24RS0040-01-2019-001861-89 Дело №12-115/2019
РЕШЕНИЕ
27 июня 2019 года город Норильск Красноярского края
Судья Норильского городского суда Красноярского края Курунин Сергей Васильевич с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, ФИО1, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление военного комиссара города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края ФИО2 от 23.04.2019 №3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по району Кайеркан города Норильска ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
постановлением военного комиссара города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края ФИО2 от 23.04.2019 №3 руководитель территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по району Кайеркан города Норильска ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Согласно этому постановлению ФИО1, являясь руководителем территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по району Кайеркан города Норильска, 26 февраля 2019 года в нарушение п.4 ст.4 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 26 февраля 2019 года не сообщила в двухнедельный срок в военный комиссариат города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, осуществляющий воинский учет, сведения о внесении записи актов гражданского состояния.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подала жалобу в Норильский городской суд с просьбой отменить указанное постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения, указав, что в постановлении не указано, какие сведения о внесении изменений в записи актов гражданского состояния и в отношении какого гражданина она не сообщила, доводы, представленные в возражениях к протоколу об административном правонарушении в постановлении не отражены, при вынесении постановления не учтены доводы об отсутствии у неё правовых оснований и технических возможностей для передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния. Также не учтено, что положениями части 2 статьи 4, пункта 8 статьи Федерального Закона от 23.06.2016 №219-ФЗ статья 12 Закона № 143-ФЗ, на основании которой заключалось соглашение о предоставлении сведений, признана утратившей силу с 01 октября 2018 года, в связи с чем Агентство письмом от 23 октября 2018 года уведомило военный комиссариат Красноярского края о прекращении действия Соглашения о предоставлении сведений. В соответствии с пунктом 1 статьи 13.2. Закона 143-ФЗ предоставление сведений о государственной регистрации смерти, о государственной регистрации перемены имени федеральному органу исполнительной власти осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы - ФНС России. В силу положений пункта 13 статьи Закона № 219-ФЗ установление Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ, до настоящего времени вышеназванный новый порядок не утвержден, и органы ЗАГС не имеют полномочий на передачу заинтересованным органам власти сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе на бумажных носителях, в связи с отсутствием соответствующих правовых оснований и технических возможностей. Органам, имеющим право на получение сведений из ЕГР ЗАГС, рекомендовано обращаться в Минфин России за получением разъяснений в сложившейся ситуации. До урегулирования данного вопроса предоставление сведений органами ЗАГС из ЕГР является нарушением действующего законодательства.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» на основании доверенности № от 11.06.2019 ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении жалобы в её отсутствие.
С материалами дела в суд поступили возражения на жалобу представителя ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» на основании доверенности № от 30.11.2018 ФИО4, в которых она просила в удовлетворении жалобы отказать в полном объеме, мотивируя тем, что 07 февраля 2019 года на имя руководителя территориального отдела Агентства ЗАГС по району Кайеркан был направлен запрос о предоставлении информации, 01 марта 2019 года в военный комиссариат города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края поступил ответ с отказом в предоставлении запрашиваемой информации. Суть возражений сводится к тому, что доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для предоставления органами ЗАГС запрошенных сведений в связи с утратой силы ст.12 Федерального закона №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» необоснованны, поскольку Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлена обязанность в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, действия военного комиссариата соответствуют требованиям действующего нормативно-правового регулирования в данной области, возлагающего на органы ЗАГС предоставлять запрошенные сведения.
Заслушав лицо, в отношении которого вынесено постановление, проверив материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы и возражений на неё, прихожу к следующему.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при необходимости исследуются иные доказательства, на основании которых установлена виновность лица, привлеченного к административной ответственности.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем, при производстве по настоящему делу приведенные требования закона были нарушены.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время и событие административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанной нормой установлено, что несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
Таким образом, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несообщении сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете в установленный срок.
Однако, в протоколе об административном правонарушении, как и в обжалуемом постановлении, ФИО1 инкриминировано несообщение сведений о внесении записи актов гражданского состояния, в то время как административная ответственность по указанной норме наступает за несообщение сведений о внесении изменений в записи таких актов, при том, что из положений Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» следует, что запись акта гражданского состояния и внесение изменений в запись акта гражданского состояния - это разные понятия, основания и порядок их осуществления различны и регулируются разными нормами.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ФИО1 не вменялось в вину несообщение сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления, являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного постановления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу, в том числе при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таком положении, поскольку виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения не доказана, постановление должностного лица органа административной юрисдикции не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу следует прекратить на основании пункта 3 части 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 – удовлетворить.
постановление военного комиссара города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края ФИО2 от 23.04.2019 №3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по району Кайеркан города Норильска ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Норильского городского суда С.В. Курунин