Р Е Ш Е Н И Е
17 января 2018 года г. Менделеевск РТ
Менделеевский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Э.Ф.,
при секретаре Миннахметовой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Акционерного Общества «Аммоний» на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У с т а н о в и л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении АО «Аммоний» подвергнуто административному штрафу в размере 50 000 рублей по ст.8.2 КоАП РФ.
На данное постановление АО «Аммоний» была подана жалоба, в которой указывается, что постановление должностным лицом вынесено незаконно и необоснованно. Считают, что само по себе образование отходов не является видом негативного воздействия на окружающую среду, видом негативного воздействия является размещение отходов. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Таким образом, нормативы образования отходов носят предположительный характер и устанавливают ожидаемое количество образующихся отходов. При этом нормативы образования отходов в качестве самостоятельного норматива допустимого воздействия (без лимита на размещение) не устанавливаются. Таким образом, превышение норматива образования отходов не является нарушением действующего законодательства, поскольку норматив образования отходов в качестве самостоятельного норматива допустимого воздействия (без лимита на размещение отходов) не утверждается. Обществом приняты все необходимые мероприятия, согласно которым отходы переданы в специализированные предприятия для дальнейшего обращения в соответствии с условиями лицензий этих предприятий. В жалобе просят производство по делу об административном правонарушении по ст. 8. 2 КоАП РФ прекратить, считают, что отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель АО «Аммоний» по доверенности ФИО1 жалобу поддержал, просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить и прекратить производство по делу вследствие отсутствия события административного правонарушения. Считает, что превышение установленных нормативов образования отходов АО «Аммоний» не является нарушением действующего законодательства и не образует события вменяемого правонарушения. Образование отходов не является их размещением. Превышение норматива образования шлама магнезита не было допущено, в журнале учета была допущена техническая ошибка, согласно договору №/МЗ-М от ДД.ММ.ГГГГ и акту сдачи – приемки отходов № от ДД.ММ.ГГГГ и акту сдачи – приемки отходов № от ДД.ММ.ГГГГ общий вес магнезита не превысил установленный норматив образования отхода в количестве 350 тонн. Согласно представленным документам и товарным накладным катализатор был передан на утилизацию. Обработанное масло и смесь масел согласно товарным накладным было реализовано.
В судебном заседании представитель АО «Аммоний» по доверенности ФИО2 жалобу поддержала, просит постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Татарстан от 30.11.2017 года по делу по ст.8.2 КоАП РФв отношении АО «Аммоний» прекратить по изложенным в жалобе основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РТ ФИО3 с жалобой не согласен, считает, что выявленный факт правонарушения повреждается материалами административного дела, а именно факт того, что АО «Аммоний» были превышены нормативы образования отходов – катализаторов, шлама магнезита и отходов минеральных масел. Указанные факты были выявлены при проведении плановой выездной проверки по представленным документам. Следует учесть также тот факт, что при назначении наказания к Обществу были применены правила ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и штраф был назначен ниже установленного минимального размера. Считает, что оснований для изменения постановления не имеется.
Гос. инспектор РФ в области охраны окружающей среды по РТ специалист – эксперт отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по РТ ФИО4 пояснила, что составила протокол об административном правонарушении по выявленному в ходе плановой выездной проверки нарушения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно по факту не соблюдения АО «Аммоний» экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно были превышены установленные нормативы образования отходов – катализаторов, шлама магнезита, отходов минеральных масел. При составлении протокола представитель Общества о наличии технической ошибки в представленном ими журнале учета отходов ничего не говорил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему:
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, также не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки соблюдения АО «Аммоний» требования законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды выявлен факт не соблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно:
- превышены установленные нормативы образования отхода – катализаторы с преимущественным содержанием молибдена и его соединений отработанные (катализатор FK-2) (II класса опасности) за 2017 год. По данным учета в области обращения с отходами за I квартал 2017 года образование данного отхода 0,730 т (норматив 0т), передача данного отхода в количестве 630 кг по накладной № от ДД.ММ.ГГГГ предприятию ООО «Кристалл» согласно договору купли – продажи № от ДД.ММ.ГГГГ (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Кристалл» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности);
- превышены установленные нормативы образования и лимита на размещение отходов получения магнезиальной добавки в производстве минеральных удобрений (шлам магнезита) (IVкласса опасности) за 2017 год. По данным учета в области обращения с отходами за I,II,III кварталов 2017 года образование данного отхода 352 т (норматив 350т), передан ООО «Мехуборка-Закамье» согласно договору №/-М от ДД.ММ.ГГГГ;
- превышены установленные нормативы образования отходов производства IIIкласса опасности за IVквартал 2016 года. По данным учета в области обращения с отходами за IVквартал 2016 года образовались: отходы минеральных масел моторных 3,0500т (норматив 0,518082193т), отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены 0,3060т (норматив – 0,052063014т), отходы минеральных масел индустриальных 6,4000т (норматив – 3,065296992т), отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, 0,0510 т (норматив – 0,008663014т), отходы минеральных масел трансмиссионных0,3520т (норматив – 0,059944658т), отходы минеральных масел турбинных 3,0000т (норматив - 0,856109591т), всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений 0,1810 (норматив – 0,035552329т). Передача данных отходов в количестве 15,34т подтверждается товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Грейс».Нарушена ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения АО «Аммоний» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РТ № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Аммоний» подвергнуто административному штрафу в размере 50000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов размещения, утвержденным Приказом Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ N 50, подлежат утверждению Территориальным органом Росприроднадзора.
Исходя из положений статей 1, 19, 22, 24 и 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 2 данной статьи 67 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Как следует из представленных материалов, вина Общества полностью подтверждается собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении АО «Аммоний» по ст.8.2 КоАП РФ, и содержащим сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения; протоколом договора купли – продажи № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом согласования договорной цены к договору купли – продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ; актами сдачи-приемки отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ согласно договора №/М3 – М от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указаны массы отходов; приложением к протоколу согласования договорной цены от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли – продажи № от ДД.ММ.ГГГГ; товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ; и другими материалами дела, в том числе журналом порядка учета в области обращения с отходами за 3 квартал 2017 года, а также Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приобщенного (для сведения) в копиях административного дела, представленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РТ.
Факт образования отходов производства в результате осуществления деятельности АО «Аммоний» с превышением нормативов образования и соответственно лимитов на их размещение подтвержден материалами дела.
Доводы жалобы заявителя о невиновности и незаконном привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8. 2 КоАП РФ в связи с тем, что в действиях АО «Аммоний» отсутствует состав и событие указанного правонарушения, поскольку требования действующего законодательства Обществом не нарушены, материалами дела вина в совершении данного правонарушения не доказана, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события.
Изложенные доводы заявителя полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют о том, что Обществом, вопреки требованиям закона, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона при обращении с отходами производства.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что АО «Аммоний» не предпринял всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, в частности положений статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", о чем указано в постановлении о назначении наказания.
Вышеизложенные положения закона содержат указание на то, что применительно к юридически лицам в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, для них устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, которые юридические лица обязаны соблюдать.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также не повлекли за собой вынесения незаконного постановления.
Таким образом, административные правонарушения в области охраны окружающей среды посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей природы и представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, имеющихся возможностей для их исполнения. Административное правонарушение по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия наступивших вредных последствий.
Достаточно выявление самого факта превышения установленных нормативов образования отходов. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которых образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке установленной законодательством РФ согласно требованиям ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии со ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим ФЗ.
Вышеизложенное также опровергает доводы жалобы о том, что превышение норматива образования отходов не является нарушением действующего законодательства, доводы жалобы противоречат положению п.9 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым предусмотрена указанная ответственность.
В части доводов жалобы относительно наличия технической ошибки в превышении норматива шлама магнезита, указанные доводы не имеют правового значения и в данном случае не влияют на привлечение Общества к ответственности по остальным выявленным фактам (отходы катализаторов и масел), квалифицированным по одной статье 8.2 КоАП РФ, более того, в судебном заседании установлено, что Общество привлечено к ответственности с применением положений ч. 2.2. и ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, т.е. ниже минимально предусмотренного штрафа, в соответствии с чем, судом не усматривается оснований для изменения или отмены постановления и снижения назначенного ниже минимума наказания.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, доводов жалобы заявителя, суд не находит оснований для изменения или отмены постановления заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республики Татарстан.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым АО «Аммоний» подвергнуто к административному штрафу в размере 50000 рублей – оставить без изменения, а жалобу АО «Аммоний» - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья