Дело № 12-155/2021
УИД: 22RS0068-01-2020-009587-34
Р Е Ш Е Н И Е
11 февраля 2021 года г.Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Мальцева О.А., рассмотрев дело по протесту Барнаульского транспортного прокурора С.О. Немцова на постановление руководителя инспекции госфинконтроля ....№ от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении начальника сектора конкурсных процедур отдела реализации федеральных и региональных программ и конкурсных процедур Министерства образования и науки .... ФИО1 <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок ....№ от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника сектора конкурсных программ и конкурсных процедур отдела реализации федеральных и региональных программ и конкурсных процедур Министерства образования и науки Алтайского края ФИО1, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Барнаульский транспортный прокурор С.О. Немцов обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, ссылаясь на неверную оценку фактических обстоятельств дела должностным лицом, неправильное применение норм материального права. Указывает, что ФИО1, как должностным лицом Министерства образования и науки .... при утверждении аукционной документации по закупке № указан неверный код ОКПД2 в отношении квадрокоптера, применен код 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные), вместо необходимого 30.30.32.120 (аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2 000 кг)., поскольку квадрокоптер является беспилотным воздушным судном, то есть летательным аппаратом.
Вывод о правомерном использовании в извещении о проведении электронного аукциона кода ОКПД2 32.99.53.130 в соответствии с целью использования приобретаемого оборудования противоречит действующему законодательству.
В судебном заседании помощник Барнаульского транспортного прокурора на удовлетворении жалобы настаивал по доводам, изложенным в ней.
ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, указала, что квадрокоптер приобретался в учебно- демонстрационных целях, при этом, в подгруппу вертолетов и самолетов не входит.
Кроме того, согласно Правилам формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 допускается применение любого из трех, указанных в КТРУ кодов ОКПД2. В этой связи, с учетом целей использования приобретаемого товара, заказчиком был указан код 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные) из укрупненной позиции КТРУ 25.51.20.130-00000007 для товара «Мультикоптер».
Выслушав лицо, привлеченное к административной ответственности, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30. 3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено 03.12.2020, получено прокурором – 10.12.2020. Жалоба подана в суд 17.12.2020, в связи с чем, срок на подачу жалобы не пропущен.
Административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из материалов дела следует, что постановлением Барнаульского транспортного прокурора от 13.11.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника сектора конкурсных процедур отдела реализации федеральных и региональных программ и конкурсных процедур Министерства образования и науки Алтайского края ФИО1 по факту утверждения аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе закупок.
Указано, что ФИО1, как должностным лицом Министерства образования и науки Алтайского края, осуществляющим контроль за разработкой аукционной документации и ее утверждение путем подписания усиленной электронной подписью, при утверждении аукционной документации по закупке № применен неверный код ОКПД2 в отношении квадрокоптера, а именно 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные), вместо необходимого 30.30.32.120 (аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2 000 кг), поскольку приобретаемый товар – квадрокоптер любительский (1 шт.) является беспилотным воздушным судном, то есть летательным аппаратом.
Постановлением руководителя инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок ....№ от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения в виду соблюдения требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок при утверждении аукционной документации по закупке №.
С данными выводами оснований не согласиться не имеется в виду следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В рамках данного Указа разработан национальный проект «Образование», реализация которого осуществляется, в том числе путем программных мероприятий государственной программы «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» и регионального проекта Алтайского края «Успех каждого ребенка».
С целью исполнения национального проекта 02.07.2020 в единой информационной системе Министерством образования и науки Алтайского края размещена документация о проведении электронного аукциона на поставку профильного оборудования для Дома научной коллаборации в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (закупка №) на сумму свыше 1 млн. руб.
Исходя из сведений, содержащихся в извещении, техническом задании и документации об электронном аукционе к закупке указаны, в том числе, квадрокоптер любительский - 1 штука; ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 32.99.53.130; конструктор программируемого квадрокоптера – 3 штуки; ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008)- 32.99.53.130.
Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Госстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст, в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-9 цифровых знаков, его структура может быть представлена в следующем виде:
XX - класс;
ХХ.Х - подкласс;
ХХ.ХХ - группа;
ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ - вид;
XX.XX.XX.XX0 - категория;
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ - подкатегория.
Пунктами 3, 7 Правил предусмотрено, что заказчики вправе применить информацию, которая включена в позиции каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с настоящими правилами. В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик в качестве кода каталога указывает код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно сведениям из каталога, описания характеристик товара закупки «квадрокоптер любительский» в нем отсутствуют.
В каталог товаров, работ, услуг включены позиции 26.51.20.130-00000001 - 26.51.20.130-00000007 – «Мультикоптер», которые являются близкими по значению к товару закупки, поскольку «квадрокоптер» является разновидностью «мультикоптера». По укрупненной позиции каталога 26.51.20.130-00000007 в разделе «Справочная информация» указаны следующие коды ОКПД2, соответствующие товару «Мультикоптер»:
26.51.20.130 - радиоаппаратура дистанционного управления;
30.30.32.120 - аппараты летательные прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг;
32.99.53.130- приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные.
Поскольку в каталоге отсутствовала необходимая позиция товара закупки, заказчиком в качестве кода каталога обосновано указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по виду экономической деятельности, как наиболее подходящий под специфику закупки и область применения - 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные). При этом, учитывается, что Правила применения кода каталога по закупке допускают применение любого из трех, указанных в нем, кодов ОКПД2.
Код ОКПД2 32.99.53.130 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные), согласно иерархическому методу классификации и последовательному методу кодирования относится к виду - Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей (32.99.53). Данная группировка включает широкий диапазон приборов, аппаратов и моделей, предназначенных для демонстрационных целей (например, в школах, лекционных аудиториях, выставках) и не пригодных для другого использования.
Учитывая вид экономической деятельности Министерства и цели использования приобретаемоготаемого оборудования (использование в рамках учебного и образовательного процессов), применение кода ОКПД2 - 32.99.53.130 при осуществлении закупки являлось допустимым.
Итоговый выбор Заказчиком конкретного кода (32.99.53.130) был проведен исходя из целей использования закупаемого оборудования - приобретение оборудования для Дома научной коллаборации в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2020 году, с использованием данного оборудования исключительно в рамках учебного и образовательного процесса.
Из пояснений ФИО1 следует, что основная цель использования квадрокоптера - это изучение устройства оборудования, механизма крыла, действия подъемной силы, задачи летательного аппарата по преодолению воздушного пространства с перемещением из одной точки в другую с выполнением каких-либо функций перед оборудованием не ставится.
Учитывая изложенное, вывод должностного лица о том, что при разработке и утверждении аукционной документации по закупке № были соблюдены все требования законодательства, регламентирующие Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является верным. В этой связи в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Нарушений прав участников закупки в данном случае не усматривается, поскольку аукционная документация помимо кодов ОКПД 2 ОК 034-2014 содержала наименование товара, его описание и эксплуатационные характеристики.
Как верно указано руководителем инспекции госфинконтроля Алтайского края код ОКПД2 30.30.32.120 не может быть применен к квадрокоптеру, поскольку данная категория включена в подгруппу вертолеты и самолеты (30.30.3), который таковым не является.
Таким образом, проверив основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, оснований не согласиться с позицией должностного лица о необходимости прекращения производства по делу не имеется.
При этом, несогласие прокурора с оценкой доказательств по делу не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления и не свидетельствует о том, что должностным лицом были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 – 5 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление руководителя инспекции госфинконтроля Алтайского края № от 03.12.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - оставить без изменения, протест Барнаульского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня получения через Центральный районный суд г. Барнаула.
Судья: О.А. Мальцева