ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1165/2022 от 15.07.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

№12-1165/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

15 июля 2022 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу генерального директора АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» Пономарева Геннадия Сергеевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в , проживающего по адресу: на постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по ДФО (отдел НОАБПАСПОП) Григорьева М.В. №6-24/08-2022 от 07.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 07.02.2022 генеральный директор АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» Пономарев Г.С. привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе на постановление Пономарев Г.С. указал, что правонарушение выявлено в результате проверки, проведенной в сентябре 2021 года, однако, временем его совершения установлено 09.12.2021; на момент вынесения постановления срок давности привлечения к ответственности истек.

В возражении на жалобу и.о. Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Бондарь А.С. и должностное лицо, вынесшее постановление, Григорьев М.В. полагают оспариваемый акт оставлению без изменения.

Пономарев Г.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся в установленном законом порядке.

Должностное лицо Григорьев М.В. и помощник Хабаровского транспортного прокурора Болтовский В.Р. настаивают на законности вынесенного постановления.

Изучив представленные материалы, доводы жалобы, выслушав прокурора и должностное лицо, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях правонарушением признается неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч.10 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, под которыми в силу ч.1 настоящей статьи понимаются противоправные действия (бездействие), в том числе террористические акты, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Целями обеспечения транспортной безопасности в силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ определено, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе: аэродромы и аэропорты, здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта.

Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (ч.9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).

Согласно п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица: не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Работники подразделений транспортной безопасности обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников. Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок прохождения указанных периодических проверок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия (ч.4 ст.12.3 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).

Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации (ч.8 ст.12.2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 №1605 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, согласно пп.13 п.6 которых, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со ст.12.1 Федерального закона.

Статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ и п.5 вышеназванных Требований определено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные ст.7 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Таким образом, в силу ч.9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ, эксплуатируя объект транспортной инфраструктуры – аэропорт Комсомольск-на-Амуре, АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ, также возлагается обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Как усматривается из материалов дела, Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой в период с 9 по 30 декабря 2021 года на основании решения от 08.12.2021 №104 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской, авиации, о транспортной безопасности, о соблюдении прав пассажиров на воздушном транспорте в АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», целью проверки являлось анализ устранения ранее выявленных нарушений законодательства о транспортной безопасности, включенных в представление Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратуры от 15.09.2021 №02-04/4-2021/Прдп144-2.

В ходе проверки установлено, в нарушение вышеназванных требований законодательства о транспортной безопасности, сотрудниками службы авиационной безопасности Серченко Г.А., Стрижковой М.С., Макаровой Н.С., Козловым С.К., Виноградовым Э.В., Каталевич Ю.А., Лепетя С.В., Гусевской И.А., а также генеральным директором Пономаревым Г.С. не пройдена специальная подготовка в области обеспечения транспортной безопасности; сотрудниками службы авиационной безопасности не пройден ежегодный медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; из 11 камер видеонаблюдения в АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в рабочем состоянии - 8 камер, 3 камеры не работают.

В связи с необеспечением АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» полного комплекса мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, 29.12.2021 Комсомольским-на-Амуре транспортным прокурором в отношении генерального директора Пономарева Г.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением должностного лица МТУ Ространснадзора по ДФО от 07.02.2022 Пономарев Г.С. привлечен к административной ответственности за вмененное правонарушение.

Фактические обстоятельства и вина Пономарева Г.С. в деянии подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе: представлением об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности от 15.09.2021, решением о проведении проверки от 08.12.2021 №104, актом проверки от 09.12.2021, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.12.2021, приказом от 05.11.2019 №50-Л, Уставом юридического лица, которые соответствуют положениям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Являясь генеральным директором АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, Пономарев Г.С. допустил неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доказательств принятия должностным лицом всех необходимых и своевременных мер для соблюдения вышеназванных требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, объективной невозможности исполнения действующего законодательства не представлено.

Вопреки доводам жалобы, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Согласно представленным материалам, нарушения выявлены прокуратурой в ходе проверки исполнения ранее выданного представления №02-04/4-2021/Прдп144-2, проведенной в период с 9 по 30 декабря 2021 года, результаты проверки оформлены актом от 09.12.2021, следовательно, двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, который, в данном случае, следует исчислять с 09.12.2021, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, так как совершенное правонарушение посягает на интересы государства в области обеспечения транспортной безопасности, целями которой являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства, в силу чего не может расцениваться как малозначительное.

Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление подлежит отмене при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

При проверке законности и обоснованности постановления существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.

При принятии решения суд учитывает решение Арбитражного районного суда Хабаровского края от 22.04.2022, которым отказано в удовлетворении требований Общества о признании незаконным и отмене постановления в отношении АО «Комсомольский на-Амуре аэропорт» по части 1 ст.11.15.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по ДФО (отдел НОАБПАСПОП) Григорьева М.В. №6-24/08-2022 от 07.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» Пономарева Геннадия Сергеевича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Е.С. Ткаченко