ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/17 от 04.07.2017 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 12-116/2017

Поступило в суд: 04.07.2017 года

РЕШЕНИЕ

Судья Новосибирского районного суда Новосибирской области Камышникова И.В., при секретаре Нагольной Е.А.,

рассмотрев жалобу Врио генерального директора ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении № №... от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении № №... от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области ФИО ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Врио генерального директора ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора ФИО2, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить и ограничиться устным замечанием.

По доводам жалобы, по делу нарушена процедура составления протокола об административном правонарушении. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора). Основаниями для проведения проверки являются своевременно врученные руководителю организации приказ либо распоряжение. ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора не вручались данные документы. Пунктом 3 ст. 3 федерального закона № 2202 от 17.01.1992 года «О прокуратуре РФ» предусмотрено исключение для органов прокуратуры проводящих контрольно-надзорные мероприятия, в отношении юридических лиц. Надзорному органу предоставлено право по распоряжению вышестоящей прокуратуры проводить проверки юридических лиц с привлечением специалистов в той или иной области познаний. Согласно ст. 22 вышеуказанного федерального закона мерами прокурорского реагирования являются: постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию, представление об устранении нарушений законов, протест на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона. По результатам проверки ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ. Иных документов не последовало. При ознакомлении с материалами проверки 15 марта 2017 года представителем юридического лица было установлено наличие дела №... года в отношении должностных лиц. Административные производства в отношении юридического лица представлены не были. На основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица инспектором ГИТ ФИО были составлены 4 протокола, а далее вынесены им же 4 постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности. Постановление № №... о назначении административного наказания было вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 01.03.2017 года. Данный протокол составлен впервые. В данном постановлении об административном правонарушении перечислены следующие нарушения юридического лица: неуказание в трудовом договоре сведений о документах, удостоверяющих личность работника, неуказание места заключения трудового договора, а также условий труда на рабочем месте. В протоколе и обжалуемом постановлении не отражены все элементы состава данного административного правонарушения. Действующей ранее редакцией ст. 57 ТК РФ (до ДД.ММ.ГГГГ) не устанавливалась обязанность для работодателя указывать данные сведения. При этом рассматриваемая норма не является императивной. Абзац о необходимости указания условий труда на рабочем месте введен в действие Федеральным законом от 28.12.2013 г. №.... В силу статья 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, протокол и постановление о назначении административного наказания не содержат объективной стороны административного правонарушения. Характер и степень общественной опасности допущенного обществом административного правонарушения свидетельствуют о том, правонарушение в данном конкретном случае является малозначительным.

Защитник Мельникова Е.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Законный представитель ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора и заместитель начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области ФИО, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются, наряду с иными сведениями, необходимыми для разрешения дела, место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, является существенным недостатком протокола.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление указанным требованиям не отвечают.

Частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Как следует из материалов дела, заместителем начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области ФИОДД.ММ.ГГГГ в отношении ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора был составлен протокол № №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в действиях ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Из протокола нельзя с достоверностью установить время совершения административного правонарушения. В протоколе указано время совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ без конкретизации того, когда имело место каждое из действий, квалифицируемое должностным лицом как административном правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении № №... от ДД.ММ.ГГГГ, при изучении материалов прокурорской проверки, проведенной в ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора, по результатам проведенных надзорно-контрольных мероприятий установлено, что в нарушение требований абз. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре ФИО1 отсутствует сведения о документах, удостоверяющих личность работника, в нарушении требований абз. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре ФИО1 не указано место заключения трудового договора, в нарушение ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре, дополнительных соглашении к трудовому договору ФИО1 не указаны условия труда на рабочем месте согласно (аттестации рабочих мест).

При этом обжалуемое постановление не содержит указания на время и место совершения административного правонарушения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения, составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса, составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса, вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" мероприятие по контролю – действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

Согласно ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде и б) причинение вреда окружающей среде.

На основании ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.01.1992 N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры вправе на основании поступившей им информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, проводить проверки исполнения законов в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

В материалах дела, вопреки указанию на то в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания, не представлено доказательств того, что административное правонарушение обнаружено по результатам проведения проверки органом прокуратуры с привлечением должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, либо в ходе мероприятия по контролю, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Таким образом, представленные документы являются недопустимыми доказательствами в силу положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, как полученные с нарушением требований закона, иных допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в действиях ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора в материалах дела не представлено.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку, при рассмотрении данного дела должностным лицом имеют место существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Отменить постановление по делу об административном правонарушении № №... от 07.03.2017 года заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области ФИО, которым ФБУН ГНЦ ВБ «... Роспотребнадзора признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФБУН ГНЦ ВБ «...» Роспотребнадзора прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу законного представителя ФБУН ГНЦ ВБ ...» Роспотребнадзора удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.В. Камышникова

Копия верна: Судья – Секретарь –