Дело № 12-116/2017
РЕШЕНИЕ
г. Вельск 30 ноября 2017 года
Судья Вельского районного суда Архангельской области Пескишев С.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «У дома» Кирсы О.В. на постановление мирового судьи судебного участка №2 Вельского судебного района Архангельской области № от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №2 Вельского судебного района Архангельской области № от 25 октября 2017 года ООО «У дома» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Защитник ООО «У дома» Кирса О.В. с обжалуемым постановлением не согласен, просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с составлением протокола об административном правонарушении неполномочным лицом. В обоснование жалобы указывает, что мировой судья не учел, что в соответствии с п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на Основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье: должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 13.15, статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Деяния Общества квалифицированы по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Как следует из положений ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2.1 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 23.50 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе только руководители указанных органов и их заместители. Таким образом, консультант лицензионного отдела министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, не занимая должность руководителя либо заместителя указанного органа, не наделен полномочиями составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Кроме того, как пояснила в судебном заседании ФИО1., сведения о нарушениях законодательства (места, даты, времени реализации алкогольной продукции) были получены в результате мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и принимаются, как достоверные, поскольку они были подписаны электронной подписью лицензиата. Однако, сведения о реализации алкогольной продукции, представленные в материалы дела, указаний на наличие электронной подписи не содержат, что ставит под сомнение достоверность содержащихся в материалах дела данных.
В судебном защитник Кирса О.В. доводы жалобы поддержал по тем же основаниям.
Генеральный директор ООО «У дома» ФИО2. на судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, жалобу поддерживает, просит рассмотреть жалобу без ее участия.
Министр Агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО3. в возражениях просит постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив дело в полном объёме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом правовых оснований для отмены или изменения постановления.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно положениям ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из обжалуемого постановления мирового судьи судебного участка №2 Вельского судебного района Архангельской области № от 25 октября 2017 года о назначении административного наказания, вынесенного на основании протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ООО «У дома», расположенного по адресу: <адрес>, которое в период с 23:00 до 08:00 часов с 1 по 10 августа 2017 года, осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах: магазине <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>; магазине <данные изъяты> по адресу: <адрес>; магазине <данные изъяты> по адресу: <адрес>; магазине <данные изъяты> по адресу: <адрес>; магазине <данные изъяты> по адресу: <адрес>, чем нарушило п. 9 ст. 16 и абз. 24 п. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа …на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Довод защитника Кирсы О.В. о том, что протокол об административном правонарушении составлен ненадлежащим должностным лицом, суд считает несостоятельным.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся: наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с ч. 5 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В силу положений ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье.
В силу ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 г. № 127-пп, утверждено положение о министерстве агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее – Положение).
Согласно ч. 1 Положения министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - министерство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере: производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции; лицензирования отдельных видов деятельности.
В п. 52 ч. 8 Положения определено, что министерство осуществляет полномочия в сфере своего ведения - реализация на территории Архангельской области законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), их переоформление и продление срока действия; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
К полномочиям министерства отнесено также и ведение дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (п. 55 ч. 8 Положения).
Частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Пунктом 4 Постановления Правительства Архангельской области от 05 июня 2012 года № 245-пп «Об утверждении административного регламента исполнения министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции на территории Архангельской области» регламентировано, что лицензионный контроль осуществляется за соблюдением юридическими лицами законодательства, регулирующего розничную продажу алкогольной продукции, в том числе за выполнением лицензионных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ.
На основании п. 5 Постановления Правительства Архангельской области от 05 июня 2012 года № 245-пп, должностными лицами, уполномоченными исполнять лицензионный контроль, являются … консультант лицензионного отдела министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.
Согласно п. 39 Постановления Правительства Архангельской области от 05 июня 2012 года № 245-пп, протокол об административном правонарушении (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования) составляется (выносится) должностными лицами, указанными в пункте 5 настоящего административного регламента.
Как следует из материалов дела, мероприятие по контролю в отношении ООО «У дома» проводилось на основании задания, подписанного заместителем министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, должностным лицом лицензионного отдела, на который возложены обязанности по осуществлению государственного контроля в области оборота алкогольной продукции.
Было выявлено нарушение обязательных требований, предусмотренных Законом, в связи с чем, должностное лицо органа государственного контроля (административного органа), приняло в пределах своей компетенции меры по пресечению такого нарушения, то есть составило протокол об административном правонарушении.
Таким образом, консультант лицензионного отдела министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области является лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, следовательно протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, с целью государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежат лицензированию.
На основании п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Согласно абз. 24 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается.
Как видно из материалов дела, ООО «У дома» является юридическим лицом, зарегистрированным по адресу: <адрес>, одним из видов деятельности является розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.
20 января 2017 года министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ООО «У дома» выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, в котором указаны места организации, где осуществляется лицензируемый вид деятельности: магазин <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; магазин <данные изъяты> по адресу: <адрес>; магазин <данные изъяты> по адресу: <адрес>; магазин <данные изъяты> по адресу: <адрес>; магазин <данные изъяты> по адресу: <адрес>.
В нарушение указанных требований Закона ООО «У дома», допустило факт розничной продажи алкогольной продукции в торговых точках в запрещённое время.
Ссылка защитника Кирсы О.В., что не установлен порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, а также на не достоверность содержащихся в материалах дела сведений о реализации алкогольной продукции, подтвержденной электронной подписью, об отсутствии таковой в документах, так же являются несостоятельной.
Из пояснений лица, составившего протокол, консультанта лицензионного отдела министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО1. установлено, что 01 сентября 2017 года в ходе наблюдения при выгрузке сведений из информационной системы, предоставляемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и анализа данных были выявлены нарушения со стороны ООО «У дома», поэтому уже имелись основания для составления протокола, в связи с чем, в адрес общества в тот же день было направлено уведомление о составлении протокола. Позже при подготовке материала были распечатаны необходимые документы из системы ЕГАИС.
Подключение хозяйствующих субъектов к ЕГАИС начинается с приобретения носителя аппаратного крипто-ключа JaCarta с последующей записью на носитель сертификата электронной подписи организации для работы в ЕГАИС, с последующей загрузкой универсального транспортного модуля для передачи информации об обороте и розничной продажи алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли в базу данных ЕГАИС.
Факт продажи каждой единицы алкогольной продукции должен быть зафиксирован в системе ЕГАИС путем обработки кассовым модулем ЕГАИС и с электронной цифровой подписью для передачи данных на сервер Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка. Информация в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции технически не может быть направлена без использования аппаратного крипто-ключа JaCarta с сертификатом электронной подписи организации.
Согласно пункту 21 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 года № 1459, направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации.
Министерством из информационной системы субъекта Российской Федерации, предоставляемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, через интернет-сервис «Личный кабинет», были выгружены «Журналы учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции» по чекам за период с 01 августа 2017 года по 10 августа 2017 года в период времени с 23:00 до 8:00 часов в отношении ООО «У дома». Соответственно, имеющиеся в материалах дела выгрузки, формируемые в ЕГАИС, подтверждают факт нарушения временных ограничений ООО «У дома» и не требуют дополнительного подтверждения на наличие и проверки подлинности электронной подписи.
Факт правонарушения и вина юридического лица ООО «У дома» в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копией задания на проведение мероприятий по контролю; скриншотами страниц компьютера; перечнем организаций, зафиксировавших розничные продажи алкогольной продукции; скриншотами страниц компьютера системы ЕГАИС; журналами учёта объёма розничной продажи алкогольной продукции; выпиской из ЕГРЮЛ; копией лицензии.
Таким образом, действия юридического лица ООО «У дома» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства дела мировым судьей судебного участка №2 Вельского судебного района Архангельской области выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Что свидетельствует о законности постановления.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составлен консультантом лицензионного отдела министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО1. в соответствии с требованиями ст.ст. 28.2, 28.5 КоАП РФ.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено юридическому лицу ООО «У дома» в пределах санкции ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ и является минимальным, назначено с учетом всех обстоятельств, влияющих на административную ответственность.
Нарушения норм материального и процессуального права мировым судьей не допущено и правовых оснований для отмены судебного постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №2 Вельского судебного района Архангельской области № от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «У дома» оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «У дома» Кирсы О.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке надзора с подачей жалобы в Архангельский областной суд.
Судья С.В.Пескишев