Дело № 12пр-1159/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград «08» декабря 2016 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Глухов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г. Волгограда Лихобабина Д.О. на постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО1№... от 12 мая 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО2, с участием помощника прокурора г.Волгограда Петракова П.С., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, ее представителей ФИО3, ФИО4, представителем Комитета финансов Волгоградской области ФИО5 и ФИО6,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО1№... от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, отношении заместителя руководителя департамента финансов администрации Волгограда ФИО2 прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием события административного правонарушения,.
Не согласившись с данным постановлением, заместителем прокурора г.Волгограда Лихобабиным Д.О. подан протест, в котором он просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование протеста прокурор указал, что Постановлением Администрации Волгоградской области от 21.04.2015 №169-п определен порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученные в 2014 году. В соответствии с п.4 указанного Порядка одним из условий предоставления субсидий является наличие заключенного в 2014 году соглашения между уполномоченным органом и муниципальным образованием Волгоградской области о предоставлении субсидии. В силу п.п.8, 9 Порядка предоставления в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 03.10.2014 №543-п, уполномоченный орган в течение семи дней со дня принятия Фондом содействия реформированию ЖКХ решения о предоставлении финансовой поддержки по заявке Волгоградской области заключает с муниципальными образованиями соглашение о предоставлении субсидии, которое, среди прочего, должно содержать цели, условия предоставления и размер субсидии. Таким образом, нормативным правовым актом уполномоченного органа власти Волгоградской области определено, что условия предоставления межбюджетного трансферта для целей проведения капитального ремонта многоквартирных домов предусматриваются также соглашениями о предоставлении такого трансферта муниципальному образованию. Установлено, что в 2014-2015 г.г. мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) на территории Волгограда реализовывались администрацией Волгограда во исполнение региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденной постановлением правительства Волгоградской области от 31.12.2013 №812-п. В рамках реализации данной Программы между министерством ЖКХ и ТЭК Волгоградской области и городским округом город-герой Волгоград 17.10.2014 заключены соглашения №28 «О предоставлении субсидии в рамках реализации краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области, на 2014 год», №29 «О взаимодействии по осуществлению краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области, на 2014 год», предусматривающие финансирование мероприятий, в том числе за счет средств Фонда. В соответствии с п.3.3 Соглашения №28 от 17.10.2014 городской округ город-герой Волгоград в лице руководителя Департамента ЖКХ и ТЭК ФИО7 обеспечивает за счет средств местного бюджета долевое софинансирование мероприятий по капитальному ремонту МКД, определенных в приложении к соглашению, в размере 6 290 538,20 рублей. В силу п.3.3.2 данного соглашения муниципальное образование обеспечивает в течение 10 дней со дня поступления средств субсидии направление данных средств на отдельный банковский счет некоммерческой организации «Региональный фонд капитального строительства многоквартирных домов» на финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта МКД, определенных с приложении к соглашению. Таким образом условие предоставления межбюджетного трансферта внесено в соглашение об его предоставлении как обязанность муниципального образования. В соответствии с платежными поручениями №351 от 22.06.2015, №631 от 01.07.2015 Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области в адрес Департамента ЖКХ и ТЭК перечислены средства субсидии в размере 2096846,06 рублей и 9751422,53 рублей соответственно. В нарушение названного условия предоставления межбюджетного трансферта средства субсидии перечислены администрацией Волгограда на отдельный банковский счет некоммерческой организации «Региональный фонд капитального строительства многоквартирных домов» на финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта МКД платежными поручениями №№278191, 278192 от 14.07.2015, то есть с нарушением установленного срока. Указанное подтверждается справкой контрольно-счетной палаты от 31.03.2016 №03-02-2016 о результатах проверки отдельных вопросов законности и эффективности использования в 2015 году - истекшем периоде 2016 года средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при реализации полномочий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, при проведении капитального ремонта МКД, платежными поручениями. В рамках реализации п.3.4 Порядка предоставления субсидий из бюджета г.Волгограда на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 22.12.2014 №1655, департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда представил в департамент финансов администрации Волгограда документ для постановки на учет бюджетного обязательства. Департамент финансов администрации Волгограда в соответствии с.п.п.2.11, 2.14, 2.15, 2.24, 2.25 Приказа от 23.12.2008 №Ю7-ОД «Об утверждении департаментом финансов администрации Волгограда бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Волгограда» не позднее 2 рабочих дней осуществил постановку на учет данного бюджетного обязательства (03.07.2015). Далее департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда во исполнение п.3.5 Порядка предоставления субсидий представил в департамент финансов администрации Волгограда заявку на оплату расходов 03.07.2015 №534 на сумму 2096,8 тыс. руб. При этом распорядительная заявка на оплату расходов исполнена департаментом финансов администрации Волгограда только 14.07.2015 платежным поручением №278191. Таким образом, должностным лицом департамента финансов администрации Волгограда как финансового органа допущены нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Ко АП РФ. ФИО2 занимает должность заместителя руководителя департамента финансов администрации Волгограда на основании Приказа руководителя департамента финансов администрации Волгограда от 14.09.2004 №111-ЛС. При этом, по мнению прокурора, позиция органа административной юрисдикции, связывающего событие правонарушения с нарушением получателем межбюджетного трансферта условий его предоставления, предусмотренных исключительно общими требованиями постановления Правительства Волгоградской области от 03.10.2014 №543-п, постановления Администрации Волгоградской области от 21.04.2015 №169-п, несостоятельна, так как нарушение данных условий влечет невозможность предоставления такого трансферта, и, соответственно, реализации меры административного воздействия. Направление департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда заявки на оплату расходов от 03.07.2015 №534 не может расцениваться как исполнение муниципальным образованием обязанности по направлению средств субсидии на банковский счет регионального оператора, так как является лишь ее отдельным этапом, который не влечет безусловное перечисление средств.
В судебном заседании прокурор Петраков П.С. доводы протеста поддержал в полном объеме, просил отменить обжалуемое постановление, дело направить на новое рассмотрение, дополнив, что прокуратура г.Волгограда не согласна с доводами Волгоградского областного суда, поскольку нарушение условия предоставления субсидий влечет невозможность предоставления трансферт. Кроме того, также указал, что вопреки доводам указанным в решении Волгоградского областного суда, должностное лицо, в отношении которого ведется административное производство ФИО2 определено, верно, что подтверждается имеющейся должностной инструкцией.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения протеста прокурора, обратив внимание суда на то, что в обязанности ФИО2 входит организация расходования денежных средств, при этом само соглашение № 28 в Департамент финансов не поступало, департамент финансов не участвовал в согласовании условий этого соглашения, она о наличии указанного соглашения в известность постановлена не была. Дополнила, что в Департаменте имелось соглашение № 1 между Департаментом ЖКХ и ТЭК и региональным оператором, а также распоряжение, в которых не было указаний на конкретные сроки. Просила постановление административного органа оставить без изменения.
Представитель ФИО2 – ФИО3 также возражала против удовлетворения протеста, указала, что ч. 1 ст. 39 БК РФ Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Пояснила, что такое правовое регулирование в г.Волгограде и Волгоградской области принято Постановлением Правительства Волгоградской области от 03.10.2010 года № 543-П и Постановлением Администрации Волгоградской области № 169-П. Эти порядки предоставления субсидий содержат исчерпывающий порядок условий предоставления субсидий и расширению не подлежат.
Представитель ФИО2 – ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения протеста прокурора, просила оставить в силе обжалуемое постановления, указала, что несвоевременное предоставление субсидии в размере 2 млн. рублей не могли привести к тем последствиям, о которых указывает прокуратура в своём протесте. При этом, обратила внимание суда, что само соглашение № 28 не должно трактоваться, как условия исполнения соглашения.
Представители Комитета финансов Волгоградской области ФИО6 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании полагали обжалуемое постановление законным и обоснованным, поскольку нарушение десятидневного срока предоставления субсидий не является условием предоставления трансферт, так как указанные условия были установлены Постановлением Администрации № 169-П, где данное условие отсутствует. Кроме того, указали, что ФИО2 не является субъектом административного правонарушения, поскольку соглашение ей не передавалось, не поручалось и не вменялось ей в обязанность.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
В соответствии со ст.25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Волгограда ФИО9 вынесено постановление о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя департамента финансов администрации Волгограда ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя департамента финансов администрации Волгограда ФИО2 прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием события административного правонарушения.
Согласно ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с не исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В проверяемом периоде ФИО2 занимала должность заместителя руководителя департамента финансов администрации Волгограда на основании Приказа руководителя департамента финансов администрации Волгограда от 14.09.2004 №111-ЛС, то есть являлась должностным лицом согласно ст.2.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, частью первой статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.3 ст.139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.
В соответствии с Порядком предоставления в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 03.10.2014 № 543-п (далее - Порядок 1), условиями предоставления субсидии являются (п.5):
выполнение муниципальным образованием требований статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, на софинансирование которого предоставляется субсидия из областного бюджета, в размере не менее 34,68 процента от общей стоимости услуг и (или) работ, предусмотренной краткосрочным планом реализации программы на 2014 год по данному муниципальному образованию;
3) включение в заявку многоквартирных домов, соответствующих следующим требованиям:
а) включение многоквартирного дома, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в 2014 году, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденную постановлением Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 г. № 812-п;
б) включение многоквартирного дома, в котором планируется
проведение капитального ремонта общего имущества, в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы на 2014 год;
в) наличие решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и о проведении в 2014 году капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в краткосрочный план реализации региональной программы на 2014 год;
г) наличие решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов об уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, включенного в краткосрочный план реализации региональной программы на 2014 год, в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный'ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Волгоградской области, установленный Законом Волгоградской области от 05 июня 2014 г. № 87-ОД «Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Волгоградской области»;
д) наличие решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы, об утверждении:
перечня работ по капитальному ремонту;
расходов на капитальный ремонт;
лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 21.04.2015 N 169-п "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученные в 2014 году" определены цели, условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полученные в 2014 году, а также критерии отбора муниципальных образований для получения субсидий.
Согласно пункту 4 вышеназванного Порядка условиями предоставления субсидии являются:
наличие заключенного в 2014 году соглашения между уполномоченным органом и муниципальным образованием Волгоградской области о предоставлении субсидии (далее именуется - соглашение) в рамках реализации краткосрочного плана;
обеспечение в 2015 году уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования Волгоградской области, предусмотренного соглашением.
Таким образом, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области установлен исчерпывающий перечень условий предоставления субсидий.
Никаких других условий предоставления субсидий вышеназванный Порядок не предусматривает. Содержащиеся в Соглашении обязательства сторон данного Соглашения к условиям предоставления субсидий не относятся. Толковать, как нарушение условий предоставления субсидий неисполнение сторонами Соглашения взятых на себя в рамках данного Соглашения обязательств, правовых оснований не имеется.
В вынесенном в отношении ФИО2 постановлении о необходимости прекращения производства по делу за отсутствием события административного правонарушения содержатся аналогичные выводы, которые основаны на законе, поскольку расширительному толкованию вышеприведенные нормы не подлежат.
Таким образом, доводы протеста судья находит не обоснованными.
Обжалуемое постановление в полной мере соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, так как вынесено уполномоченным лицом, в предусмотренные законом сроки, является мотивированным и обоснованным, процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было.
При таких обстоятельствах судья считает, что оснований для отмены обжалуемого постановления по делу не имеется, в связи с чем протест прокурора не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО1№... от 12 мая 2016 года, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя департамента финансов администрации Волгограда ФИО2 прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием события административного правонарушения - оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (...) Глухов А.В.
...