№ 12-116/11
Р Е Ш Е Н И Е
27 октября 2011 года г. Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе : председательствующего судьи Шор А.В.,
при секретаре Саакяне Г.А.,
с участием представителя заявителя ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе ФИО5 на постановление Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области № № от 16.05.2011 о назначении руководителю ООО ФИО5 административного наказания по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Руководитель ФИО10» ФИО5 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области № 15-12/33 от 16.05.2011 о назначении ему как руководителю ООО административного наказания по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В заявлении указал, что возглавляемое им общество в мае 2011 г. было привлечено к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ, однако о том, что он как руководитель общества также был привлечен к административной ответственности, ему стало известно лишь 22.09.2011г. от судебных приставов-исполнителей. Указывает, что не был уведомлен о дате и месте рассмотрения административного дела, чем было нарушено его право на защиту. Кроме того, считает, что одновременное привлечение общества и его как руководителя общества к административной ответственности за одно и тоже правонарушение недопустимо. Просит признать незаконным и отменить постановление № 15-12/33 от 16.05.2011 года, вынесенное Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской о назначении административного наказания по статье 15.1 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО5 не явился, извещен о рассмотрении дела.
Представитель заявителя ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы заявления, кроме того дополнила, что выявленный налоговой проверкой один случай неприменения ККТ в сумме <данные изъяты> рублей произошел по причине ошибочного отражения дважды указанной суммы в книге учета доходов и расходов, в то время как денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей была получена в кассу предприятия только один раз. Данная ошибка имела место, поскольку ККТ находится на месте приема денежных средств - на Оринском месторождении строительных песков в <адрес>, а бухгалтерия общества, куда сдается денежная наличность, находится в городе Орске. По этой же причине наличные денежные средства иногда сдаются нарастающим итогом за несколько дней и, соответственно, оприходование указанных денежных средств в книге учета доходов и расходов происходит единовременно, в накопительном порядке за несколько дней. Неоприходование выручки 31.03.2011 в сумме <данные изъяты> рублей и 05.04.2011 в сумме <данные изъяты> рублей произошло из-за не поступления денежных средств в кассу общества, поскольку покупатели, оплатив товар, в последующем отказались его получать, в связи с чем спорные суммы были им возвращены, о чем были составлены акты о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным чекам, расходные кассовые ордеры.
Представитель налогового органа ФИО4 требования заявителя не признала, в представленных в материалы дела отзыве и в судебном заседании свою позицию мотивировала теми же основаниями, что лежат в основе оспариваемого постановления. Считает, что из представленных заявителем в обоснование своих доводов документов (книга учета доходов и расходов за 2009 год и журнал кассира-операциониста за 29.04.2009-04.05.2009 г.) не усматривается, что сумма <данные изъяты> рублей была ошибочно включена в книгу учета доходов и расходов за 2009 год. Несвоевременное оприходование выручки является административным правонарушением, подпадающим под статью 15.1 КоАП РФ, руководитель ООО обжалуемым постановлением привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоприходование денежной наличности, полученной с применением ККТ в сумме <данные изъяты> руб. в кассу предприятия. Кроме того, указывает, что ФИО5 не представлены документы, подтверждающие возврат покупателям денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и налогового органа, исследовав материалы дела, суд не находит основания для отмены или изменения постановления Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области.
Судом установлено, что Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области 20.04.2011 проведена проверка соблюдения ООО законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, полноты учета выручки, полученной с применением ККТ, порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, работа с денежной наличностью на предприятиях должны быть организованы в соответствии с утвержденным решением Совета директоров Банка России Порядком ведения кассовых операций в Российской федерации от 22.09.1993 № 40 (далее по тексту - Порядок ).
Так, в соответствии с п. 1, 3 Порядка, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
При этом, ежедневно кассир-операционист должен составлять в одном экземпляре отчет о выручке за рабочий день, подписывать его и сдавать вместе с выручкой по приходному кассовому ордеру старшему кассиру, или руководителю организации, или инкассатору банка.
Согласно п. 13 Порядка от 22.09.1993 № 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
В соответствии с п. 19 Порядка, прием и выдача денег по кассовым ордерам, может производиться только в день их составления.
Пунктом 20 Порядка установлено, что при получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:
а) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или лиц на это уполномоченных;
б) правильность оформления документов;
в) наличие перечисленных в документах приложений.
В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
Согласно п. 21 Порядка, приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
В соответствии с п. 24 Порядка, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Пунктом 27 Порядка определено, что наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.
Таким образом, приходный кассовый ордер является первичным учетным документом в сфере учета поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.
В соответствии с п. 6.1 Типовых правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 N 104, при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка). Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром - операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно - кассовой машины.
По результатам проверки представителями инспекции составлены акт № от 04.05.2011 года проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов, и протокол № от 05.05.2011 года об административном правонарушении.
На основании данного протокола налоговым органом 16.05.2011 вынесены постановления № и № о назначении административного наказания, которым ООО и его руководитель ФИО5 признаны виновными в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ и привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно.
В ходе проверки ООО руководителем которого является ФИО5, установлен один случай не применения ККТ при осуществлении обществом наличных денежных расчетов за период с 20.04.2008 по 20.04.2011 на сумму <данные изъяты> рублей. Кроме того выявлены случаи несвоевременного оприходования выручки, полученной с применением ККТ в 1 квартале 2011 года, а также два случая не оприходования выручки, полученной с применением ККТ (31.03.2011 и 05.04.2011) на общую сумму <данные изъяты> рублей, в результате чего ООО были нарушены требования п. 1.3, 13, 19, 21, 24, 27 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40, и требования пп. 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством Финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ООО от 04.05.2011 года №, протоколом об административном правонарушении от 05.05.2011 года № в отношении ФИО5, данными книги учета доходов и расходов организации, применяющей упрощенную систему налогооблажения за 2009 г., журнала кассира-операциониста с 10.03.2010г. по 21.04.2011г., расходными кассовыми ордерами и отчетами кассира (л.д. 36-96).
Согласно ст. 15.1 КоАП РФ (здесь и далее - в редакции, действующей в спорный период) нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статьёй 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании приказа № от 01.11.2007 г. ФИО5 является директором ООО
Учитывая, что ФИО5 как должностное лицо - руководитель ООО не организовал и не проконтролировал надлежащим образом работу правильности ведения кассовых операций и полноты учета и оприходования выручки, полученной с применением КТТ в сумме <данные изъяты> рублей в кассу предприятия, он обоснованно был привлечен к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума от 24.03.2005. № 5 "О некоторых вопроса, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п. 15).
В связи с этим доводы ФИО5 о том, что одновременное привлечение общества и его как руководителя общества к административной ответственности за одно и тоже правонарушение недопустимо, являются несостоятельными.
Ссылка заявителя на нарушение его прав на защиту в связи с отсутствие извещения о дате и времени составления постановления 16.05.2011г., судом отвергается, так как согласно протоколу об административном правонарушении от 05.05.2011г. представитель руководителя ООО ФИО5 по доверенности ФИО2 извещался о рассмотрении протоколов № на 16.05.2011г. на 11 часов (л.д. 39).
В обоснование доводов представителя заявителя о том, что денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, полученные ООО 29.04.2009 от покупателей с применением контрольно-кассовой машины, и включенные в этот же день в книгу учета доходов и расходов, 04.05.2009 были сданы в бухгалтерию общества, вместе с выручкой за 30.04.2009 в сумме <данные изъяты> рублей, и выручкой за 04.05.2009 в сумме <данные изъяты> рублей, и повторно включены в книгу учета доходов и расходов, представлены в суд журнал кассира-операциониста. Кроме того, суду представлены объяснения работника ОООФИО1 об отказе покупателей от оплаченного товара, и возврате денежные средства в размерах <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей, а также акты о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам, копии кассовых чеков, расходные кассовые ордеры, вкладные листы кассовой книги на спорные даты.
Однако представленные доказательства суд оценивает критически, так как они, несмотря на требование № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30) не были представлены налоговой инспекции, а появились только в суде, после проведенной проверки.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ст. 15.1. КоАП РФ, как нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1. КоАП РФ, является формальным. Правонарушения, предусмотренные данной статьей, нарушают интересы государства в сфере установленного порядка обращения денег, и ответственность за данные правонарушения наступает независимо от размера вреда, наступления последствий и их тяжести.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание ФИО5 назначено в пределах санкции ст. 15.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом данных о личности, обстоятельств совершенного правонарушения, и является справедливым.
Кроме того, как было установлено в судебном заседании после принятии заявления ФИО5 к производству и предоставления налоговым органом подтверждающих документов, обжалуемое постановление от 16.05.2011г. было получено ФИО5 31.05.2011 г., что подтверждается сопроводительным письмом МИФНС России № 9 по Оренбургской области № от 16.05.2011г. о направлении в адрес ФИО5 и ООО двух постановлений № и № и почтовым уведомлением о получении корреспонденции (л.д. 19-22). Таким образом, ФИО5 пропущен предусмотренный ст. 30.3 КоАП РФ 10- дневный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Ходатайство ФИО5 о восстановлении пропущенного процессуального срока отсутствует.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области № от 16.05.2011 о привлечении руководителя ООО ФИО5 к административной ответственности по ст. 15.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей оставить без изменения, жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Шор