Петрозаводский городской суд Дело № 12-1158/16-8
(г. Петрозаводск, ул. Красная, 33)
Р Е Ш Е Н И Е
30 ноября 2016 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Семерикова Тамара Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 руб.
К административной ответственности ФИО1 привлечена по тем основаниям, что являясь директором МКП «Петрозаводская паспортная служба», участвующего в предоставлении государственной услуги, выполняя свои должностные обязанности по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушила запрет, предусмотренный пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», взимала не предусмотренные законодательством Российской Федерации платежи при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг, а именно платежи при осуществлении первичного приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
ФИО1 с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения, в частности вины в совершении правонарушения. В жалобе указывает на то, что должностным лицом не установлено, какие неправомерные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, она допустила, какие служебные обязанности она не исполнила или исполнила ненадлежащим образом. Платежи за осуществление процедуры регистрационного учета граждан были установлены постановлением Петрозаводского городского округа № 110 от 16.01.2014г., принятым в соответствии со ст. 141 Устава Петрозаводского городского округа, прошедшим проверку комиссией по урегулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценообразования, вид деятельности которых находится в ведении ЖКХ Администрации Петрозаводского городского округа, членом которой она никогда не являлась, а также правовую экспертизу. Она добросовестно исполняла свои служебные обязанности, в том числе в соответствии с трудовым договором исполняла требования вышеуказанного постановления, оснований не исполнять и юридической возможности обжалования которого не имела.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Редькина Н.Н., допущенная к участию в деле определением судьи, доводы жалобы поддержали по основаниям, изложенным в жалобе, дополнив жалобу ссылкой на то, что своими действиями ФИО1 не ограничивала и не могла ограничить конкуренцию, право принимать документы от граждан на регистрацию и снятие с регистрации имеют и паспортисты различных ТСЖ. Она являлась директором казенного предприятия, учредителем которого выступала Администрация г.Петрозаводска, МКП «Петрозаводская паспортная служба» не финансировалось из местного бюджета, ежегодно Администрацией г.Петрозаводска утверждались сметы доходов и расходов, 40% прибыли отчислялось в местный бюджет, смета доходов формировалась за счет получаемых платежей.
Представитель УФАС России по РК ФИО2, действующая на основании доверенности не согласна с доводами жалобы, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев жалобу, исследовав материалы административного дела, прихожу к выводу об отмене постановления.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело проверяется в полном объеме, а также учитывается, что жалоба подана в течение предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ срока.
В соответствии с ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон о праве граждан на выбор места пребывания и жительства) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона о праве граждан на выбор места пребывания и жительства, регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно (данному положению также корреспондирует п. 37 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012г. № 288).
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания, и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
В соответствии с пунктами 4 и 16 Правил регистрации российские граждане по вопросам регистрации по месту пребывания и месту жительства, а также снятия с регистрационного учета, обращаются к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
Согласно Перечню, утвержденному Правилами регистрации, должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан, являются:
1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ в действиях Администрации Петрозаводского городского округа, утвердившей 16.01.2014г. постановление № 110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» (п.1.1,1.3, 1.6,1.7,1.8,1.9,1.10,1.11,2,3 прейскуранта) по установлению не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при осуществлении первичного приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета, признано нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Этим же решением комиссии в действиях МКП «Петрозаводская паспортная служба» по взиманию указанных платежей признано нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ предполагает не только совершение действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством, но наступление или возможность наступления последствий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции, а равно ограничение свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в решении от ДД.ММ.ГГГГ. сделан вывод о том, что орган местного самоуправления, утвердив прейскурант на услуги муниципального казанного предприятия «Петрозаводская паспортная служба», незаконными действиями создал преимущество в хозяйственной деятельности муниципальному предприятию, наделив его полномочиями по взиманию средств при осуществлении первичного приема документов в целях осуществления регистрационного учета граждан.
В то же время в решении не имеется вывода о том, что действия МКП «Петрозаводская паспортная служба» по взиманию платы привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
В постановлении о привлечении к административной ответственности должностное лицо не вменило ФИО1 часть объективной стороны правонарушения, не указав на то, что её действия привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 5.4 Устава МКП«Петрозаводская паспортная служба» директор предприятия исполняет постановления, распоряжения, поручения (указания) главы самоуправления города, нормативные правовые акты органов местного самоуправления <адрес> в рамках утвержденного производственно-финансового плана развития предприятия.
Трудовым договором № заключенным 30.09.2015г между работодателем –Администрацией Петрозаводского городского округа и ФИО1 предусмотрены обязанности работника – исполнение сметы доходов и расходов предприятия, утвержденной Администрацией <адрес>, своевременное перечисление в бюджет налоговых платежей, распределение и направление прибыли в соответствии с Уставом предприятия, получение прибыли в размерах, обеспечивающих развитие производства и социальной сферы предприятия.
Пунктом 8.9 трудового договора предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований законодательства Российской Федерации, в том числе муниципальных правовых актов Петрозаводского городского округа.
С учетом того обстоятельства, что незаконные платежи были установлены постановлением Администрации Петрозаводского городского округа, которое ФИО1 обязана была исполнять на основании заключенного трудового договора и Устава МКП «Петрозаводская паспортная служба», а изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены Главой Петрозаводского городского округа лишь постановлением от <адрес>№, которым из прейскуранта на услуги МКП «Петрозаводская паспортная служба» были исключены пункты 1.1,1.3, 1.6,1.7,1.8,1.9,1.10,1.11,2,3, возникают неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в связи с чем постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить ввиду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия (<...>) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Т.А. Семерикова