ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-115/2021 от 13.12.2021 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 12-115/2021Р Е Ш Е Н И Е г. Выкса 13 декабря 2021 г.

Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Вавина С.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Сазонова Я. А.

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №…. Выксунского судебного района Нижегородской области от …..года Сазонов Я.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.4.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 30000 рублей. При рассмотрении дела мировым судьей было установлено, что …. около … часов ….. минут на пункте технического осмотра по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, …… ….. Сазоновым Я.А. технического оператора ООО «Р…..» оформлена диагностическая карта с регистрационным № ……… со сроком действия до ……, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении транспортного средства – автомашины Лада …. государственный регистрационный знак ….., при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства п. 24 Обязательных требований безопасности транспортных средств, предъявляемых при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, содержащихся в приложении № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434, а именно выявлено наличие демонтажа, предусмотренного изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства стеклоочистителя заднего ветрового стекла.

Сазоновым Я.А. подана жалоба на постановление мирового судьи, в которой просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, т.к. в программу была ошибочно загружена фотография автомобиля, сделанная до устранения недостатка, нарушение было устранено на месте, после чего сделан снимок, который не был загружен в программу. Также указывает на нарушение процессуальных требований, поскольку, по его мнению, дело рассмотрено незаконным составом суда, т.к. подлежало рассмотрению судьей районного (городского) суда.

Сазонов Я.А. в рассмотрении жалобы участия не принимал, извещен надлежащим образом, защитником привлекаемого к ответственности лица Вавиным С.Г. (по ордеру) также указано, что при отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи просит его изменить, назначив наказание ниже низшего предела по тем основаниям, что до составления протокола об административном правонарушении диагностическая карта передана в архив самим Сазоновым Я.А. в порядке самоконтроля. Кроме того, отсутствие стеклоочистителя на заднем стекле не является существенным и не свидетельствует о неисправности транспортного средства.

Административная ответственность по ч.3 ст.14.4.1 КоАП РФ наступает за оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Порядок проведения и периодичность технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра, установлен Федеральным законом N 170-ФЗ от 01 июля 2011 года "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "О техническом осмотре").

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 ФЗ "О техническом осмотре" обязательные требования безопасности транспортных средств - требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра.

Технический эксперт - лицо, осуществляющее техническое диагностирование и отвечающее установленным квалификационным требованиям к техническим экспертам (пункт 13 статьи 1 ФЗ "О техническом осмотре").

Частью 2 статьи 5 ФЗ "О техническом осмотре" предусмотрено, что технический осмотр проводится в соответствии с правилами проведения технического осмотра, установленными Правительством Российской Федерации.

Правила проведения технического осмотра транспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434 (ред. от 30.06.2021) "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Согласно п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают:

а) порядок оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием передвижной диагностической линии, включая процедуру подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (далее - технический осмотр);

б) особенности проведения технического осмотра вне пунктов технического осмотра с использованием передвижных диагностических линий;

в) порядок аннулирования диагностической карты.

Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями N 1 и 2 (далее - операторы технического осмотра) (п. 5). Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, отвечающими квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, которые уполномочены оператором технического осмотра на проведение такого диагностирования в соответствующем пункте технического осмотра или на соответствующей передвижной диагностической линии и сведения о которых внесены в реестр операторов технического осмотра (п. 12).

Согласно пунктов 13-16 Правил, техническое диагностирование проводится с помощью средств технического диагностирования и методов органолептического контроля на пунктах технического осмотра или с использованием передвижных диагностических линий, обеспечивающих выполнение в полном объеме процедуры технического осмотра в соответствии с требованиями к производственно-технической базе, фотографическому изображению транспортного средства, точности определения координат места проведения технического диагностирования и требованиями документов, содержащихся в перечне документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р.

Продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий приводится в приложении N 2 к настоящим Правилам. Так, продолжительность технического диагностирования транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющих, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения - легковые автомобили составляет 30 минут.

По результатам технического осмотра оператор оформляет в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту по форме согласно приложению N 3, содержащую заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающую или не подтверждающую допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства.

Транспортное средство, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

По результатам технического осмотра оператор оформляет в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту по форме согласно приложению N 3, содержащую заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающую или не подтверждающую допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства (п. 15).

Приказом Минтранса России от 31.03.2020 N 97 (ред. от 19.04.2021) "Об утверждении требований к фотографическому изображению транспортного средства, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, к порядку и срокам его хранения в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, требований к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта технического осмотра", зарегистрированным в Минюсте России 02.06.2020 N 58536 утверждены требования к фотографическому изображению транспортного средства, в отношении которого проводилось техническое диагностирование, к порядку и срокам его хранения в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, требования к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта технического осмотра (далее Приказ).

При проведении технического диагностирования транспортного средства должны быть сделаны фотографические изображения транспортного средства с использованием средств фотофиксации: в начале проведения технического диагностирования (фотографическое изображение должно содержать изображение передней части транспортного средства, которое фиксирует марку, цвет и государственный регистрационный знак транспортного средства; в конце проведения технического диагностирования (фотографическое изображение должно содержать изображение задней части транспортного средства, которое фиксирует марку, цвет и государственный регистрационный знак транспортного средства).

Файлы с фотографическими изображениями должны содержать дату, время, координаты места фотографирования и быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства. Координаты места нахождения транспортного средства в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии (места его фотографирования) должны определяться на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации с погрешностью определения не более 15 м по координатным осям при доверительной вероятности 0,95. Время фотофиксации транспортного средства в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии должно определяться на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации с погрешностью определения не более 3 секунд при доверительной вероятности 0,95.

Файлы с фотографическими изображениями, переданные техническим экспертом, проводившим техническое диагностирование транспортного средства, в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (далее - ЕАИСТО) в соответствии с пунктом 7 части 3 и частью 4 статьи 12 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", хранятся в ЕАИСТО не менее 5 лет с даты их передачи.

Оператор ЕАИСТО обеспечивает хранение файлов с фотографическими изображениями в некорректируемом виде в течение указанного в пункте 6 настоящих Требований срока.

В силу части 10 статьи 19 Федерального закона "О техническом осмотре" диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проводился технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, аннулируется органом государственного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с оператором технического осмотра в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований оператором технического осмотра ООО «Р…..» посредством анализа информации о его деятельности на предмет соблюдения требований законодательства, в том числе его пункта технического осмотра, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Выкса. ……, размещенной на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет и единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (заключение от ……) было выявлено, что при проведении технического осмотра транспортного средства ВАЗ …. регистрационный знак …. …. ООО «Р……» Сазоновым Я.А. были нарушены требования п. 24 обязательных требований безопасности транспортных средств, предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, содержащихся в приложении № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434, а именно диагностическая карта выдана при наличии демонтажа предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства стеклоочистителей заднего ветрового стекла.

Факт совершения Сазоновым Я.А. правонарушения подтверждается исследованными мировым судьей доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении ….. от ….. которым установлены обстоятельства совершенного правонарушения,

- заданием на проведение мероприятия (мероприятий) по контролю без взаимодействия с оператором технического осмотра в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований № …. от …..

- светокопией руководства по эксплуатации автомобиля Лада, из которого следует, что в эксплуатационной документации заводом изготовителем предусмотрены стеклоочиститель и стеклоомыватель заднего ветрового стекла,

- скриншотом сведений из единой автоматизированной информационной системы технического осмотра относительно технического осмотра, выполненного ООО «Р…..» по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, ….. транспортного средства - Лада ….. регистрационный знак ….., где имеется фото транспортного средства в начале технического диагностирования …. в …. часов …. минут и в конце проведения технического диагностирования ….. в …. часов …… минуты, на котором зафиксировано отсутствие на заднем ветровом стекле стеклоочистителя, при этом определены координаты транспортного средства на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации,

- фотографиями с изображением транспортного средства Лада …..регистрационный знак …… в процессе его эксплуатации непосредственно после технического осмотра, сделанной …. в …. часов ….. минут, и впоследствии ….. в …. часов ….. минут, из которых также следует, что стеклоочиститель на заднем ветровом стекле автомашины отсутствует,

- заключением по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с оператором технического осмотра в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Выкса от ….., утвержденного начальником ОМВД России по г. Выкса ……

- копией диагностической карты № …… со сроком действия до ….., выданной оператором технического осмотра ООО «Р……» в пункте технического осмотра по адресу: г. Выкса, …… содержащей заключение о соответствии транспортного средства - Лада …..регистрационный знак …… обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающей допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), подписанной техническим экспертом Сазоновым Я.А.,

- копией аттестата аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств, выданного Российским союзом автостраховщиков ООО «Р…..» ….., согласно которого номер в реестре операторов технического осмотра ……,

- копией справки ООО «Р…..» о том, что экспертом оператора технического осмотра ООО «Р……» является Сазонов Я.А.,

- рапортом госинспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по г. Выкса З…..., из которого следует, что согласно базы данных ЕАИСТО диагностическая карта № …… является недействующей, поскольку была переведена в архив Сазоновым Я.А. как выданная с нарушением,

- скриншотом сведений ЕАИСТО, из которых следует, что диагностическая карта №…… имеет статус архивная,

- справкой ООО «Р…..» из которой следует, что диагностическая карта аннулирована оператором технического осмотра …..

- скриншотом сведений ЕАИСТО, из которых следует, что диагностическая карта переведена в архив …. в …. часов ….. минуты ООО «Р…..» по причине отсутствия заднего дворника.

В приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств содержатся обязательные требования безопасности транспортных средств, предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий. Согласно п. 24 данных обязательных требований стеклоочистители и стеклоомыватели должны быть работоспособны. Не допускается демонтаж предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей.

Таким образом, установление в ходе технического диагностирования транспортного средства факта демонтажа на транспортном средстве стеклоочистителя заднего ветрового стекла является нарушением обязательных требований безопасности транспортных средств и установление данного факта в ходе технического диагностирования являлось основанием к выдаче в соответствии с требованиями закона диагностической карты, содержащей заключение о несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающей допуск транспортного средства к участию в дорожном движении), а транспортное средство подлежало повторному техническому осмотру.

Мировой судья, установив все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, пришел к выводу, что в действиях Сазонова Я.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.4.1 КоАП РФ.

Доводам привлекаемого к ответственности лица об устранении нарушения в ходе технического осмотра и ошибочной загрузке фотоснимка, содержащего изображение автомобиля до устранения нарушения мировым судьей была дана надлежащая оценка и они были отвергнуты за необоснованностью, поскольку сведений о выдаче диагностической карты, содержащей заключение о несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также о повторном прохождении процедуры технического осмотра материалы дела не содержат. Более того, причиной переведения диагностической карты в архив самим Сазоновым Я.А. является отсутствие на автомашине заднего дворника, то есть неисправность транспортного средства, а не техническая ошибка при передаче файла с фотографическим изображением в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, на что ссылался Сазонов Я.А. и его защитник при рассмотрении дела.

Доводы жалобы о рассмотрении дела незаконным составом суда основаны на неправильном толковании положений ст.23.1 КоАП РФ, в частях 1 и 2 которой перечислены составы административных правонарушений, рассмотрение которых осуществляется судьями, в части 3 приведены исчерпывающие перечни случаев, когда дела рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, судьями районных судов и судьями арбитражных судов и указание, что во всех остальных случаях дела об административных правонарушениях, перечисленных в ч.ч.1,2 ст.23.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями. Поскольку оснований для отнесения данного дела к компетенции судьи районного суда, а равно судьи арбитражного суда не имелось, дело обоснованно было рассмотрено мировым судьей.

Также защитником привлекаемого лица поставлен вопрос о признании допущенное нарушение малозначительным либо о снижении размера штрафа менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией статьи.

Согласно ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкцией ч.3 ст.14.4.1 КоАП РФ предусмотрено наказание для должностных лиц в виде штрафа в сумме от 30000 руб. до 50000 руб., поскольку минимальный размер штрафа не превышает установленный ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ предел, оснований для назначения наказания по правилам ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ не имеется. Отсутствие оснований для признания деяния малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ приведено мировым судьей в оспариваемом постановлении, применение данной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по делу не допущено. Оснований для освобождения Сазонова Я.А. от ответственности не имеется. Наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом общественной опасности правонарушения и степени нарушения охраняемых законом общественных отношений, данных о личности привлекаемого к ответственности лица, отсутствия отягчающих и наличия смягчающего его ответственность обстоятельства, в минимальном размере санкции ч.3 ст.14.4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление мирового судьи судебного участка №…. Выксунского судебного района Нижегородской области от ….. года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Сазонова Я.А. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Судья - Корокозов Д.Н.