ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-115/2022 от 03.03.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 12-115/2022

РЕШЕНИЕ

г. Магадан 3 марта 2022 года

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Пикалева Е.Ф. с участием защитника юридического лица Даричева А.С., действующего на основании доверенности, которому права, в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ, разъяснены и понятны, должностного лица государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, рассмотрев жалобу представителя ПАО Э и Э «Магаданэнерго» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №19-116/2021 от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении

юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», ИНН <***>, КПП 490901001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>,

заявлений, ходатайств не поступило, отводов не заявлено,

у с т а н о в и л а:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №19-116/2021 от 14 декабря 2021 года, публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее – ПАО Э и Э «Магаданэнерго», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (сорок тысяч) рублей, в связи с тем, что 12 ноября 2021 года по итогам проверки должностным лицом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора установлен факт предоставления в Ленское бассейновое водное управление ежеквартальной отчетной информации по форме 3.3 (сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод) в соответствии с Приказом от 09.11.2020 № 903 Минприроды РФ «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета …) в искаженном виде, чем нарушены п.3 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3 ст.30.3 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении», п.9 Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Магаданский городской суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что материалы дела не содержат доказательств того, что информация о качестве сточных вод, предоставляемая в отдел водных ресурсов Ленского бассейнового водного управления в соответствии с приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903 и решением о предоставлении водного объекта, не соответствует действительности. Административный орган вменил неопределенную объективную сторону административного правонарушения, а именно: «действие (бездействие)», сокрытие и/или умышленное искажение и/или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, что препятствует возможности дать мотивированное объяснение по вмененному административном правонарушению и, как следствие, является нарушением права на защиту. Выводы о наличии состава административного правонарушения административным органом сделаны на основании того, что лаборатория по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала «Магаданская ТЭЦ» ПАО «Магаданэнерго» не имеет аккредитации, необходимой для проведения анализов проб сточных вод, сброс которых осуществляется в центральную систему водоотведения (канализации) (ч.3 ст.30.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.9 гл. III Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства от 22.05.2020 № 728). Между тем, на территории СОК «Черный ключ» централизованная система водоотведения (канализации) отсутствует, соответственно, сброс сточных вод, в данном объекте в нее не осуществляется. Каких – либо доказательств недостоверности, искаженности, сокрытия сведений, в том числе результатов анализов проб сточных вод отличных от результатов анализов ПАО Э и Э «Магаданэнерго», представленных в отдел водных ресурсов Ленского бассейнового водного управления, а также их несвоевременное или неполное предоставление, материалы дела не содержат. Кроме того, ссылается на то, что указанное в постановлении от 14 декабря 2021 года время совершения административного правонарушения не подтверждено материалами дела.

В судебном заседании защитник Общества Даричев А.С. доводы жалобы поддержал, пояснил, что ПАО Э и Э «Магаданэнерго» не осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации), также ссылается на тот факт, что порядком №903 не предусмотрено осуществление исследований и измерений качества сточных вод силами аккредитованной лаборатории.

Должностное лицо государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 постановление поддержала, полагала его законным и обоснованным, пояснила, что ПАО Э и Э «Магаданэнерго» осуществляет сброс сточных вод в бухту Гертнера, а не в централизованную систему водоотведения (канализации). Представила письменные возражения на жалобу, согласно которым в «Программе производственного экологического контроля», в разделе 8 «Сведения о собственниках и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии …», не указаны реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров), как того требует п.3 ст. 67 Закона «Об охране окружающей среды» и Приказ Минприроды России от 28.12.2018 года №74, а указано лишь «заключение №018-2004 о состоянии измерений в лаборатории», выданное ФГБУ «Магаданский ЦСМ», являющейся организацией, осуществляющей только сертификацию состояния средств измерений лабораторий. Следовательно, вышеуказанное заключение свидетельствует лишь о проведении проверки состояния измерительных средств и приборов, а также о наличии необходимых условий для проведения работ. Данное заключение не заменяет свидетельства об аккредитации лаборатории в национальной системе аккредитации. Лаборатория по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО Э и Э «Магаданэнерго» в национальной системе аккредитации аккредитацию не проходила. Следовательно, все проводимые не аккредитованной Лабораторией по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО Э и Э «Магаданэнерго» отборы проб сточных вод и анализа отобранных сточных вод (сбрасываемых в бухту Гертнера) выполнены не по аккредитованным методикам, не отвечающим требованиям надлежащей степени достоверности, и являются недостоверными и искаженными.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав защитника Даричева А.С., должностное лицо государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, изучив письменные возражения должностного лица ФИО1, доводы жалобы, материалы приложенные к жалобе, и материалы административного дела в отношении ПАО Э и Э «Магаданэнерго», прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно положениям ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленном в ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Из анализа приведенных законоположений следует, что бремя доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возложено на административный орган.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Приходя к выводу о виновности юридического лица – ПАО Э и Э «Магаданэнерго» во вменяемом правонарушении должностное лицо Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора установило следующее.

На основании Решения руководителя Дальневосточного управления Росприроднадзора от 05.10.2021 года №915-КНД и от 28.10.2021 года №1068-КНД, в период с 25 октября 2021 года 10 часов 30 минут по 12 ноября 2021 года 17 часов 30 минут должностными лицами Управления Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка (реестровый номер 25210023733001191508. В ходе проверки установлено следующее.

ПАО Э и Э «Магаданэнерго» осуществляет деятельность по производству электроэнергии, распределению электроэнергии, передаче электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, торговлю электроэнергией, что подтверждается Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ.

В соответствии с договором аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 03.07.2001 года №АН-49-09-03-04761 Обществом арендуется земельный участок с кадастровым номером 49:09:031801:1 под Спортивно-оздоровительный комплекс «Черный ключ» (далее – СОК «Черный ключ») (код объекта – 44-0149-001583-П, категория риска – средняя, категория объекта - 3).

Общество осуществляет деятельность, связанную с использованием водного объекта – бухты Гертнера Охотского моря на основании выданных Ленским БВУ документов: решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26.08.2019 №00-19.10.00.002-М-РСВХ-Т-2019-07715/00, срок водопользования установлен с 11 сентября 2019 года по 10 сентября 2024 года; - договора водопользования от 06.07.2009 №800/16-2009, заключенного между ОАО Э и Э «Магаданэнерго» филиалом Магаданская ТЭЦ и Ленским БВУ, сроком действия до 31 декабря 2028 года.

При этом, как установлено должностным лицом, в нарушение требований приказа Минприроды РФ от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля порядка, и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, п.3 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.30.3 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», п.9 Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состав и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» лаборатория по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала «Магаданская ТЭЦ» ПАО Э и Э «Магаданэнерго» не аккредитована в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации. Следовательно, все проводимые анализы «Лабораторией по контролю природных морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО и Э «Магаданэнерго», а именно анализы сбрасываемых сточных вод в бухту Гертнера являются не достоверными и искаженными. Таким образом, отчетная информация, предоставляемая ежеквартально филиалом ПАО «Магаданэнерго» по форме 3.3 (сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод) в соответствии с приказом от 09.11.2020 № 903 Минприроды РФ «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета …) в Ленское бассейновое водное управление является искаженной. Протоколы лабораторных испытаний также являются искаженными.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

В качестве доказательств, подтверждающих виновность юридического лица должностным лицом административного органа приняты: протокол об административном правонарушении №19-116/2021 от 26 ноября 2021 года; акт выездной проверки от 12 ноября 2021 года; предписание № 19 – 915 – КНД/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 12 ноября 20221 года; протоколы лабораторных испытаний № 1/21 от 9 июня 2021 года, № 4/21 от 9 сентября 2021 года; сведения, полученные в результате качества сточных вод и (или) дренажных вод за 1 квартал 2021 года, за 2 квартал 2021 года, за 3 квартал 2021 года; копия программы производственного экологического контроля; копия заключения №018-2004 о состоянии измерений в лаборатории с приложением; договор водопользования №800/16-2009 от 06 июля 2009 года; пояснительная записка к графическим материалам; решение о предоставлении водного объекта в пользование от 26 августа 2019 года с приложениями; требование о предоставлении документов №915-КНД от 25 октября 2021 года; решение о проведении плановой выездной проверки от 05 октября 2021 года № 915 – КНД; выписка из ЕГРН в отношении ПАО Э и Э «Магаданэнерго».

Анализируя положения законодательства, вменяемые ПАО Э и Э «Магаданэнерго», прихожу к следующему.

Так, в силу ст.1 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 2 ст.1 Закона №416-ФЗ, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

В силу п.3.1 ст.1 Закона №416-ФЗ, требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п.3 ст.30.3 Закона №416-ФЗ анализ проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в иных случаях) вправе использовать данные анализа проб сточных вод при проведении проверок в рамках осуществления государственного контроля (надзора).

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 22 мая 2020 года №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (далее – Правила №728), настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).

В соответствии п.9 Правила №728, визуальный контроль осуществляется представителями организации, осуществляющей водоотведение.

Отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод.

Для целей настоящих Правил под аккредитованной лабораторией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр аккредитованных лиц в соответствии с положениями Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и имеющие область аккредитации в сфере деятельности по определению фактических показателей состава и свойств сточных вод, по которым осуществляется или должен быть осуществлен анализ, в том числе лаборатория организации, осуществляющей водоотведение, отвечающая указанным требованиям.

Согласно с п.23 Правила №728, для определения фактических показателей состава и свойств сточных вод в целях информирования территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о превышении абонентами нормативов состава сточных вод 2 и более раза в течение 12 месяцев со дня первого превышения или об однократном превышении нормативов состава сточных вод в 3 и более раза в случаях, установленных статьей 30.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а также для определения фактических показателей состава и свойств сточных вод в целях учета их объема в составе объема сточных вод, являющегося критерием отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов в порядке, установленном Правилами отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 691 «Об утверждении Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782», отбор проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией.

Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что право отбора проб сточных вод допускается представителями самой организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод, при этом требования по определению фактических показателей состава и свойств сточных вод аккредитованной лабораторией предъявляется к юридическим лицам, которые осуществляют сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации).

Между тем, как следует из материалов дела, эксплуатация централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения не относится к уставным видам деятельности ПАО Э и Э «Магаданэнерго».

В судебном заседании установлено и следует из письменных материалов дела, что ПАО Э и Э «Магаданэнерго» осуществляет деятельность, связанную с использованием водного объекта – бухты Гертнера Охотского моря, при этом сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации) не осуществляет, в связи с чем аккредитация лаборатории, осуществляющей контроль природных, морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО Э и Э «Магаданэнерго», не требуется.

Согласно п.6 приложения 5.2 к решению Ленского бассейнового водного управления о предоставлении водного объекта в пользование от 26 августа 2019 года № 00-19.10.00.002-М-РСВХ-Т-2019-07715/00 контроль качества сбрасываемых сточных вод осуществляется лабораторией по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала ПАО «Магаданэнерго» Магаданская ТЭЦ (свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории № 17092 от 17 марта 2017 года, выдано ФБУ «Магаданский ЦСМ»).

В соответствии с заключением №018-2004 о состоянии измерений в лаборатории, выданным 17 марта 2020 года и действительным до 17 марта 2023 года, лаборатория природных, морских и сточных вод химического цеха филиала «Магаданская ТЭЦ» ПАО «Магаданэнерго» имеет необходимые условия для выполнения измерений в области деятельности согласно приложению.

Согласно сведениям, полученным в результате качества сточных вод и (или) дренажных вод за 1 квартал 2021 года, за 2 квартал 2021 года, за 3 квартал 2021 года, предоставленным в Ленское бассейновое водное управление филиалом ПАО «Магаданэнерго» по форме 3.3 в графе «наименование лаборатории, проводившей анализ сточных вод и (или) дренажных вод» указана: лаборатория по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО ЭиЭ «Магаданэнерго», в графе «реквизиты аттестата аккредитации лаборатории» указано: заключение о состоянии измерений в лаборатории №018-2004 (выдано ФБУ «Магаданский ЦСМ»).

Таким образом, предоставленные филиалом ПАО «Магаданэнерго» по форме 3.3 в Ленское бассейновое водное управление сведения, полученные в результате проверки качества сточных вод и (или) дренажных вод за 1 квартал 2021 года, за 2 квартал 2021 года, за 3 квартал 2021 года, не являются искаженными, а иных каких - либо нарушений при предоставлении сведений должностным лицом ПАО Э и Э «Магаданэнерго» не вменялось.

На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу, что вывод должностного лица о виновности ПАО Э и Э «Магаданэнерго» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, нельзя признать основанным на полном и всестороннем выяснении имеющихся для правильного разрешения дела обстоятельств, и принятым в соответствии с законом, поскольку доказательств, полно, объективно и достоверно подтверждающих наличие в действиях Общества состава правонарушения в материалах дела не имеется. Административным органом данных доказательств не представлено.

Оценив собранные по делу доказательства и установив юридически значимые для правильного, полного и всестороннего рассмотрения дела обстоятельства прихожу к выводу, что признаки состава правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, в действиях юридического лица не усматриваются, в связи с чем постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №19-116/2021 от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Общества состава правонарушения.

В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.24.5, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд

р е ш и л а:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 №19-116/2021 от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.

Судья Е.Ф.Пикалева