ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1153/2021 от 18.01.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 12-39/2022 (12-1153/2021)

66RS0001-01-2021-011232-88

РЕШЕНИЕ

18 января 2022 года г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Фокша Татьяны Леонидовны на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФИО2,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 (далее – Свердловский УФАС России) от 10.11.2021 исполнительному директору – заместителю генерального директора ФИО2 по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе защитник ФИО2 – Фокша Т.Л. ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу.

Выслушав в судебном заседании объяснения защитника Фокша, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, влечет согласно ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Событие предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, событие которого проявляется в нарушении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

Правила № 1314 определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (п. 1).

В Правилах № 1314 используются следующие понятия (п. 2):

"подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

"заявитель" - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;

"исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Согласно пп. "б" п. 98 Правил № 1314 исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении.

Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06. 2017 № 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения".

Согласно п. 100 Правил № 1314 заявитель обязан:

а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;

б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с пп. "б" п. 98 Правил № 1314 представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);

в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;

г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий.

Как следует из материалов дела, между <ФИО>5 (далее - Заявитель) и АО "ГАЗЭКС" (далее - Общество) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения от 03.06.2020 (далее также Договор).

Согласно п. 12 Договора мониторинг выполнения заявителем технических условий включает следующие мероприятия:

а) проверка соответствия технических решений, параметров газоиспользующего оборудования (технических устройств) и проведенных Заявителем мероприятий по технологическому присоединению, указанных в представленных заявителем документах (абз. 7 п. 12 Договора), требованиям технических условий;

б) осмотр Исполнителем газоиспользующего оборудования (технических устройств) Заявителя на предмет соответствия техническим условиям и представленной проектной документации фактически выполненных Заявителем мероприятий по технологическому присоединению (в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной осмотр осуществляется на соответствие требованиям, определенным в технических условиях).

Для проведения проверки выполнения технических условий Заявитель представляет Исполнителю уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов:

- копии раздела разработанной на основании технических условий и утвержденной в установленном порядке проектной документации о создании сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования (представляется в случае, если разработка проектной документации Заявителем предусмотрена законодательством Российской Федерации);

- копий сопроводительной технической документации завода-изготовителя на газоиспользующее оборудование (технические устройства).

При невыполнении Заявителем требований технических условий Исполнитель в письменной форме уведомляет об этом Заявителя.

При выявлении в ходе осмотра невыполнения Заявителем требований технических условий и (или) проектной документации, представленной Исполнителю, Исполнитель завершает осмотр и по его завершении составляет и передает (направляет) Заявителю перечень замечаний, выявленных в процессе осмотра и рекомендации по их устранению.

Акт о готовности сетей подписывается после устранения всех замечаний, направленных Исполнителем Заявителю.

Заявитель 27.11.2020 уведомил Общество о выполнении с его стороны мероприятий, предусмотренных техническими условиями (вх. -ГС).

Общество 27.11.2020 осуществило мониторинг выполнения Заявителем технических условий, по результатам которого направило Заявителю рекомендации с выявленными замечаниями (предписание от 27.11.2020 ).

Согласно п. 1 предписания от 27.11.2020 в качестве замечания к Заявителю указано: "исполнительно - техническая документация на объект в АО "ГАЗЭКС" не представлена".

Согласно пп. "б" п. 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ).

Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ (п. 3 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения РД-11-02-2006, утв. Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128).

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 210-ФЗ).

Согласно ч. 16 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом (часть 16 введена Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ).

Также из содержания пп. "б" п. 100 Правил № 1314 следует, что утвержденная в установленном порядке проектная документация представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством РФ.

Таким образом, необходимость разработки заявителем проектной документации и представление ее газораспределительной организации при подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения возникает лишь в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности.

Согласно п. 5 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объекта капитального строительства включается, в том числе раздел о сетях инженерно-технического обеспечения.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87), предусмотрен соответствующий раздел "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений".

Согласно п. 6, 20, 21, 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание-результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (п. 6); сеть инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (п. 20); система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21); сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23).

Следовательно, при архитектурно-строительном проектировании объекта капитального строительства сети инженерно-технического обеспечения такого объекта подлежат включению в состав проектной документации объекта капитального строительства.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 15.05.2017 № "По вопросу о проектной документации на сети газопотребления жилого дома при подключении к сетям газораспределения объектов капитального строительства", поскольку проектная документация на объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) не разрабатывается, то не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которые принадлежат ИЖС.

Данная позиция также поддерживается письмами Ростехнадзора от 20.04.2017 , Минстроя России от 20.03.2017 , Минэнерго России (исх. от 06.03.2018).

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, Общество (согласно ТУ) возложило на Заявителя обязательства по предоставлению исполнительной (исполнительно-технической) документации, несмотря на то, что разработка такой документации и ее предоставление Обществу не требовались.

По результатам рассмотрения дела должностным лицом Свердловского УФАС России сделан вывод о наличии события административного правонарушения, совершенного 27.11.2020 Р-вым по месту осуществления деятельности по технологическому присоединению к эксплуатируемым АО "ГАЗЭКС" сетям газораспределения, выразившегося в навязывании <ФИО>5 услуг и обязательств, которые не предусмотрены Правилами № 1314 (пп. "б" п. 97, п. 104), лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию с 15.08.2020 по 05.08.2021.

Согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

Таким образом, застройщик объекта индивидуального жилищного строительства по собственной инициативе вправе, но не обязан, обеспечить подготовку проектной документации, разработку на ее основании рабочей документации, и ведение в процессе строительство исполнительной документации.

Правилами № 1314 не предусмотрена обязанность Заявителя предоставлять исполнителю рабочую либо исполнительно – техническую (исполнительную) документацию, а только лишь в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации, при мониторинге выполнения технических условий представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (пп. "б" п. 100 Правил № 1314).

Следовательно, требование АО "ГАЗЭКС" о предоставлении исполнительно-технической документации является неправомерным.

К сфере деятельности субъектов естественных монополий в п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях отнесена транспортировка газа по трубопроводам. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.

Под "исполнителем" в п. 2 Правил № 1314 понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства. Газораспределительной согласно п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317) может быть организация – собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

АО "ГАЗЭКС" оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределелительным сетям (на территории Свердловской области) по тарифам, установленным приказом ФАС России от 29.07.2019 , а так же составляющие их услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Таким образом, причастность АО "ГАЗЭКС" к совершению административного правонарушения в качестве субъекта естественной монополии установлена.

Вместе с тем, при решении вопроса о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, должностным лицом Свердловского УФАС России не приняты во внимание следующие положения закона.

Частью 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с требованиями ст. ст. 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производимая должностным лицом оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что 27.11.2020 АО "ГАЗЭКС" осуществило мониторинг выполнения Заявителем технических условий, по результатам которого направило рекомендации с выявленными замечаниями – предписание от 27.11.2020 , подписанное начальником производственного технического отдела <ФИО>6

Согласно приказу заместителя генерального директора АО "ГАЗЭКС" от 17.01.2020 "О возложении обязанностей по осуществлению мониторинга выполнения технических условий Заявителями на объектах газификации" обязанности по выполнению мониторинга возложены на начальника ПТО <ФИО>8. В соответствии с должностной инструкцией начальника ПТО, утвержденной заместителем генерального директора АО "ГАЗЭКС" 30.11.2017, <ФИО>7 в соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (п. 1.5, 1.6, 2.7, 3.12, 2.20, 2.28, 3.7)

Из приказа заместителя генерального директора АО "ГАЗЭКС" от 17.01.2020 и должностной инструкции <ФИО>9 прямо следует, что к его должностным полномочиям отнесена обязанность по мониторингу выполнения технических условий Заявителями на объектах газификации с правом выдачи предписаний по устранению выявленных замечаний и недостатков.

В ходе рассмотрения дела, должностным лицом Свердловского УФАС России установлено, что именно <ФИО>11 подписал предписание от 27.11.2020, чем возложил на Заявителя обязанность, не предусмотренную законом.

Как предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть изложены обстоятельства правонарушения, установленные при рассмотрении дела.

Аналогичные требования предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении.

По смыслу закона, описание правонарушения в указанных процессуальных документах должно соответствовать юридической квалификации и не содержать противоречий.

Привлекая ФИО2 к административной ответственности как должностное лицо, в чем именно выразилась его вина применительно к положениям ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, какие должностные обязанности он не исполнил либо исполнил ненадлежащим образом, как руководитель АО "ГАЗЭКС", должностное лицом антимонопольного органа, надлежащим образом не установило.

Доводы должностного лица Свердловского УФАС России о том, что <ФИО>10 не является должностным лицом, поскольку его должностные обязанности не связаны с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, по принятию решений, имеющих юридическое значение, влекущих определенные юридические последствия, по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, не основаны на законе, являются ошибочными и не соответствуют определению должностного лица, указанного в примечании к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования указанных выше норм о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела не соблюдены, обстоятельства, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела не выяснены, доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должным образом не исследованы, надлежащая оценка им не дана. Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что именно ФИО2 является субъектом вмененного ему административного правонарушения, не добыто, материалы дела таких доказательств не содержат.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении в отношении Рублева подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ФИО3 от 10.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора – заместителя генерального директора АО "ГАЗЭКС" ФИО2 отменить, жалобу защитника – удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи жалобы в течение десяти суток с момента получения копии решения.

Судья