать незаконным и отменить в полном объеме, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представители ООО «Газпром ПХГ» ФИО1., ФИО2, ФИО3, доводы, изложенные в жалобе поддержали и просили отменить постановление по делу об административном правонарушении от 21.07.2021г. № 04-23-476-П-2, производство по делу прекратить.
Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение представителей правонарушителя, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, приходит к следующему.
В силу статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие правильное значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.З ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно материалам дела, постановлением управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-23-476-П-2 от 21.07.2021 Общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей за нарушение п.1,2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».
В ходе проведения проверки «Кущевского УПХГ» установлено:
фактический фонд скважин не соответствует проектному фонду скважин, предусмотренному Технологичемким проектом эксплуатации Кущевского подземного хранения газа от 2013г.
не обеспечено в полном объеме проведение контроля за техническим состоянием скважин, проведение геофизических исследований скважин в части сцепления цементного камня с обсадными и эксплуатационными колоннами, сведений о проведении опреснасовки эксплуатационных колон скважин на участке недр, представленных в рамках лицензии на пользование недрами КРД 14335 ПГ;
не проведена геоэкологическая паспортизация всех промысловых объектов расположенных на участке недр, представленных в рамках лицензий на пользование недрами КРД 14335 ПГ и КРД 14336 ЗГ,влияющих на геологическую среду;
не обеспечено проведение государственной геологической экспертизы на геологическую документацию по участку недр для эксплуатации подземного сооружения – Кущевского ПХГ;
не обеспечено в полном объеме проведение исследований, рекомендуемыхз видов контроля и периодичности их выполнения с учетом данных таблицы 7.3 Технологического проекта на закачку промысловых сточных вод, образующихся при эксплуатации Кущевского подземного хранилища газа (протокол заседания ТКР Югнедра по МПВ и ПС от 26.12.2017 №77-17-ПС);
В рамках проведения проверки «Краснодарского УПХГ» установлено:
Проектная документация «Коррективы к технологическому проекту циклической эксплуатации Краснодарского ПХГ от 1999 г., по своему содержанию, оформлению и структуре не соответствует требованиям, предусмотренным действующим законодательством РФ;
Не обеспечено в полном объеме проведение исследований, рекомендуемых видов контроля и периодичности их выполнения с учетом данных таблицы 12.1 Технологического проекта на закачку промысловых сточных вод, образующихся при эксплуатации Краснодарского ПХГ (протокол заседания ТКР Югнедра по МПВ и ПС от 26.12.2017 № 76-17-ПС);
Не обеспечено в полном объеме проведение лабораторных исследований промышленных и сточных вод в соответствии с проектными решениями, а именно до их отчистки на очистных сооружениях,
При этом в судебном заседании нашли подтверждение доводы жалобы правонарушителя.
В части деятельности Кущевского УПХГ:
Общество осуществляет работы по эксплуатации Кущевского УПХГ в соответствии с утвержденным в установленном порядке Технологическим проектом.
Заинтересованным лицом вменяется Обществу несоблюдение требований п.п. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», однако указанные нормы не возлагают на эксплуатирующую организацию обязанности по выполнению конкретных мероприятий, а закрепляют лишь общие обязанности пользователя недр, являясь отсылочными (бланкетными) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации в области охраны недр. Постановление Верховного Суда РФ от 18.07.2016 № 51-АД16-4.
В соответствии с «Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 г. № 118 были разработаны «Коррективы технологического проекта создания Кущевского ПХГ» утвержденные протоколом заседания Московской газовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 04.06.2013 № 212-Г/2013.
Согласно главе 5.16 «Этапы развития ПХГ» Технологического проекта, развитие Кущевского ПХГ разбито на несколько этапов.
«На I этапе проектная максимальная производительность подземного хранилища газа по отбору составляет 65 млн. м3/сут (определяется условием обустройства наземного технологического комплекса) при активном объеме газа 6 000 млн. м3, достигаемая за счет фрезерования вертикальных скважин, переобвязки для совместной эксплуатации по НКТ и затрубному пространству всего эксплуатационного фонда скважин и без дополнительного бурения эксплуатационных скважин.». По состоянию на 2021 год активный объем в 6 000 млн.3 не достигнут и составляет порядка 5 300 млн.м3.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О недрах», эксплуатация участка недр (ПХГ) осуществляется без ограничения срока, в этой связи реализация проекта расширения хранилища не имеет конкретного срока завершения, при этом обоснован и регламентируется только срок строительства в разделе «Проектные сроки строительства». Расширение Хранилища определяется только технологической и экономической целесообразностью увеличения мощности хранения газа в Кущевском ПХГ, а также возможностью прилегающей ГТС по подаче газа потребителям.
Таким образом, несоответствие фактического фонда скважин, эксплуатируемого Кущевским УПХГ обусловлено многоэтапностью развития Кущевского УПХГ.
Лицензией на пользование недрами КРД 14335 ПГ не установлены сроки и периодичность проведения геофизических исследований скважин в части сцепления цементного камня с обсадными и эксплуатационными колоннами.
В соответствии с п.п. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», а также п. 4.1.4 Дополнения № 1 к лицензии на право пользования недрами КРД 14335 ПГ не установлены сроки, объемы и периодичность проведения геофизических исследований скважин в части сцепления цементного камня с обсадными и эксплуатационными колоннами. Сроки, объемы и периодичность работ устанавливаются на основании утвержденных в установленном порядке программ, проектов и планов работ, которые общество выполняет в полном объеме.
Ввиду возможности проведения данного вида исследований в заглушенной скважине с извлеченными насосно-компрессорными трубами, их проведение предусматривается при проведении капитального ремонта скважин, включая опрессовку эксплуатационных колонн. С 2010 по 2015 годы проведены работы по переосвидетельствованию скважин хранилища в количестве 49 штук, что составляет 23,5% от общего фонда скважин, включая опрессовку эксплуатационных колонн, дефектоскопию и АКЦ.
Контроль технического состояния скважин осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности с регистрацией заключений в Ростехнадзоре.
В 2020 году проведены работы по продлению сроков безопасной эксплуатации на 10 скважинах Кущевского ПХГ. Заключения экспертизы внесены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в реестр заключений ЭПБ с присвоением регистрационных номеров: 30-ЗС-00296-2020; 30-ЗС-10267-2020; 30-ЗС-10263-2020; 30-ЗС-10270-2020; 30-ЗС-12170-2020; 30-ЗС-10269-2020; 30-ЗС-10266-2020; 30-ЗС-10264-2020; 30-ЗС-14406-2020; 30-ЗС-14407-2020.
В качестве нарушений требований рационального использования и охраны недр правонарушителю вменяется несоблюдение требований п.п. 1, 2, 3, 7 и 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». При этом вышеуказанные пункты Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» не устанавливают требования по проведению геоэкологической паспортизации промысловых объектов.
Геоэкологическая паспортизация промысловых объектов, влияющих на геологическую среду в Краснодарском крае проводится на основании Постановления главы администрации Краснодарского края от 09.12.1996 № 514 «Об организации работ по выявлению загрязнений нефтепродуктами окружающей природной среды на территории края». Паспорт разрабатывается в соответствии с действующими методическими рекомендациями по выявлению и оценке степени загрязнения геологической среды нефтепродуктами на техногенных объектах, разработанными Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края.
Согласно п. 2.2 Постановления от 15.05.2000 г. № 355 «О выполнении постановления главы администрации края от 09.12.1996 г. № 514 «Об организации работ по выявлению загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории края», Комитет природных ресурсов по Краснодарскому краю МПР РФ осуществляет предварительное рассмотрение и согласование объемов работ по экологическому обследованию предприятий и территорий.
Таким образом, указанные в представленном инспектору геоэкологическом паспорте сведения о промысловых объектах, расположенных на участке недр, влияющих на геологическую среду, были учтены во достаточном объеме для оценки загрязнения нефтепродуктами окружающей среды на территории Кущевского ПХГ.
Геоэкологическая паспортизация филиала Кущевское УПХГ была проведена в 2010 году. Один экземпляр Геоэкологического паспорта был передан на постоянное хранение в Краснодарский филиал ФГУ «ТФГИ по Южному округу», второй экземпляр передан в Департамент по вопросам ТЭК Краснодарского края. Техническое задание на выполнение работ по теме «Разработка геоэкологического паспорта Кущевского подземного хранилища газа ООО «Газпром ПХГ» согласовано с Департаментом по вопросам ТЭК Краснодарского края, в том числе в части объемов и сроков выполнения геоэкологической паспортизации.
Паспортизация Кущевского УПХГ подтверждается в том числе фактом его согласования Департаментом по вопросам ТЭК Краснодарского края, довод о нарушении порядка проведения геоэкологической паспортизации необоснован не подкреплен нормами законодательства РФ.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О недрах» основания для проведения государственной геологической экспертизы на геологическую документацию для действующих объектов Кущевского ПХГ отсутствуют.
Право пользования недрами по лицензии КРД 14335 ПГ предоставлено обществу в 2007 году в соответствии со статьей 17.1. Закона РФ «О недрах» в связи с прекращением деятельности юридического лица - пользователя недр ООО «Газпром ПХГ – Краснодар» вследствие его присоединения к ООО «Газпром ПХГ».
Статья 29 Закона РФ «О недрах» устанавливает требования к проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых для подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, в частности, согласно части 5 ст. 29 вышеуказанного закона «Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации».
Таким образом требования по получению государственной геологической экспертизы на геологическую документацию для действующих объектов отсутствуют.
Согласно разъфяснениям Федерального агентства по недропользованию совместно с ЦКР Роснедра по МПВ и ПС, в соответствии с которыми не проводить государственную экспертизу геологических материалов по объектам с длительными сроками эксплуатации возможно при соблюдении следующих условий: лицензионным соглашением не предусматривалось проведение дополнительных работ по доизучению геологического строения ПХГ и параметров пластов, в которых оно было создано, т.е. отсутствует новая геологическая информация и «Дополнениями к проектам эксплуатации хранилищ газа» не предусмотрено вовлечение новых дополнительных объемов объектов ПХГ с невыясненной геологической информацией. Проектная документация Кущевского ПХГ полностью удовлетворяет вышеуказанным условиям.
Кущевское УПХГ обеспечивает проведение исследований, рекомендуемых видов контроля и периодичности их выполнения согласно Техническому проекту на закачку промысловых сточных вод, образующихся при эксплуатации Кущевского ПХГ, утвержденного протоколом заседания ТКР Югнедра по МПВ и ПС от 26.12.2017 №77-17-ПС в полном объеме.
Согласно Техническому проекту по поглощающим скважинам №№ 230 и 231 и наблюдательным скважинам №№ 26, 42, 70, 71 комплекс ГИС выполняется согласное плану-графику, в связи с чем Программа мониторинга ПРВ Кущевского ПХГ, указанная в таблице 13.1 Технического проекта, выполняется в полном объеме.
Геофизический контроль технического состояния скважин (комплекс ГИС) осуществляется в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности (далее – ЭПБ). ЭПБ проводится в соответствии с требованиями федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ. Заключения ЭПБ регистрируются в Ростехнадзоре.
Срок безопасной эксплуатации скважин Кущевского ПХГ и период их эксплуатации от даты ввода в эксплуатацию до проведения первичной ЭПБ установлен автором технологического проекта эксплуатации подземного хранилища газа ПАО «ВНИИГАЗ». ЭПБ проводится согласно графику, при этом проведение ЭПБ подтверждается в том числе заключением экспертизы промышленной безопасности скважин №№ 26, 42.
В части деятельности «Краснодарского УПХГ».
В соответствии со ст.ст. 23, 23.2 Закона РФ «О недрах» устанавливаются требования к техническим проектам и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
«Коррективы к технологическому проекту циклической эксплуатации Краснодарского ПХГ» согласованы Госгортехнадзором России 22.12.1999 №10-03/823 в соответствии с действующим на тот момент установленным порядком. Указанная проектная документация разработана и согласована до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования» и Приказа Минприроды РФ от 27.10.2010 № 464 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
В вышеуказанных действующих нормативных документах, устанавливающих требования к техническим проектам и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, нет требований о необходимости изменения ранее действующей проектной документации. Ссылку на обязательные требования законодательства о необходимости внесения изменений в проектную документацию Заинтересованное лицо также не приводит.
Право пользования недрами по лицензии КРД 14337 ПГ предоставлено ООО «Газпром ПХГ» в 2007 году в соответствии со статьей 17.1. Закона РФ «О недрах» в связи с прекращением деятельности юридического лица - пользователя недр ООО «Газпром ПХГ – Краснодар» вследствие его присоединения к ООО «Газпром ПХГ».
Согласно ст. 12 Закона РФ «О недрах» «Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством».
С 2007 года к лицензии КРД 14337 ПГ оформлены три дополнения и изменения: № 2694 от 24.03.2009, № 2921 от 09.10.2009, № 5469 от 28.09.2016, дополнения были оформлены лицензирующим органом без установления требований об изменении ранее действующей проектной документации. Также в п. 4.2 приложения № 10 к лицензии КРД 14337 ПГ, на которое ссылается заинтересованное лицо, нет требований по принятию своевременных мер по корректировке либо актуализации проектной документации по эксплуатации Краснодарского ПХГ.
В Краснодарском УПХГ в полной мере выполняются условия лицензий и соглашений. В соответствии с разделом 7 приложения № 10 к лицензии КРД 14337 ПГ, ООО «Газпром ПХГ» своевременно предоставляет отчет о результатах деятельности на участке недр в филиал ФГУ «ТФГИ по Южному федеральному округу», а также в отдел геологии и лицензирования по Краснодарскому краю Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу.
Подземное размещение вод на Краснодарском ПХГ осуществляется в соответствии с Техническим проектом на закачку промысловых сточных вод, образующихся при эксплуатации Краснодарского ПХГ, утвержденным заместителем генерального директора геологом ООО «Газпром ПХГ» ФИО5 от 26.12.2017 №76-17-ПС.
Достигнутые технологические показатели закачки в период 2019-2021 гг. соответствуют проектным решениям и не могут квалифицироваться как нарушение условий лицензии.
Объем и технологические показатели закачки стоков утверждены протоколом ТКЗ по ЮФО № 265/58 от 02.02.2017 (приложение № 24) с основным годовым объемом 17 000 м3 и максимальным расходом закачки 343 м3/сут.
Фактически объем суточной закачки и технологические показатели закачки промысловых сточных вод не превышают максимально разрешенные показатели:
- 2019 год закачано 10 386 м3 при среднесуточном расходе закачки 61,8 м3/сут., максимальный расход составил 340 м3/сут.
- 2020 год закачано 13 550 м3 при среднесуточном расходе закачки 70,6 м3/сут., максимальный расход составил 337 м3/сут.
- 2021 год закачано 14 749 м3 при среднесуточном расходе закачки 122,0 м3/сут., максимальный расход составил 292 м3/сут.
Достигнутые технологические показатели закачки в период 2019-2021 гг. соответствуют проектным решениям и не могут квалифицироваться как нарушение условий лицензии.
Все работы по контролю процесса подземного размещения вод на Краснодарском ПХГ и периодичность их выполнения согласно таблице 12.1 Технического проекта проводятся в полном объёме, в том числе:
Учет объема закачиваемых стоков (суточные, месячные, годовые) и контроль давления нагнетания (постоянно при закачке) подтверждается приложенными документами: таблицами учёта объёма добытой попутно пластовой воды; журналом регистрации параметров закачки пластовой воды;
Анализ химического состава закачиваемых сточных вод (раз в месяц в период «Отбора газа») подтверждается приложенными документами: отчет 17ПХГ/19.21/517/19 отчет 17ПХГ/19.21/517/20 и протоколами анализа химического состава закачиваемых промышленных стоков Краснодарского ПХГ с января по апрель 2021 г.
Замер статического и межколонного давлений (один раз в месяц) подтверждается приложенным отчетом замера статического и межколонного давлений поглотительных скважин;
Глубинный замер пластового давления, пластовой температуры, отбивка забоя скважины (один раз в 2 года) подтверждается приложенным отчетом контроля гидрогеологических параметров в наблюдательных, пьезометрических и скважинах под закачку промстоков Краснодарского УПХГ в режиме «после закачки газа» 2020 года;
Геофизический контроль технического состояния скважин осуществляется в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности (далее-ЭПБ);
Сроки безопасной эксплуатации скважин Краснодарского ПХГ и период эксплуатации скважин от даты ввода в эксплуатацию до проведения первичной ЭПБ установлен автором технологического проекта эксплуатации подземного хранилища газа «ВНИИГАЗ». ЭПБ проводится согласно графику. Проведение ЭПБ подтверждается в том числе заключением экспертизы промышленной безопасности скважины № 14;
Визуальный осмотр устья скважины (постоянно при замерах) подтверждается журналом обслуживания скважин ГС;
Оценка экологического состояния почв и атмосферного воздуха на территории ПРВ в соответствии с таблицей 12.1 Технического проекта на закачку промысловых сточных вод, образующихся при эксплуатации Краснодарского ПХГ проводится при возникновении аварийных ситуаций. С начала эксплуатации подземного хранилища газа аварийные ситуации не зарегистрированы, в связи с чем оценка экологического состояния почв и атмосферного воздуха не проводилась.
В соответствии с Техническим проектом отбор проб и анализ химсостава стоков, подготовленных к закачке в пласт до их очистки на очистных сооружениях, не требуется.
Сточные воды, закачиваемые в пласт, представлены только попутно-пластовыми водами, которые поступают вместе с газом из пласта. Их закачка осуществляется через поглотительные скважины в ниже лежащие горизонты.
В случае, если бы сточные воды были представлены смесью попутно-пластовой, производственными водами и неочищенными стоками, возникала необходимость отбора проб этих вод на компонентный состав до их очистки, что и указано в проектной документации (Технический проект промысловых сточных вод, образующихся при эксплуатации Краснодарского ПХГ).
Инспектором Росприроднадзора ФИО4 допущены нарушения при проведении проверки: общество не ознакомлено с распоряжением о проведении проверок за три рабочих дня до начала их проведения - ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - «Федеральный закон № 294-ФЗ».
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ» юридические лица уведомляются о проведении плановой проверки органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя.
Однако уведомление от 20.05.2021 и распоряжение от 20.05.2021 № 435-П о проведении плановой выездной проверки общества входящий № 7493 от 01.06.2021, были получены непосредственно в день начала проведения проверки Общества.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
Согласно п.3.ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене Постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренными ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а так же при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено Постановление.
Оценив изложенные обстоятельства, судья полагает, что жалоба ООО «Газпропм ПХГ» на постановление от 21.07.2021 № 04-23-476-П-2 о привлечении ООО «Газпром ПХГ» к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ является обоснованной, а постановление от 21.07.2021 № 04-23-476-П-2 подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу удовлетворить.
Постановление инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзорпо делу об административном правонарушении от 21.07.2021 № 04-23-476-П-2 о привлечении юридического лица ООО «Газпром ПХГ» к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья