ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1163/20 от 11.02.2021 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 12-155/2021

УИД: 22RS0068-01-2020-009587-34

Р Е Ш Е Н И Е

11 февраля 2021 года г.Барнаул

Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Мальцева О.А., рассмотрев дело по протесту Барнаульского транспортного прокурора С.О. Немцова на постановление руководителя инспекции госфинконтроля .... от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении начальника сектора конкурсных процедур отдела реализации федеральных и региональных программ и конкурсных процедур Министерства образования и науки .... ФИО1 <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок .... от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника сектора конкурсных программ и конкурсных процедур отдела реализации федеральных и региональных программ и конкурсных процедур Министерства образования и науки Алтайского края ФИО1, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, Барнаульский транспортный прокурор С.О. Немцов обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, ссылаясь на неверную оценку фактических обстоятельств дела должностным лицом, неправильное применение норм материального права. Указывает, что ФИО1, как должностным лицом Министерства образования и науки .... при утверждении аукционной документации по закупке указан неверный код ОКПД2 в отношении квадрокоптера, применен код 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные), вместо необходимого 30.30.32.120 (аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2 000 кг)., поскольку квадрокоптер является беспилотным воздушным судном, то есть летательным аппаратом.

Вывод о правомерном использовании в извещении о проведении электронного аукциона кода ОКПД2 32.99.53.130 в соответствии с целью использования приобретаемого оборудования противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании помощник Барнаульского транспортного прокурора на удовлетворении жалобы настаивал по доводам, изложенным в ней.

ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, указала, что квадрокоптер приобретался в учебно- демонстрационных целях, при этом, в подгруппу вертолетов и самолетов не входит.

Кроме того, согласно Правилам формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 допускается применение любого из трех, указанных в КТРУ кодов ОКПД2. В этой связи, с учетом целей использования приобретаемого товара, заказчиком был указан код 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные) из укрупненной позиции КТРУ 25.51.20.130-00000007 для товара «Мультикоптер».

Выслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30. 3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено 03.12.2020, получено прокурором – 10.12.2020. Жалоба подана в суд 17.12.2020, в связи с чем, срок на подачу жалобы не пропущен.

Административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).

Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

В позицию каталога включается следующая информация:

а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Из материалов дела следует, что постановлением Барнаульского транспортного прокурора от 13.11.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника сектора конкурсных процедур отдела реализации федеральных и региональных программ и конкурсных процедур Министерства образования и науки Алтайского края ФИО1 по факту утверждения аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе закупок.

Указано, что ФИО1, как должностным лицом Министерства образования и науки Алтайского края, осуществляющим контроль за разработкой аукционной документации и ее утверждение путем подписания усиленной электронной подписью, при утверждении аукционной документации по закупке применен неверный код ОКПД2 в отношении квадрокоптера, а именно 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные), вместо необходимого 30.30.32.120 (аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2 000 кг), поскольку приобретаемый товар – квадрокоптер любительский (1 шт.) является беспилотным воздушным судном, то есть летательным аппаратом.

Постановлением руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок .... от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения в виду соблюдения требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок при утверждении аукционной документации по закупке .

С данными выводами оснований не согласиться не имеется в виду следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В рамках данного Указа разработан национальный проект «Образование», реализация которого осуществляется, в том числе путем программных мероприятий государственной программы «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» и регионального проекта Алтайского края «Успех каждого ребенка».

С целью исполнения национального проекта 02.07.2020 в единой информационной системе Министерством образования и науки Алтайского края размещена документация о проведении электронного аукциона на поставку профильного оборудования для Дома научной коллаборации в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (закупка ) на сумму свыше 1 млн. руб.

Исходя из сведений, содержащихся в извещении, техническом задании и документации об электронном аукционе к закупке указаны, в том числе, квадрокоптер любительский - 1 штука; ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 32.99.53.130; конструктор программируемого квадрокоптера – 3 штуки; ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008)- 32.99.53.130.

Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ-ст, в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-9 цифровых знаков, его структура может быть представлена в следующем виде:

XX - класс;

ХХ.Х - подкласс;

ХХ.ХХ - группа;

ХХ.ХХ.Х - подгруппа;

ХХ.ХХ.ХХ - вид;

XX.XX.XX.XX0 - категория;

ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ - подкатегория.

Пунктами 3, 7 Правил предусмотрено, что заказчики вправе применить информацию, которая включена в позиции каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с настоящими правилами. В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик в качестве кода каталога указывает код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно сведениям из каталога, описания характеристик товара закупки «квадрокоптер любительский» в нем отсутствуют.

В каталог товаров, работ, услуг включены позиции 26.51.20.130-00000001 - 26.51.20.130-00000007 – «Мультикоптер», которые являются близкими по значению к товару закупки, поскольку «квадрокоптер» является разновидностью «мультикоптера». По укрупненной позиции каталога 26.51.20.130-00000007 в разделе «Справочная информация» указаны следующие коды ОКПД2, соответствующие товару «Мультикоптер»:

26.51.20.130 - радиоаппаратура дистанционного управления;

30.30.32.120 - аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг;

32.99.53.130- приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные.

Поскольку в каталоге отсутствовала необходимая позиция товара закупки, заказчиком в качестве кода каталога обосновано указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по виду экономической деятельности, как наиболее подходящий под специфику закупки и область применения - 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные). При этом, учитывается, что Правила применения кода каталога по закупке допускают применение любого из трех, указанных в нем, кодов ОКПД2.

Код ОКПД2 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные), согласно иерархическому методу классификации и последовательному методу кодирования относится к виду - Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей (32.99.53). Данная группировка включает широкий диапазон приборов, аппаратов и моделей, предназначенных для демонстрационных целей (например, в школах, лекционных аудиториях, выставках) и не пригодных для другого использования.

Учитывая вид экономической деятельности Министерства и цели использования приобретаемоготаемого оборудования (использование в рамках учебного и образовательного процессов), применение кода ОКПД2 - 32.99.53.130 при осуществлении закупки являлось допустимым.

Итоговый выбор Заказчиком конкретного кода (32.99.53.130) был проведен исходя из целей использования закупаемого оборудования - приобретение оборудования для Дома научной коллаборации в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2020 году, с использованием данного оборудования исключительно в рамках учебного и образовательного процесса.

Из пояснений ФИО1 следует, что основная цель использования квадрокоптера - это изучение устройства оборудования, механизма крыла, действия подъемной силы, задачи летательного аппарата по преодолению воздушного пространства с перемещением из одной точки в другую с выполнением каких-либо функций перед оборудованием не ставится.

Учитывая изложенное, вывод должностного лица о том, что при разработке и утверждении аукционной документации по закупке были соблюдены все требования законодательства, регламентирующие Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является верным. В этой связи в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Нарушений прав участников закупки в данном случае не усматривается, поскольку аукционная документация помимо кодов ОКПД 2 ОК 034-2014 содержала наименование товара, его описание и эксплуатационные характеристики.

Как верно указано руководителем инспекции госфинконтроля Алтайского края код ОКПД2 30.30.32.120 не может быть применен к квадрокоптеру, поскольку данная категория включена в подгруппу вертолеты и самолеты (30.30.3), который таковым не является.

Таким образом, проверив основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, оснований не согласиться с позицией должностного лица о необходимости прекращения производства по делу не имеется.

При этом, несогласие прокурора с оценкой доказательств по делу не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления и не свидетельствует о том, что должностным лицом были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 – 5 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление руководителя инспекции госфинконтроля Алтайского края от 03.12.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - оставить без изменения, протест Барнаульского транспортного прокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня получения через Центральный районный суд г. Барнаула.

Судья: О.А. Мальцева