Судья Смирнов С.Г.
Дело № 12-1162/2015
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
Судья Верховного Суда Республики Крым Егорова Е.С., рассмотрев материалы административного дела по жалобе начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым старшего государственного инспектора Республики Крым по охране природы ФИО6 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей Ялтинского городского суда Республики Крым 17 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 июля 2015 года производство по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя ФИО2 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное постановление судья пришел к выводу, что изложенное в протоколе деяние не может расцениваться как нарушение режима особо охраняемой природной территории регионального значения и поэтому не образует состава вмененного административного правонарушения. На момент обследования должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым парка «Мисхорский» его территория не была сформирована и не имела межевых границ, соответствующего положения о парке. Режим объекта особо охраняемой природной территории регионального значения установлен не был. Судьей установлено, что размещение ИП ФИО2 объектов выносной торговли негативно не воздействовало на земли парка, а потому нарушение ст.59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отсутствует. Положения п.3,7 ст.95 Земельного кодекса РФ не применяются по настоящему делу, поскольку устанавливают режим охраны земель особо охраняемых природных территорий федерального значения. Обстоятельства размещения на территории парка объектов выносной торговли и договорные отношения ФИО2 с администрацией парка не имеют значения для рассмотрения дела.
В жалобе заявитель ставит вопрос об отмене постановления судьи и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано, что в силу статьи 29 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений. Требования относительно режима парков-памятников садово-паркового искусства, предусмотренные статьей 21 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым", устанавливают запрет на всякую деятельность не связанную с выполнением возложенных на них задач. Согласно статьи 20 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» парки-памятники садово-паркового искусства являются природоохранными рекреационными особо охраняемыми природными территориями.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, государственный инспектор Республики Крым ФИО7 и лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, предприниматель ФИО2не явились. О времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статья 8.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 23 приведенного закона, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В силу статьи 12 данного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины утверждено Положение о государственной администрации Ливадийского, Массандровского, Мисхорского парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения, согласно п.3.1 которого Мисхорский парк определен как парк-памятник садово-паркового искусства общегосударственного значения и входит в состав природно-заповедного фонда Украины. На момент вынесения оспариваемого постановления копия данного Положения имелась в материалах дела (л.д.88-90).
В материалах дела также имеется копия охранного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды Министерства охраны окружающей природной среды Украины о передаче под охрану заповедного объекта – парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский» площадью 23 га (л.д.87). Указанным охранным свидетельством запрещено проведение хозяйственной и предпринимательской деятельности на территории парка-памятника без предварительного согласования с местными природоохранными органами.
Таким образом, на момент проведения должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ проверки, на парк «Мисхорский» распространяло свое действие вышеуказанное Положение.
Принимая во внимание вышеизложенное, выводы судьи о том, что на момент обследования парка «Мисхорский» не было утверждено положение, определяющее его режим особой охраны и допустимые виды использования особо охраняемых территорий регионального значения, и не установлен в отношении него правовой режим объекта особо охраняемой территории, а потому изложенное в протоколе деяние не может расцениваться как нарушение режима особо охраняемой природной территории регионального значения, являются неверным.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 05.02.2015 №69-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, куда включен парк памятник садово-паркового искусства «Мисхорский» площадью 23 га (л.д.95). Тем самым подтверждено сохранение статуса данного объекта.
Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от 17-ДД.ММ.ГГГГ выявлено размещение на территории парка-памятника «Мисхорский» временных объектов выносной торговли ООГ «Меркурий» на площади 80 кв.м.
Предпринимателем ФИО2 представлены пояснения, в которых указано, что право ООГ «Меркурий» разместить на территории данного парка памятника торговые объекты предоставлено решением Кореизского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № и паспортом привязки временного сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42, 46-50).
Из материалов дела следует, что ФИО2 имела статус предпринимателя по законодательству Украины (л.д.41). Сведений о том, что она приобрела статус предпринимателя по законодательству РФ, в материалах дела нет. Представленная ФИО2 разрешительная документация была выдана общественному объединению граждан «Меркурий». В каких правоотношениях предприниматель ФИО2 состоит с ООГ «Меркурий», из материалов дела не усматривается. Существовало ли ООГ «Меркурий» в качестве юридического лица на момент проведения проверки, не установлено.
В силу ч.2, 3 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Часть 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» устанавливает, что к особо охраняемым природным территориям Республики Крым, не установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", относятся объекты регионального значения: искусственно созданные объекты - парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки.
Согласно статье 21 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014, на территориях парков-памятников садово-паркового искусства запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая их сохранению, обеспечивается проведение экскурсий и массовый отдых населения, осуществляется уход за насаждениями.
На основании части 4 статьи 1 Закона Республики Крым от 10.11.2014 N 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» положение об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения является правовым актом, содержащим сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.
В постановлении судьи не была дана оценка существенным обстоятельствам дела о соответствии действий ФИО2 по размещению на территории Мисхорского парка-памятника садово-паркового искусства объекта выносной торговли по реализации сувениров, товаров курортного назначения установленному на территории парка правовому режиму охраны данного природного объекта.
Согласно пунктам 4 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные выше юридически значимые обстоятельства подлежали исследованию судьей, но не были полно и всесторонне исследованы, вследствие чего постановление в данной части не мотивировано.
Таким образом, имеются основания для отмены постановления судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в связи с существенным нарушением процессуальных требований при его принятии.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ на дату принятия настоящего решения не истек.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном статей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 – отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение судье.
Судья (подпись) Е.С. Егорова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>