ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/20 от 13.05.2020 Наримановского районного суда (Астраханская область)

№12-116/2020

РЕШЕНИЕ

13 мая 2020 года г. Нариманов

Судья Наримановского районного суда Астраханской области Успанова Г.Т.,

с участием представителя ООО «Спецтранс» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Спецтранс» ФИО2 на постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ООО «Спецтранс»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 11 февраля 2020 года юридическое лицо ООО «Спецтранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Спецтранс» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 11 февраля 2020 года в отношении ООО «Спецтранс» отменить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, а также ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, в обоснование доводов жалобы указал, что взвешивание транспортного средства с грузом проведено с нарушением «МР МОЗМ 134 Международная организация законодательной метрологии» Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении», в соответствии с которым жидкости можно взвешивать путем полного погружения автомобиля-цистерны на платформу. Средство измерений параметра автомобильных транспортных средств в движении не предназначено для взвешивания автомобилей с жидкими грузами, поскольку иное не исключает перетекание жидкого груза при перемещении транспортного средства по осям на платформы весов и ведет искажение о действительной нагрузке на ось.

Представитель ООО «Спецтранс» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Должностное лицо – заместитель начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя ООО «Спецтранс» ФИО1, исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по ч. 1 ст.12.21.1 КоАП РФ предусмотрена за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, одним из условий которой является установление допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог.

Объективную сторону правонарушения образуют действия, состоящие в нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены в том числе для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы, что предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года N 14-П). Их сохранность обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами и пользователями автомобильных дорог.

В силу п.4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.

Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В соответствии с п. 23.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

В силу пункта 5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.

В приложениях N 1 и 2 к указанным Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом определены предельно допустимые массы транспортных средств в зависимости от количества осей и осевые нагрузки транспортных средств в зависимости от расстояний между сближенными осями (в метрах), превышение которых позволяет отнести транспортное средство к тяжеловесным.

Порядок выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам утвержден Приказом Минтранса России от 21 сентября 2016 № 272.

В соответствии со ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Материалами дела установлено, что 11 января 2020 года в 11:54:30 на автодороге <адрес><адрес> водитель транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения РФ, ст.31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой 8,37 тонн на ось , при предельно допустимой осевой нагрузке 8 тонн (расхождение +4,63%).

Указанное правонарушение зафиксировано системой измерения параметров автомобильных транспортных средств в движении типа «ИВС ВИМ» сроком поверки до 14 января 2020 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Спецтранс» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в частности, показаниями специальных технических средств (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).

В качестве доказательства, подтверждающего виновность ООО «Спецтранс» в совершении инкриминированного деяния - движения тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на одну из осей на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, административным органом использованы данные специального технического средства.

Этим специальным средством измерения, работающим в автоматическом режиме, 11 января 2020 года во время движения транспортного средства, принадлежащего ООО «Спецтранс», перевозившего жидкий груз (смесь сжиженная газов углеводородных), зафиксировано превышение осевой нагрузки транспортного средства.

Между тем, при определении виновности ООО «Спецтранс» в совершении правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ административным органом не были учтены особенности перевозки тяжеловесным транспортом различных видов грузов, а именно то, что по своим характеристикам перевозимый груз находился в жидком состоянии, соответственно, при его перевозке следует руководствоваться требованиями, предусмотренными пунктом 73 Правил перевозок, согласно которым при перевозке груза наливом его масса определяется грузоотправителем и при приемке груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

Как следует из материалов дела, ООО «Спецтранс» были соблюдены требования к перевозке жидкого груза, общая масса транспортного средства вместе с перевозимым грузом не превышала установленной допустимой массы и осевой нагрузки, что подтверждается транспортной накладной от 11 января 2020 года.

Кроме того, перевозимый ООО «Спецтранс» груз является подвижным, что не исключает возможность изменения нагрузки на оси транспортного средства во время движения (транспортировки) автоцистерны, так как центр тяжести массы груза может измениться ввиду нахождения в динамическом движении и при движении распределяется в зависимости от езды (набор скорости, торможение), а также от рельефа дороги, следовательно, превышение нагрузки на одну из осей транспортного средства при загрузке груза неизбежно привело бы к превышению общей массы транспортного средства, а поскольку в данной ситуации, превышения общей массы транспортного средства не зафиксировано, оснований утверждать о несоблюдении перевозчиком пункта 75 Правил перевозки грузов, не имеется.

Ввиду того, что пункт 73 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом не ограничивает нагрузки по осям при перевозке груза наливом, а оснований утверждать о несоблюдении ООО «Спецтранс» требований пункта 75 Правил перевозок не имеется, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют объективные доказательства, подтверждающие движение 11 января 2020 года на участке <адрес> транспорта, принадлежащего ООО «Спецтранс» с превышением допустимых осевых нагрузок без специального разрешения.

Кроме того, как следует из материалов дела ООО «Спецтранс» имеет специальное разрешение 30 на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, которое выдано на автоцистерну <данные изъяты> государственный регистрационный знак в том числе, согласован маршрут движения по автодороге «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер» и уплачены денежные средства за вред, причиненный перевозкой таких грузов, что подтверждается данными системы взимания платы «ПЛАТОН».

Таким образом, по данном делу установлены неустранимые сомнения в виновности ООО «Спецтранс» в совершении инкриминированного правонарушения. Эти сомнения в силу закона толкуются в пользу привлекаемого лица и устраняют возможность привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая установленные обстоятельства, прихожу к выводу, что постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении ООО «Спецтранс» подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Спецтранс» прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого в отношении ООО «Спецтранс» вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 -30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 11 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении ООО «Спецтранс» - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Наримановский районный суд в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии решения.

Судья Г.Т. Успанова