РЕШЕНИЕ
26 января 2022 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-6/2022 по жалобе защитника АО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» Бакленевой В.М. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором г.Иркутска по пожарному надзору ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» (далее АО «ВУЖКС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000,00 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник Бакленева В.М. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В судебное заседание законный представитель АО «ВУЖКС», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении не заявлял, ввиду чего его неявка не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
В судебном заседании защитник Бакленева В.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что на АО «ВУЖКС» не лежит ответственность за выявленные должностным лицом нарушения противопожарных требований, в связи с чем, АО «ВУЖКС» не является субъектом правонарушения.
Выслушав пояснения защитника Бакленевой В.М., проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании поступившего в ОНД и ПР г.Иркутска обращения №Г-204 от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в 14.30 час. сотрудником ОНД и ПР г.Иркутска совместно с юристом производственного отдела АО «ВУЖКС» ФИО2, инженером-энергетиком АО «ВУЖКС» ФИО3 по адресу: были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
По результатам визуального осмотра должностным лицом был составлен Акт от 09.07.2021 г. совместного осмотра.
Согласно вышеуказанного Акта от 09.07.2021 г., было выявлено следующее нарушение требований пожарной безопасности:
На объекте защиты не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники в нарушение п.71 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 - «Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудио- связи с местом их установки».
Выявленные должностным лицом нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления 06.08.2021 г. в отношении АО «ВУЖКС» протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ АО «ВУЖКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000,00 рублей.
С данными выводами должностного лица согласиться нельзя, ввиду следующего.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, в том числе должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление (решение) по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным и основанным на доказательствах, исследованных в ходе рассмотрения дела.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со ст. ст. 1, 20, 30 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее также по тексту – Правила), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться.
Под нарушением требований пожарной безопасности, согласно Закону № 69 «О пожарной безопасности», понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона № 69 «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты Федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно части 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативно-правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Правительство Российской Федерации постановлением от 25.04.2012 г. № 390 утвердило Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
К нормативным документам в сфере пожарной безопасности согласно статье 1 Закона № 69 «О пожарной безопасности», относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В подтверждение вины АО «ВУЖКС» должностным лицом представлены: акт совместного осмотра от 09.07.2021 г., согласно которого на придомовой территории по адресу: и установлен шлагбаум при въезде во двор МКД по указанным адресам, не соответствующий нормам пожарной безопасности и установленный в нарушение п.71 Правил; протокол об административном правонарушении за № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в действиях АО «ВУЖКС» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ; представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: по адресу: ; Акт от 03.08.2021 г.; Договор управления многоквартирным домом от 01.04.2008 г., от 01.01.2009 г.
Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности наряду с собственниками имущества несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что основанием для привлечения юридического лица АО «ВУЖКС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ явилось непосредственное обнаружение должностными лицами надзорного органа, в рамках осмотра выявленного правонарушения.
В настоящей жалобе защитник юридического лица заявляет об отсутствии в действиях АО «ВУЖКС» вины и необоснованности привлечения его к административной ответственности, поскольку на придомовой территории на основании протоколов общих собраний собственников в многоквартирных домах № по ограждающее устройство в виде шлагбаума установлено жильцами указанных многоквартирных домов своими силами и за счет собственных средств.
В ходе рассмотрения жалобы АО «ВУЖКС», судьей установлено, что должностным лицом органа пожарного надзора указанные доводы защитника и обстоятельства, на которые она ссылалась в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, не проверены, надлежащая оценка им не дана.
Между тем, указанные в жалобе защитником юридического лица обстоятельства заслуживают внимания.
В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствие с пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничения пользования земельным участком относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из представленного судье и исследованного в ходе судебного заседания протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: , от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам голосования жильцов дома единогласно было принято решение об установке шлагбаумов на въезде и выезде на прилегающую к дому территорию (п.5 Протокола).
Кроме того, протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об установке шлагбаума на въезде во двор многоквартирного дома, расположенного по адресу: в проезде между домом, расположенным по адресу: (вопрос №), а также был избран уполномоченным лицом для представления интересов собственников по вопросам установки шлагбаумов - ФИО6 (вопрос №).
Согласно Договоров управления многоквартирными домами, заключенных между АО «ВУЖКС» и собственниками помещений МКД по адресу: от ДД.ММ.ГГГГ и по адресу: от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в материалах дела, собственники жилых помещений обязаны соблюдать противопожарные и санитарно-эпидемиологические требования.
Между тем, указанными договорами управления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ответственность АО «ВУЖКС» за нарушение Правил пожарной безопасности не установлена и данные договоры не наделяет юридическое лицо функциями контроля за соблюдением собственниками помещений противопожарных правил.
Судья принимает во внимание пояснения защитника юридического лица, данные в ходе судебного заседания, и документы, представленные защитником в обоснование своих доводов, в связи с чем полагает, что АО «ВУЖКС» не может нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, допущенных иными лицами – собственниками жилых помещений в МКД, при установке за собственный счет шлагбаума по результатам принятого на общем собрании решения, на которых действующими договорами возложена самостоятельная обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности жилого дома, а также использованию объектов общей собственности только по их прямому назначению.
При этом судья учитывает, что АО «ВУЖКС», в целях устранения выявленного надзорным органом нарушения п.71 Правил противопожарного режима в РФ, неоднократно направлялись письма в адрес Совета МКД по адресу: и адресу: с просьбой отключения шлагбаума от электроснабжения и его переоборудованию.
Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, имелась ли у АО «ВУЖКС» возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения дела по существу, в том числе, для оценки имеющихся доказательств с точки зрения их допустимости.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что обстоятельства, на основании которых вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не доказаны, поскольку в деле отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие виновные противоправные действия (бездействие) АО «ВУЖКС» по необеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники во двор многоквартирных домов по адресам: и , в нарушение требований пожарной безопасности.
Поскольку протокол об административном правонарушении сам по себе достаточным доказательством вины АО «ВУЖКС» признан, быть не может, постановление подлежит отмене, а производство по делу в отношении АО «ВУЖКС» - прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника АО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» Бакленевой В.М. удовлетворить.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным государственным инспектором г.Иркутска по пожарному надзору ФИО1– отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении в отношении АО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» прекратить, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья О.Ю. Шатаева