ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/2014 от 08.10.2014 Фроловского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 12-116/2014 г. Фролово

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Фроловского городского суда Волгоградской области В.П. Гаевая, рассмотрев жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области на постановление по делу об административном правонарушении от 31.07.2014 года, которым МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Административное правонарушение состоит в следующем. ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут в отношении юридического лица МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» за допущенные нарушения требований СП 5.1330.2009, приказа ГУ МЧС России по <адрес>, п. 4.1 ФИО3ДД.ММ.ГГГГ-2005 «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений», в зданиях и помещениях, расположенных по адресу <адрес> не обеспечена автоматическая передача с объекта сигнала о возникновении пожара непосредственно диспетчеру ПЧ с использованием беспроводных систем передачи информации.

Не согласившись с данным постановлением МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» обратилось во Фроловский городской суд <адрес> с жалобой, в которой указывает, что постановление незаконно и подлежит отмене в связи с малозначительностью и отсутствием состава административного правонарушения, а именно, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» начальником ОНД по <адрес> проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности на основании распоряжения . По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание об устранении выявленных нарушений пожарной безопасности: обеспечение автоматической передачи с объекта сигнала о возникновении пожара непосредственно диспетчеру ПЧ с использованием беспроводных систем передачи информации, с установлением сроков его исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением инспектора по пожарному надзору ОНД от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение провести плановую проверку, и, в адрес МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» было выдано новое предписание от ДД.ММ.ГГГГ, по которому установлен новый срок – до ДД.ММ.ГГГГ для добровольного исполнения выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности.

Действия инспектора по пожарному надзору Фроловского ОНД по проведению новой проверки по тем же основаниям считает неправомерными, а постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене, так как МКОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» является бюджетной организацией, в связи с чем устранение выявленных нарушений пожарной безопасности – обеспечение автоматической передачи с объекта сигнала о возникновении пожара непосредственно диспетчеру ПЧ с использованием беспроводных систем передачи информации зависит от поступления денежных средств на счет школы из бюджета.

Исходя из положений указанных в постановлении об административном правонарушении актов, конкретных сроков установки автоматической передачи сигнала не установлено, рекомендуется лишь установить пожарную сигнализацию и при наличии технической возможности вывести сигнал о пожаре в подразделения, ответственные за противопожарную защиту объекта.

В связи с принятием Федерального закона « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2014 году образовательными организациями планировалось провести аукцион по установке автоматической передачи сигнала о пожаре, однако, к проведению аукциона в электронной форме были установлены очень жесткие требования. Проведение электронного аукциона для целей заключения контрактов на обеспечение беспроводных систем передачи информации о возникновении пожара непосредственно диспетчеру ПЧ представляется нецелесообразным в связи с тем, что осуществляя закупки у единственного поставщика на сумму до 100000 рублей в рамках одного контракта необходимо учитывать, что годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на все закупки заказчика, но не может составлять более 50 млн рублей длительностью процедур закупки 1,5-2 мес. Это приводит к невозможности заключения контракта до момента начала мероприятия. Высокий риск отсутствия заявок, связанный с затратностью торгов для участников закупок. При этом, в отличие от ранее действовавшего законодательства, при отсутствии заявок заказчик обязан будет провести новые конкурентные процедуры до момента поступления соответствующих заявок, либо отказаться от проведения процедур закупок. Более того, организации, осуществляющие установку беспроводных систем должны иметь лицензию, а у сотрудников таких организаций должны быть соответствующее образование и квалификация. С принятием ДД.ММ.ГГГГ изменений в вышеуказанный Федеральный закон, образовательные организации могли заключать договоры напрямую с единственным поставщиком, избегая рисков при проведении электронного аукциона.

МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» является организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Бухгалтерское обслуживание школы осуществляется МКУ «Учетно-информационный центр», в соответствии с заключенным договором на обслуживание. Оплата по договорам, заключенным образовательными организациями проводится при наличии лимитов денежных средств на лицевом счете учреждения и при наличии денежных средств в финансовом отделе Администрации Фроловского муниципального района.

В рамках Ведомственной целевой программы «безопасность образовательных учреждений Фроловского муниципального района на 2014-2016 годы», утверждённой постановлением главы Администрации Фроловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, на 2014 год для МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» районным бюджетом были установлены лимиты финансирования, в том числе и на обеспечение образовательных организаций автоматической передачей сигнала о пожаре, собственных денежных средств у школы не имеется.

МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» были приняты меры по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на установку системы передачи извещений о пожаре, оплачен, пожарная кнопка была установлена.

Наложение на образовательное учреждение штрафа в размере 150000 рублей затруднит исполнение ее уставных целей, повлечет неблагоприятные условия для обучения и воспитания несовершеннолетних, нарушит Конституционные права граждан на образование, поскольку 150000 рублей для сельской школы являются существенными средствами, которые в результате недополучат дети при реализации образовательного процесса. А за несвоевременную уплату штрафа, на организацию в порядке ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ будет наложен административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

На основании изложенного просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ и МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» освободить от административной ответственности.

Представитель МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель ОДН по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежаще.

Исследовав административный материал, суд не находит оснований к отмене оспариваемого постановления, в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ч. 1 ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции. Частью 3 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ предусмотрено, что лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Заявитель просит освободить юридическое лицо от административной ответственности в связи с отсутствием состава правонарушения, поскольку МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» является бюджетной организацией, финансируемой из местного бюджета в объемах, предусматривающих расходы на выполнение его функционального предназначения.

Однако, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае суд принимает во внимание то обстоятельство, что отсутствие у МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» достаточных бюджетных средств для устранения нарушений, не является безусловным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Вина МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждена протоколом об административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, составленным главным государственным инспектором по пожарному надзору Фроловского ОНД, согласно которому МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» нарушило требования ФЗ-123 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, «Правила противопожарного режима в РФ, СНиП 21-01-97, СП 5.1330.2009, Приказ ГУ МЧС России по <адрес>, п. 4.1 ФИО3ДД.ММ.ГГГГ-2005 «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений», а именно: не обеспечена автоматическая передача с объекта сигнала о возникновении пожара непосредственно диспетчеру ПЧ с использованием беспроводных систем передачи информации.

Протокол составлен на основании акта проверки органом государственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные в протоколе нарушения были устранены МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа», что подтверждено Договором от ДД.ММ.ГГГГ об установке системы передачи извещений о пожаре, а также актом приемки выполненных работ.

Однако, устранение впоследствии выявленных нарушений требований пожарной безопасности не влечет прекращение дела за отсутствием события или состава правонарушения, так как факт правонарушения в период проверки, проведенной должностным лицом органа надзорной деятельности имел место. Неправомерно на этом основании делать и вывод о малозначительности совершенного деяния. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Поэтому по делам указанной категории, имеющим формальный состав, следует учитывать - существовала ли угроза охраняемым общественным отношениям, насколько она была реальна и какие последствия могли наступить в результате не соблюдения тех или иных правил пожарной безопасности.

Принимая во внимание, что в большинстве случаев нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, в данном случае и детей, могут привести к возникновению пожара, его распространению и образованию препятствий для безопасной эвакуации людей, производство по делам данной категории не подлежит прекращению в связи с малозначительностью.

Таким образом, наличие в МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» указанных нарушений бесспорно свидетельствует о наличии в действиях данного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Устранение указанных нарушений ко дню вынесения постановления должностным лицом пожарного надзора не свидетельствует об отсутствии факта указанных нарушений и об отсутствии в действиях МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» состава вмененного ему в вину административного правонарушения, а значимость выявленного нарушения не позволяет суду квалифицировать его в качестве малозначительного.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, суд в ходе рассмотрения дела не усматривает.

Представитель МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» просит восстановить срок на обжалование постановления, поскольку в соответствии со ст. 30.1 постановление было обжаловано в Арбитражный суд, однако Арбитражный суд при рассмотрении жалобы, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ посчитал, что данный спор не может быть рассмотрен Арбитражным судом и производство по делу прекратил определением от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает возможным восстановить срок обжалования постановления, поскольку находит, что он пропущен по уважительной причине.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6–30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Восстановить МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» срок на обжалование Постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное начальником ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> о признании МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное начальником ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> о признании муниципального бюджетного образовательного учреждения «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» Фроловского муниципального района <адрес> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей оставить без изменения, а жалобу МБОУ «Арчедино-Чернушинская основная общеобразовательная школа» без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения, но может быть обжаловано в надзорную инстанцию Волгоградского областного суда в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья ФИО1