Дело № __
__
Р Е Ш Е Н И Е
03 августа 2022 года г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в составе
председательствующего судьи И. В. Павлючик,
при секретаре М.Ю. Бочарове
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от xx.xx.xxxx, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от xx.xx.xxxx года ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» подана жалоба, в которой просил отменить постановление мирового судьи, производство прекратить, указав, что в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении №__ от xx.xx.xxxx указано, что требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации от xx.xx.xxxx г. __ «О противопожарном режиме» (ПП в РФ), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок-организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности обязательны для исполнения всеми субъектами, для всех объектов, при этом оно утратило силу с xx.xx.xxxx года на основании постановления Правительства Российской Федерации от xx.xx.xxxx года __
Также указано, что в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что в ходе осуществления своей деятельности ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок требований пожарного предписания, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований пожарной безопасности, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Однако, судом не дана оценка всем представленным в деле доказательствам, а именно, что до вынесения решения о проведения внеплановой выездной проверки __ от xx.xx.xxxx КНМ __, а именно xx.xx.xxxx ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» добровольно сообщено о невозможности исполнения предписания __ от xx.xx.xxxx в установленный срок по независящим от Учреждения причинам (исх. __ от xx.xx.xxxx) путем направления ходатайства о продлении срока устранения нарушений. К указанному ходатайству были приложены документы, подтверждающие принятие всех необходимых от учреждения мер по соблюдению предписания __ от xx.xx.xxxx в установленный срок, также имеющиеся в материалах дела (письмо о выделении ассигнований от xx.xx.xxxx__ договор на оказание услуг на проектирование АПС от xx.xx.xxxx__ соглашение о предоставлении из областного бюджета НСО субсидии от xx.xx.xxxx__ договор на выполнение работ по капитальному ремонту автоматизированной системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре корпуса __ ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» от xx.xx.xxxx__ письмо подрядчика ООО «Алиот», что подтверждает отсутствие умысла ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5КоАП РФ.
Учреждением принимались следующие меры по выполнению в установленный срок требований предписания __ от xx.xx.xxxx года.
Для изыскания денежных средств для проведения закупки ремонтных работ по монтажу новой системы автоматической пожарной учреждением было направлено ходатайство о выделении средств на устранение выявленных в ходе выездной плановой проверки xx.xx.xxxx нарушений требований пожарной безопасности xx.xx.xxxx в Министерство труда и социального развития Новосибирской области. Необходимые для устранения нарушения, указанного в п. 3 предписания __ от xx.xx.xxxx денежные средства для договора на проведение ремонтных работ автоматической пожарной сигнализации из бюджета НСО учреждению были выделены только в xx.xx.xxxx, что подтверждается соглашением __ от xx.xx.xxxx «О предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии государственному автономному учреждению Новосибирской области на иные цели» и дополнительным соглашением __ от xx.xx.xxxx к соглашению «О предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии государственному автономному учреждению Новосибирской области на иные цели от xx.xx.xxxx__». Таким образом, преступить ранее к устранению нарушения, указанного в п.3 предписания __ от xx.xx.xxxx года у учреждения не было финансовой возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», приказом контрольного управления Новосибирской области от xx.xx.xxxx__ Положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» необходимо было проведение конкурсной процедуры для определения подрядчика на выполнение ремонтных работ по монтажу новой системы автоматической пожарной сигнализации, что также привело к задержке устранения предписания в полном объеме. В деле имеется копия договора на выполнение работ по капитальному ремонту автоматизированной системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре корпуса __ ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» от xx.xx.xxxx__ заключенный с подрядной организацией ООО «Алиот».
Также продлению срока исполнения предписания способствовало выявление скрытых работ. В материалах дела имеется письмо подрядчика ООО «Алиот» по договору на выполнение работ по капитальному ремонту автоматизированной системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре корпуса __ ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» от xx.xx.xxxx__ в котором говорится о необходимости проведения скрытых работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией. При этом составлением проектно-сметной документации для указанного договора занимался подрядчик, что подтверждается содержащейся в материала дела копией договора на оказание услуг на проектирование АПС от xx.xx.xxxx__ Таким образом, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» приняло все меры для надлежащего исполнения предписания __ от xx.xx.xxxx года в установленный срок.
Кроме того, не принят во внимание тот факт, что на момент проведения внеплановой выездной __ от xx.xx.xxxx о выполнении предписания, пункты 1,2 предписания __ от xx.xx.xxxx года устранены в полном объеме, пункт 3 находился в стадии завершения, что подтверждается фото-таблицей к акту контрольного (надзорного) мероприятия от xx.xx.xxxx, протоколом об административном правонарушении __ от xx.xx.xxxx
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении, нарушения, указанные в п.3 предписания __ от xx.xx.xxxx устранены в полном объеме.
Не принят во внимание статус учреждения, которое является некоммерческим, государственным. Согласно п.41 Устава ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» финансовое обеспечение учреждения осуществляется в виде субсидии из областного бюджета Новосибирской области.
В судебном заседании представитель заявителя ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» по доверенности Сиротина А.Ю. доводы и требования жалобы поддержала в полном объеме.
В судебное заседание заинтересованное лицо государственный инспектор г. Новосибирска по пожарному надзору – ФИО1 не явился, судом приняты меры к его надлежащему извещению.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Новосибирской области по доверенности ФИО2 с жалобой не согласился в полном объеме, полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что жалоба ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 04.04.2022, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП является необоснованной и не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от xx.xx.xxxx__ иных нормативных документах по пожарной безопасности и нормативных документах, содержащих требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности и пожарный риск не превышает допустимых значений.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки, проведенной xx.xx.xxxx Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Новосибирску УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области, ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» выдано предписание __ от xx.xx.xxxx, согласно которому в срок - xx.xx.xxxx ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» необходимо устранить выявленные в ходе проведенной проверки нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 14-15).
xx.xx.xxxx государственным инспектором г. Новосибирска по пожарному надзору на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору ОНД и ПР по г. Новосибирску УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области проведены контрольные (надзорные) мероприятия выездной внеплановой проверки в отношении ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов».
В рамках проверки, проведенной xx.xx.xxxx, выявлено невыполнение ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» в срок до xx.xx.xxxx пункта __ предписания __ от xx.xx.xxxx, а именно: кабельные линии систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, в зданиях и сооружениях не обеспечивают их работоспособность в условиях пожара в течении времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону на объекте по адресу: ..., что зафиксировано в акте контрольного (надзорного) мероприятия выездной внеплановой проверки от xx.xx.xxxx (л.д. 8-9).
Требования предписания в установленном законом порядке учреждением не обжаловались.
__ предписания __ от xx.xx.xxxx, государственным инспектором по пожарному надзору г. Новосибирска Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Новосибирску УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области составлен протокол __ от xx.xx.xxxx об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» (л.д. 2-3).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Фактические обстоятельства совершенного ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки, актом проверки, протоколом осмотра, фото-таблицей к акту контрольного (надзорного) мероприятия, предписанием и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод мирового судьи о наличии в действиях ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Законность и обоснованность предписания должностного лица не оспаривалась юридическим лицом. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному надзору в области соблюдения пожарного законодательства РФ, оно является обязательным для исполнения в установленный срок и за нарушение данного предписания наступает административная ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что учреждением не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность по уходу с обеспечением проживания.
Устранение нарушений после факта их выявления так же не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку, согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ __ от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении, не является обстоятельством, исключающим вину ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, и не свидетельствует о принятии учреждением всех необходимых мер по исполнению выданного предписания в установленный в нем срок.
Довод заявителя жалобы о том, что Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. __ «О противопожарном режиме» (ППР в РФ), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности и применяющиеся для всех объектов, положения Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обязательны для исполнения всеми субъектами, для всех объектов утратили действие, не имеет в данном случае правового значения, поскольку Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 __ (ред. от 21.05.2021) утверждены новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации, установлены аналогичные правила, обязательные для исполнения всеми субъектами, для всех объектов.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Постановление о привлечении ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Суд полагает, что мировым судьей правильно дана квалификация правонарушения, совершенного ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов».
Административное наказание назначено в пределах санкции части 13 статьи 19.5 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 - 4.3 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 __ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Невыполнение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся в здании в котором осуществляется деятельность в сфере социального обслуживания.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, не имеется.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица и судьи, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Из материалов дела с очевидностью следует, что совершенное ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» административное правонарушение направлено против пожарной безопасности в учреждении – «Новосибирский дом ветеранов», что может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, кроме того, юридическим лицом ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» не были в установленный в предписании срок предприняты все зависящие от него меры по выполнению указанного предписания.
Отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, так как правонарушение, предусмотренное частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Таким образом, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, из материалов дела не усматривается.
Оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи.
Процессуальный срок для подачи жалобы на постановление мирового судьи, заявителем не пропущен.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении жалобы ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от xx.xx.xxxx, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 04.04.2022 года о привлечении ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» к административной ответственности оставить без изменения, жалобу ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья подпись И. В. Павлючик
Подлинное решение находится в материалах административного дела в отношении ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» за № 12-115/2020 (5-184/22) у мирового судьи 1-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска