ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/19 от 02.08.2019 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-116/2019

РЕШЕНИЕ

<...> 02 августа 2019 года

Судья Приморского районного суда Архангельской области Лощевская Е.А., с участием законного представителя юридического лица ФИО1, защитника ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Региональная транспортная служба» ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 26 июня 2019 года № 5-271/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица - государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Региональная транспортная служба», адрес: г. Архангельск, ул. <адрес>, ОГРН ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 26 июня 2019 года № 5-271/2019 юридическое лицо – государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Региональная транспортная служба» (далее ГБУ АО «Региональная транспортная служба», ГБУ АО «РТС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Директором ГБУ АО «Региональная транспортная служба» подана жалоба на указанное постановление, в которой он просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обосновании жалобы указано следующее. По ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ может быть привлечено только виновное лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений, осуществляющее данную деятельность на основании Устава и соответствующего государственного задания. ГБУ АО «Региональная транспортная служба» в соответствии с Уставом осуществляет отдельные полномочия министерства транспорта Архангельской области в сфере транспорта и дорожной деятельности. К функциям министерства транспорта Архангельской области относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление полномочий государственного контроля (надзора) в части регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Подведомственное учреждение министерства транспорта ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» осуществляет полномочия государственного управления в сфере дорожного хозяйства Архангельской области на основании Устава. В свою очередь ГБУ АО «РТС» в соответствии с Уставом оказывает содействие Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в осуществлении полномочий при весовом и габаритном контроле транспортных средств. Деятельность ГБУ АО «РТС» организована и происходит в рамках исполнения отдельных полномочий министерства транспорта Архангельской области по осуществлению государственного контроля (надзора) в части регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, что не является содержанием автомобильных дорог и сооружений. Деятельность ГБУ АО «РТС» по содержанию дорог и дорожных сооружений Уставом и государственным заданием на 2019 год не предусмотрена. Кроме того, судом не приняты во внимание показания ФИО4 который пояснил, что 01.04.2019 в центр управлением движения сообщений о затруднениях в движении, дорожно-транспортных происшествиях, в том числе о создании помех и каках-либо ограничениях на 4-ом километре региональной автомобильной дороги общего пользования Исакогорка - Новодвинск - Холмогоры в Приморском районе Архангельской области не поступало. Полагает, что все сомнения в виновности юридического лица в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в его пользу. Выводы суда первой инстанции о том, что работы по весогабаритному контролю транспортных средств относятся к работам по содержанию автомобильных дорог, противоречат действующему законодательству. Приказом № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Данная классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы) и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды. В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 29.03.2018 № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» инструментальный контроль является одним из видом весогабаритного контроля. В то же время вышеуказанной классификацией приказа № 402 инструментальный контроль к работам по содержанию дорог действующим законодательством не отнесен. Согласно подпункта 1 пункта 10 приказа № 402 в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства: недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, световых объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматического учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных. Однако, ни одно положение приказа № 402 не относит к работам по содержанию автомобильных дорог проведение весогабаритного контроля в виде инструментального контроля передвижным пунктом весогабаритного контроля (ППВГК). Следует отметить, что данной классификацией в первую очередь руководствуются подрядные дорожные организации. В соответствии классификацией инструментальный контроль к работам по содержанию автомобильных дорог не относится. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» на ГИБДД возложенные обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к перевозкам в пределах компетенции ГИБДД тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов. 01.04.2019 сотрудники ГИБДД и работники учреждения руководствовались требованием № 6/5522 от 10.05.2017 года заместителя начальника УМВД России по Архангельской области ФИО5 Данным требованием определен порядок взаимодействия учреждения и территориальных органов УМВД России по Архангельской области на основании разовых заявок. Именно такая заявка и была направлена в УГИБДД УМВД России по Архангельской области 28.03.2019 № 19-114. В соответствии с указанными документами командир спец, взвода УГИБДД УМВД РФ по Архангельской области ФИО6 выделил для проведения совместных мероприятий вышеуказанных сотрудников ГИБДД для проведения совместных мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с перевозками тяжеловесных грузов автомобильным транспортом на указанном участке дороги. Сотрудники ГИБДД в рамках исполнения своих обязанностей осуществляли государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к перевозкам в пределах компетенции ГИБДД тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов. В ходе контроля и надзора сотрудники ГИБДД жестами регулировщика направляли тяжеловесные транспортные средства из основной полосы движения на переходно-скоростную полосу, где располагались передвижные весы марки ВА-20. Работники Учреждения по указанию сотрудников ГИБДД оказывали содействие в определении весовых параметров транспортных средств. Никаких ограничений при проведении процедуры весогабаритного контроля на данном участке переходно-скоростной полосы работники учреждения не вводили. Помех никому не создавали. Проведение мероприятия сотрудниками ГИБДД по выявлению транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в нарушение правил дорожного движения проводились сотрудниками ГИБДД на основании в соответствии с п. 6.11 и п. 87 Административного регламента исполнения министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (далее - Регламент). Именно п. 6.11 Регламента на сотрудников ГИБДД возложено право остановки транспортных средств и проверка документов, а п. 87 предписывает осуществлять остановка транспортного средства с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения. Патрульный автомобиль ДПС ГИБДД, который также находился на переходно-скоростной полосе имел специальную цветнографическую окраску и проблесковые маячки красного и синего цвета, что само по себе является привлечением внимания для водителей, а также то, что инспекторы ДПС ГИБДД ФИО7 и ФИО8 при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения сами находились на проезжей части в световозвращающих жилетах в форменном обмундировании и то, что именно сотрудники ГИБДД использовали весизмерительное оборудование. Автомобильная дорога регионального значения общего пользования «Исакогорка - Новодвинск - Холмогоры» находится в собственности Архангельской области. Владельцем дороги на правах оперативного управления является ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», которое подведомственно Министерству транспорта Архангельской области.

Законный представитель юридического лица ФИО1, поддержал доводы жалобы, дополнительно просил учесть, что весы располагались на переходно-скоростной полосе для устройства передвижных пунктов весового контроля, которая не является основной полосой для движения.

Защитник ГБУ АО «РТС» ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав законного представителя юридического лица, защитника, свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Из материалов дела усматривается, что 30 мая 2019 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России «Приморский» в отношении ГБУ АО «РТС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу 1 апреля 2019 года в 10 часов 30 минут на 4-ом км региональной автомобильной дороги общего пользования Исакогорка - Новодвинск - Холмогоры в Приморском районе Архангельской области при производстве работ по весовому контролю транспортных средств ГБУ АО «РТС» ввело ограничение на правой полосе автодороги (в направлении г. Новодвинска) и не обозначило участок дороги необходимыми техническими средствами организации дорожного движения - дорожным знаком 1.25 «Дорожные работы», в пределах которого проводило работы, чем нарушило требования пункта 5.2.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», пункта 45 Приказа Министерства транспорта РФ от 29 марта 2018 года №119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее - Приказ Минтранса России от 29 марта 2018 года №119), пунктов 2 и 3 Приложения №1 к Приказу Минтранса России от 29 марта 2018 года №119, и пункта 14 Основных положений ПДД по допуску транспортных средств и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей постановления о привлечения ГБУ АО «РТС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Однако, состоявшийся судебный акт законным признать нельзя по следующим основаниям.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - Основные положения), дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения должны содержаться в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; участники дорожного движения должны быть проинформированы о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации.

Согласно пункту 14 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.

Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. № 120-ст утвержден "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2004).

Пунктами 5.1.12, 5.2.1, 5.2.27 данного ГОСТ установлено, что в местах проведения работ на дороге и при временных оперативных изменениях организации движения знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проезжей части, обочинах и разделительной полосе.

Предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Знак 1.25 "Дорожные работы" устанавливают перед участком дороги, в пределах которого проводятся любые виды работ.

Таким образом, для привлечения юридического лица к административной ответственности, установлению подлежал факт проведения работ на дороге, повлекших при этом, временные оперативные изменения организации движения.

В судебном заседании свидетель ФИО7, являвшийся непосредственным участником работ по весовому контролю, пояснил, что он является инспектором ДПС ОСВ ДПС ГИБДД УМВД России по Архангельской области, 1 апреля 2019 года осуществляли совместную работу со службой весового контроля на 4 км дороги Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры, которая имеет две полосы движения - одна в одну сторону и одна в другую сторону. По прибытию на место контроля, РТС установило весы на полосу торможения транспортных средств, специально построенную для устройства передвижных пунктов весового контроля. Переходно – скоростная полоса, на которой были установлены весы, является уширением дороги, движение транспортных средств по ней не осуществляется. Во время осуществления весового контроля, транспортные средства свободно двигались по основной полосе, предназначенной для движения, каких-либо ограничений, изменений в движении для тех транспортных средств, которых не останавливали для взвешивания, введено не было, также не было создано никакой опасности для участников дорожного движения. Никаких дорожных работ в данном случае ГБУ АО «РТС» не осуществляло, это был обычный контроль, который не требует установки знака 1.25 "Дорожные работы". В начале и конце переходно-скоростной полосы установлены знаки 5.15.3 и 5.15.5.

Согласно Проекту организации дорожного движения на региональную автомобильную дорогу Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры на участках км. 0+000-км. 9+150 и км. 17+000-км62+414, дорога в месте размещения передвижного пункта весового контроля является двухполосной, по одной полосе в каждом направлении. В начале и конце переходно-скоростной полосы установлены знаки 5.15.3 "Начало полосы". Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения и 5.15.5 "Конец полосы". Конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона.

Пунктом 3.20а СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* дано определение переходно-скоростной полосы - это полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона (полоса разгона) или торможения (полоса торможения) транспортных средств при выезде из транспортного потока или въезде в транспортный поток, движущийся по основным полосам.

В силу п. 9.1 Правил дорожного движения, количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Из письма ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» от 12 апреля 2019 года № 704/02 в сфере дорожного хозяйства Архангельской области следует, что переходно-скоростная полоса на участке 4 км. автомобильной дороги Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры проектировалась и была обустроена непосредственно для деятельности передвижных пунктов весового контроля, и не предназначена для постоянного движения транспортных средств, и ее устройство осуществлено для проведения мероприятий весового и габаритного контроля транспортных средств на региональной дороге Архангельской области.

Указанное сообщение подтверждается Положительным заключением государственной экспертизы 29-1-1-3-0050-16 Объект «капитальный ремонт (устройство переходно-скоростных полос для устройства передвижных пунктов весового контроля) автомобильных дорог Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры, км. 4 в Приморском районе».

Таким образом, из совокупности приведенных правовых норм и представленных доказательств, следует, что при проведении весового контроля 1 апреля 2019 года, передвижной пункт весового контроля (весы) был установлен на переходно-скоростной полосе, не являющейся основной полосой для движения транспортных средств, напротив специально предназначенной для организации весового контроля.

Знак 1.25 "Дорожные работы" в соответствии с Правилами дорожного движения относится к группе «Предупреждающие», которые применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что для водителей транспортных средств, движущихся в попутном направлении, проведение весового контроля какой-либо опасности не представляло, необходимости в выставление знака 1.25 "Дорожные работы" не возникло.

Из представленных юридическим лицом фотографий четко видно, что при размещении весов на дополнительной переходно-скоростной полосе, основная полоса для движения транспортных средств остается свободной, какие-либо помехи, ограничения, изменение организации дорожного движения не создаются.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Законный представитель и защитник юридического лица как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде последовательно вину в совершении вмененного правонарушения не признавал, указывая, что в действиях учреждения нет состава административного правонарушения, дорожные работы юридическим лицом не производились, помех для движения транспортных средств не создавалось, т.к. весы были установлены на полосе, специально предназначенной для организации взвешивания, и автомобили, которые не подлежат взвешиванию, по данной полосе двигаться не должны.

С учетом того, что лицо, привлекаемое к ответственности, отрицало свою вину во вменяемом административном правонарушении, мировому судье подлежало дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, при возникших противоречиях истребовать дополнительные доказательства, выслушать дополнительных свидетелей, что сделано не было.

Вместе с тем, показания непосредственного участника проводимого весового контроля, являющегося также работником ГИБДД - ФИО7 ставят под сомнения тот факт, что ГБУ АО «Региональная транспортная служба» совершило действия, в которых содержится состав вмененного административного правонарушения.

В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, материалы дела об административном правонарушении не содержат бесспорных доказательство тому, что ГБУ АО «Региональная транспортная служба» своими действиями 1 апреля 2019 года совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств постановление мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 26 июня 2019 года № 5-271/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица – государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Региональная транспортная служба» подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу директора государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Региональная транспортная служба» ФИО3 – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 26 июня 2019 года № 5-271/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица – государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Региональная транспортная служба» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано) лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 КоАП РФ в установленном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ порядке.

Судья Е.А. Лощевская