ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/17 от 29.11.2017 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело № 12-116/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

29 ноября 2017 года г. Колпашево Томской области

Судья Колпашевского городского суда Томской области Бакулина Н.В.,

с участием лица, привлеченного к административной ответственности, - генерального директора ЗАО «.....» ФИО1, его защитника Гаврилова В.В.,

рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Гаврилова В.В. на постановление от д.м.г., вынесенное начальником отдела (инспекции) государственного надзора по ..... межрегионального территориального управления Росстандарта Щ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ЗАО «.....» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

д.м.г. постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником отдела (инспекции) государственного надзора по ..... межрегионального территориального управления Росстандарта Щ, должностное лицо - генеральный директор ЗАО «.....» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ФИО1 – Гаврилов В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы, указав, что выводы административного органа о совершении вменяемого правонарушения основаны на результатах проведенных испытаний продукции ЗАО «.....» (протоколы испытаний , от д.м.г.), которые вызывают сомнения и являются ненадлежащими доказательствами. В силу Постановления Госстандарта РФ от 01.09.2013 № 99 «Об утверждении порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора» и положений ГОСТ 31814-2012 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия, для проведения испытаний производится отбор образцов продукции, зафиксированный в акте отбора образцов. При этом, образцы продукции, отбираемые для исследования должны быть изолированными, упакованы, опломбированы, а также иметь индивидуальные номера (шифры). Указанные требования направлены на соблюдение принципа идентификации и индивидуализации испытуемых образцов. Установленный порядок направлен на обеспечение достоверности и обоснованности результатов проведенных испытаний. Вместе с тем, из протоколов испытаний продукции заявителя и от д.м.г. не представляется возможным установить, в каком виде поступили образцы испытуемой продукции, какими идентификационными признаками обладают поступившие образцы, являются ли поступившие образцы образцами продукции, отобранными административным органом в ходе проведения проверки. При этом, акт отбора образца продукции в испытательную лабораторию административным органом не представлен, сопроводительным документом к образцам явились направления и от д.м.г.. Однако составление такого документа как направление, которое подписано лишь инспектором и не является актом отбора образцов не предусмотрено ни одним из порядков отбора образцов для испытаний, проведения испытаний. В силу чего, не представляется возможным установить испытание какой именно продукции проводились в Испытательном центра ФБУ «.....», акт отбора образцов испытательному центру административным органом не предоставлялся, в каком виде поступили образцы на испытание, в частности, не указаны индивидуальные номера (шифры), позволяющие идентифицировать испытуемые образцы, не указано. Следовательно, поименованные протоколы дают основание сомневаться в достоверности результатов проведенных испытаний и не могут являться надлежащим достоверным доказательством объективной стороны вмененного ФИО1 состава административного правонарушения. Кроме того, ЗАО «.....» были направлены образцы продукции из той же партии, в отношении которой проводилась проверка административным органом, для проведения испытаний на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 в ПАО «.....». По результатам проведенных испытаний, нарушений требований, установленных в протоколах испытаний и от д.м.г., не установлено, что, в том числе, подтверждается протоколом от д.м.г..

Лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1 в судебном заседании жалобу защитника поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, дополнительно указав, что он был приглашен для ознакомления с двумя разными протоколами, в отношении него, как генерального директора ЗАО «.....» и в отношении юридического лица ЗАО «.....». Должностное лицо при составлении этих протоколов права ему не разъясняла, он поверхностно ознакомился с существом нарушения, графу 9 в двух протоколах, где перечислены права, он не читал, он поставил подписи в тех стоках, на которые ему были указано должностным лицом. Считает, что продукция, производимая ЗАО «......», полностью соответствует предъявляемым требованиям.

Защитник должностного лица ФИО1 – Гаврилов В.В. в судебном заседании требования, изложенные в жалобе, поддержал, дополнив, что должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «.....» ФИО1 последнему не были разъяснены его процессуальные права, о чем также свидетельствует отсутствие его подписи в протоколе.

Начальник отдела (инспекции) государственного надзора ..... межрегионального территориального управления Росстандарта Щ, надлежащим образом извещённая о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие должностного лица.

В письменных пояснениях начальник отдела (инспекции) государственного надзора по ..... межрегионального территориального управления Росстандарта Щ указывает, что по результатам плановой проверки ЗАО «.....» (акт от д.м.г.) д.м.г. были возбуждены дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО «.....» (протокол от д.м.г.) и должностного лица – генерального директора ЗАО «.....» ФИО1 (протокол от д.м.г.) по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Вначале ФИО1, как законному представителю юридического лица, был представлен для ознакомления протокол , в котором он расписался во всех пунктах, где необходимо было поставить подпись, в том числе и в п.9. Затем ФИО1 была представлена возможность ознакомится с протоколом , о чем свидетельствуют его подписи и собственноручно написанное объяснение. В п.9 указанного протокола пропущена подпись из-за невнимательности ФИО1, так как он очень торопился. По содержанию протокола объяснений и замечаний со стороны ФИО1 не было и он не отказывался от подписания протокола. В аналогичном п.9 протокола подпись ФИО1 имеется, следовательно, ознакомление с п.9 имело место. Данное упущение было обнаружено при копировании документов для отправки в суд. Также полагает, что в соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ и Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 №5 данное упущение является несущественным недостатком.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что оно вынесено д.м.г. и в этот же день его копия получена генеральным директором ЗАО «.....» ФИО1, о чем свидетельствует его собственноручная подпись в постановлении от д.м.г.. Жалоба по делу об административном правонарушении принесена защитником генерального директора ЗАО «.....» Гавриловым В.В. в суд д.м.г., то есть в пределах предусмотренного законом десятидневного срока для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах жалоба по делу об административном правонарушении, поданная защитником должностного лица – генерального директора ЗАО «.....» Гавриловым В.В., подлежит рассмотрению по существу.

Проверив административный материал в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в полном объеме, заслушав защитника лица, привлеченного к административной ответственности, проверив доводы жалобы, будучи не связанным ее доводами, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, на основании приказа от д.м.г., вынесенного и.о. руководителя ..... территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении ЗАО «.....» по адресу: , проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что д.м.г. с ...... часов до ...... часов юридическим лицом ЗАО «......» допущено нарушение ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», п.п. 1 и 2 ст. 6 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» по электрическому сопротивлению токопроводящей жилы: кабель силовой марки ВВГ-Пнг (А)-LS 3х6 ок – 0,66 не соответствует п. 1 ст. 6 ТР ТС 004/2011 (п. 5.2.1.3 ГОСТ 31996-2012) по электрическому сопротивлению токопроводящей жилы: фактическое сопротивление жилы в белой оболочке – 3,18 Ом, жилы в бело-синей оболочке – 3,18 Ом, жилы в желто-зеленой оболочке -3,17 Ом, вместо не более 3,08 Ом для сечения 6,0 мм?; провод марки ПВС 2х1,5 + 1х1,5 380В ГОСТ 7399-97 не соответствует п. 1 ст. 6 ТР ТС 004/2011 (п. 4.1.1.1 ГОСТ 7399-97) по электрическому сопротивлению токопроводящей жилы: фактическое сопротивление жилы в коричневой оболочке – 13,7 Ом, жилы в синей оболочке 13,6 Ом, жилы в желто-зеленой оболочке – 13,4 Ом, вместо не более 13,3 Ом для сечения 1,5 мм?.

По результатам проверки ЗАО «.....» должностным лицом ...... Росстандарта начальником отдела (инспекции) государственного надзора по Щ составлен Акт проверки от д.м.г..

д.м.г. в отношении генерального директора Закрытого акционерного общества «......» ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (л.д. 87).

д.м.г. начальником отдела (инспекции) государственного надзора по ...... Росстандарта Щ вынесено постановление о привлечении должностного лица – генерального директора ЗАО «......» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение им, как генеральным директором ЗАО «......», обязательных требований пунктов 1 и 2 ст. 6 «Обеспечение соответствия требованиям безопасности» Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» ТР ТС 004/2011 (утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года № 768) к продукции, выпускаемой в обращение и находящейся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частями 2 и 3 ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Как следует из ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Согласно части 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).

Из содержания протокола об административном правонарушении от д.м.г., имеющегося в материалах дела в виде оригинала (л.д. 87), усматривается, что ФИО1 в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административном правонарушении.

Так, в протоколе содержится выполненная типографским способом запись о том, что права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и положения ст. 51 Конституции РФ разъяснены, однако в соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанных статей, подпись ФИО1 отсутствует. Расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальных документов по настоящему делу, в материалах дела также не имеется. Запись составившего протокол должностного лица о том, что права разъяснялись, но ФИО1 отказался удостоверить это своей подписью, в протоколе также отсутствует.

Более того, в судебном заседании ФИО1 пояснил, что ему должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, как в отношении него, как генерального директора, так и в отношении ЗАО «.....», права не разъяснялись. С протоколами об административном правонарушении и в отношении него, как генерального директора, так и в отношении ЗАО «.....» он бегло знакомился в части существа правонарушения, права, которые изложены в письменном виде, он не читал, проставив подписи там, где было на то указано должностным лицом.

Помимо этого, должностное лицо начальник отдела (инспекции) государственного надзора по ...... Росстандарта Щ в ответе на запрос о том, разъяснялись ли ФИО1 его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении него, как генерального директора, факт разъяснения прав не подтвердила, указав на то, что ФИО1 не проставил подпись в соответствующей графе протокола, что согласуется с пояснениями ФИО1 в судебном заседании о том, что фактически процессуальные права ему не разъяснялись.

Ссылка должностного лица на то, что ознакомление ФИО1 с п. 9 протокола (где перечислены его права) имела место при ознакомлении с протоколом в отношении ЗАО «......», не может быть принята во внимание, так как это другое административное производство, и доказательств разъяснения прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении генерального директора ЗАО «.....» не представлено. В сложившейся ситуации стандартное указание в бланке протокола на разъяснение ФИО1 его прав в другом административном производстве в отношении иного субъекта административной ответственности, со ссылкой на положения ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ не может подтверждать соблюдение в процессе составления протокола об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО « .....» требований ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

В соответствии с пунктом 18 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

Следовательно, не разъяснение прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением закона.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о составлении протокола об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «.....» ФИО1 с нарушением положений ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ и нарушении права лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, а потому указанный протокол об административном правонарушении надлежащим доказательством по делу являться не может, поскольку составлен с существенным нарушением требований закона, в связи с чем подлежит исключению из числа доказательств по делу.

В силу положений ч.ч.1, 4 ст. 1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом протокол об административном правонарушении представляет собой основной процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.

Иные доказательства по делу могут лишь дополнять протокол об административном правонарушении, но не могут его заменять.

Вместе с тем возможность возвращения протокола об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО «.....» ФИО1 для устранения недостатков должностному лицу, его составившему, в настоящее время утрачена, поскольку данные действия в соответствии с положениями ст. 29.4 КоАП РФ возможны только при подготовке дела к рассмотрению, в связи с чем, указанные процессуальные нарушения, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении, не могут быть устранены при новом рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от д.м.г. было вынесено при отсутствии надлежащих доказательств вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом отсутствия надлежащих доказательств по делу все иные доводы, изложенные заявителем в жалобе и в ходе судебного разбирательства стороной защиты, существенного значения не имеют, а потому оценке не подлежат.

Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу о том, что постановление начальника отдела (инспекции) государственного надзора по ..... межрегионального территориального управления Росстандарта Щ от д.м.г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ЗАО «......» ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ судья,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела (инспекции) государственного надзора по .....Щ от д.м.г. о назначении административного наказания, которым генеральный директор Закрытого акционерного общества «.......» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья: Н.В. Бакулина