Дело № 12-115/2022
УИД 29MS0055-01-2022-000211-70
Р Е Ш Е Н И Е
город Северодвинск 13 мая 2022 года
Судья Северодвинского городского суда Архангельской области Русанова Людмила Александровна, рассмотрев дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью строительная компания «Стройком» ФИО1 ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области от 07.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области от 07.02.2022 директор общества с ограниченной ответственностью строительная компания «Стройком» (далее – ООО СК «Стройком», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа с применением ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 651742 руб. 89 коп.
В жалобе (с учетом дополнений) и в суде директор ООО СК «Стройком» ФИО1 просит данное постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает возможным заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ. Не согласен с оценкой мировым судьей имеющихся по делу доказательств.
Помощник прокурора г.Северодвинска Дурнопьян К.Р. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил оставить обжалуемое постановление мирового судьи без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Потерпевший, муниципальное образование «Северодвинск» (далее – МО «Северодвинск»), в лице Администрации Северодвинска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.
Выслушав ФИО1, помощника прокурора г.Северодвинска Дурнопьяна К.Р., изучив материалы дела, проверив его в полном объёме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 314 Гражданского кодекса РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблензий в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
В силу положений ст.ст. 432, 766 Гражданского кодекса РФ условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно ст. 768 Гражданского кодекса РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что между комитетом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска (далее – комитет ЖКХ, ТиС), действующего от имени и в интересах муниципального образования «Северодвинск» в лице председателя комитета ЖКХ, ТиС ФИО2 и ООО СК «Стройком» в лице директора ФИО1 по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона от 02 декабря 2020 года № 414-04 (извещение № .....), идентификационный код закупки: ....., заключен муниципальный контракт от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ на выполнение работ по благоустройству общественной территории сквера ветеранов в <адрес>.
Пунктом 2.1 муниципального контракта от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом, в период с даты заключения по 15 августа 2021 года.
В соответствии с п. 2.3 муниципального контракта от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ результаты выполненных работ должны быть сданы заказчику не позднее конечных сроков выполнения работ, установленных п.п. 2.1 и 2.2 настоящего контракта и календарным планом (Приложение № 2 к настоящему контракту), либо с согласия заказчика досрочно.
Общая стоимость выполняемых по настоящему контракту работ (далее – цена контракта) определена в размере <данные изъяты> (п. 3.1 муниципального контракта от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ), с учетом дополнительного соглашения от 31 мая 2021 года № 268-20КЖКХ/Д-1 общая стоимость выполняемых по настоящему контракту работ (цена контракта) окончательно определена в размере <данные изъяты>
Согласно п. 6.3.1 муниципального контракта от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ подрядчик обязан не позднее установленных сроков (Приложение № 2) выполнения работ известить заказчика о готовности к сдаче результатов фактически выполненных работ и вызвать заказчика для их приемки (согласовать дату и время приемки), а заказчик обязан в срок не позднее 10 дней с момента извещения о готовности к сдаче результата фактически выполненных работ с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от настоящего контракта, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Из п. 6.8 муниципального контракта от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ следует, что подрядчик считается исполнившим обязательство по сдаче заказчику результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, с момента предоставления результатов выполненных работ для их сдачи и надлежащим образом оформленной технической и исполнительной документации заказчику или указанному им лицу при условии соответствия результата работ условиям контракта и приемки результатов выполненных работ заказчику.
В соответствии с п. 6.9 муниципального контракта от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ подрядчик обязан предъявить заказчику результаты исполнения контракта, обеспечить участие своего представителя при проведении вышеуказанной проверки заказчиком, оформить и предоставить заказчику акт о фактически исполненных обязательствах к установленному контрактом сроку с указанием объемов и стоимости фактически исполненных обязательств на дату, указанную в п. 2.1 настоящего контракта (по 15 августа 2021 года).
В нарушение приведенных положений действующего законодательства и условий муниципального контракта от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ ООО СК «Стройком» в установленный срок (не позднее 15 августа 2021 года) работы по благоустройству общественной территории сквера ветеранов в г. Северодвинске Архангельской области в полном объеме не выполнило.
Сумма неисполненных ООО СК «Стройком» работ муниципальному контракту от14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ на 15 августа 2021 года составила <данные изъяты>
Указанные обстоятельства подателем жалобы в судебном заседании не оспаривались.
Согласно информации Администрации Северодвинска от 15 декабря 2021 года №01-03-28/3543 неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, поскольку привело к недостижению целей, на которое предусмотрено финансирование из соответствующего бюджета, неисполнению бюджета и, следовательно, причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, выразившиеся в угрозе срыва реализации национального проекта «Жилье и городская среда», риске возврата денежных средств, перечисленных на проведение строительных работ в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, из которых осуществлялось финансирование по контракту.
Согласно паспорту национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 № 16) целями проекта является кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 %, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в 2 раза.
Архангельская область получила дополнительное финансирование на реализацию национального проекта с учетом предложения по благоустройству общественной территории сквера ветеранов в г. Северодвинске Архангельской области. Важнейшими критериями проектов, которые отбирались для участия в проекте считается их влияние на социально-экономическое развитие конкретного города.
Достижение целей реализации национального проекта определено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», согласно которому реализация указанного национального проекта обусловлена реализацией задачи федерального уровня, по повышению комфортности городской среды, что непосредственно отражено в Указе Президента Российской Федерации и является обязанностью органов власти и подведомственных им юридическим лицам, а именно, ими должны соблюдаться требования законодательства о контрактной системе, достигаться результаты закупки не путем создания преференций исполнителям контракта, а контролем за соблюдением и выполнением объемов работ в установленные сроки.
В соответствии с письмом комитета ЖКХ, ТиС от 16 сентября 2021 года № 03-01-07/10651 основным негативным последствием нарушения сроков выполнения работ является недостижения целей национального проекта и снижение финансирования муниципальной программы «Формирование современной городской среды муниципального образования «Северодвинск» на 2018-2024 годы» на следующие годы, в связи с чем ряд территорий, которые планировалось к благоустройству (озеленению), не будут включены в перечень программы из-за недостаточного финансирования по причине неосвоения выделенных денежных средств.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письмом Администрации Северодвинска от 15 декабря 2021 года № 01-03-28/3543, объяснением директора ООО СК «Стройком» от 13 сентября 2021 года, информацией комитета ЖКХ, ТиС об исполнении муниципального контракта от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ, муниципальным контрактом от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ с Приложениями №№ 1-2, протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01 декабря 2020 года № 412-04, протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02 декабря 2020 года № 414-04, актами осмотра благоустраиваемой территории от 21 мая 2021 года, 01 и 02 июня 2021 года, 06 июля 2021 года, 02, 06, 11 и 16 августа 2021 года, письмами комитета ЖКХ, ТиС от 26 августа 2021 года № 03-01-09/9795 и от 26 августа 2021 года № 03-01-09/9864, дополнительным соглашением от 31 мая 2021 года № 268-20-КЖКХ/Д-1 с приложением № 1, письмами комитета ЖКХ, ТиС от 16 сентября 2021 года № 03-01-07/10651, от 16 сентября 2021 года № 11-08-02/5863, выпиской из реестра муниципального имущества МО «Северодвинск», постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, которые отвечают требованиям ст.ст. 25.1, 25.2, 25.3, 25.6, 25.11, 26.2, 26.3, 26.7, 28.2, 28.4 КоАП РФ.
Таким образом, неисполнение ООО СК «Стройком» обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 14 декабря 2020 года № 268-20-КЖКХ, повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, определенным национальным проектом «Жилье и комфортная городская среда», в рамках которого выполнялись работы по благоустройству общественной территории сквера ветеранов в г. Северодвинске Архангельской области, при этом указанное деяние не влечет уголовной ответственности.
В связи с чем, доводы жалобы об отсутствии существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства опровергаются имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем являются несостоятельными.
Факт совершения директором ООО СК «Стройком», предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ административного правонарушения и его вина в его совершении, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, получивших оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ мировым судьей были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, мировой судья, с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года (вопрос 4), а также ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ правомерно признал директора ООО СК «Стройком» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, поскольку он допустил бездействие, повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Доводы директора ООО СК «Стройком» ФИО1 о том, что неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, обусловлено необходимостью выполнения дополнительного объема работ, дополнительных согласований, сложной обстановкой на рынке строительных материалов во внимание не принимаются, поскольку, соглашаясь при заключении муниципального контракта с установленными в нем условиями в части срока производства работ, ФИО1 как руководитель подрядчика обязан был проанализировать возможные риски, правовые последствия, а также соразмерность объема работ и срока, отведенного для ее выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать соблюдение установленного срока выполнения муниципального контракта.
Однако доказательств того, что у директора ООО СК «Стройком» ФИО1 отсутствовала возможность для соблюдения норм действующего законодательства и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, материалы дела не содержат и в судебное заседание не представлено.
Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены полно.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ мировым судьёй соблюдён, нарушений норм процессуального права не допущено.
Вопреки доводам жалобы административное наказание назначено директору ООО СК «Стройком» ФИО1 в пределах санкции ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, с учётом общих правил назначения наказания, предусмотренных КоАП РФ.
При определении размера наказания мировой судья учёл данные о личности ФИО1, его имущественное положение, семейное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих его административную ответственность обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Совершенное директором ООО СК «Стройком» ФИО1 административное правонарушение малозначительным не является.
Правовых оснований для изменения или отмены постановления неимеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Северодвинского судебного района Архангельской области от 07.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственностью строительная компания «Стройком» ФИО1 ФИО6 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.12–30.14 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Л.А.Русанова