ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/2014 от 27.01.2014 Вологодского городского суда (Вологодская область)

 Мировой судья Вологодской области Дело № 12-116/2014

 по судебному участку № 67

 О.В. Парфенюк

 РЕШЕНИЕ

 27 января 2014 года <...>

 Судья Вологодского городского суда Вологодской области – Т.Н. Балаева, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку №67 от 05 ноября 2013 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

 установил:

 на основании постановления мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 05 ноября 2013 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

 Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» с вынесенным постановлением не согласно. Обратилось в Вологодский городской суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку №67 от 05 ноября 2013 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» состава административного правонарушения. В обоснование заявленных требований указано следующее. При рассмотрении дела судом не рассматривался и не определялся перечень мер, которые необходимо принять для соблюдения законодательства. При рассмотрении дела достоверно не установлен состав административного правонарушения, в связи с чем, у суда не было правовых оснований для привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности. Причиной не функционирования ОСП является физическое отсутствие работников, либо помещений для размещения ОСП. Работа большинства ОСП в ходе реализации требований предписания была возобновлена. Возобновление работы остальных ОСП невозможно по причинам, независящим от предприятия, поскольку в поселениях, где не функционирует ОСП отсутствует трудоспособное население, отсутствуют помещения для размещения ОСП. Указанные обстоятельства при рассмотрении дела судом исследованы не были. Вывод суда о невыполнении мероприятий по недопущению нарушения законодательства сделан на основании того, что предприятием не обжаловалось само предписание об устранении нарушения законодательства и не заявлялось письменных ходатайств о продлении срока выполнения предписания, что не имеет отношения к определению состава вменяемого правонарушения.

 В судебном заседании представитель ФГУП «Почта России» по доверенности – ФИО1 доводы жалобы поддержал.

 Представители Управления Роскомнадзора по Вологодской области по доверенности – ФИО2, ФИО3 в судебном заседании полагали, что постановление мирового судьи законно и обоснованно, основания для его отмены отсутствуют.

 Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья пришёл к следующему.

 Установлено, что постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 05 ноября 2013 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

 Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Диспозиция части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаёт административно-противоправным и наказуемым - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

 Из материалов дела следует, что в результате внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области 07.10.2013 в УФПС Вологодской области по адресу: <...> установлено, что из указанных в предписании об устранении выявленного нарушения от 05.04.2013 №П-35-015 неработающих на территории Вологодской области 52 отделений почтовой связи:

 - возобновлена работа 9 ОПС: 162467 Нижняя Ножема, 162385 Первомайское, 161432 Верхний Енангск, 162109 Замошье, 161332 Октябрьский, 161321 Чуриловка, 162674 Андогский, 162264 Золотава, 162505 Успенское;

 - обслуживаются передвижными постами ОПС – 9: 162266 Ратновская, 162174 Озерный, 162151 Яхренга, 162152 Бекетово-лесоучасток, 162502 Верхний Двор, 162527 Великое, 162529 Марыгино, 162517 Вахонькино, 162522 Постниково;

 - закрыто 24 ОСП, из них в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» согласовано закрытие с органами государственной власти Вологодской области 4 ОСП: 162924 Озеро, 161220 Емельяновская, 161242 Старое село, 161436 Усть-Харюзоро;

 Не возобновлена работа 30 ОСП: 162803 Асташково, 162818 Крестцы, 162403 Низ, 162457 Клюшово, 162 490 Заполье, 162467 ФИО4 – ОСП Бабаевский почтамт; 162359 Будрино, 162352 Красавино-деревня, 161574 Нижнепаунинская – ОСП Великоустюгский почтамт; 160536 Антоново, 162051 Демьяново, 162032 Покровское, 162070 Истопный, 161055 Новая, 160015 Вологда – Вологодский почтамт; 162965 Панкратово, 161261 Ухтома, 161273 Мосеево – ОСП Вытегорский почтамт; 161217 Коровино, 161213 Костино, 161108 Мигачево – ОСП Кирилловский почтамт; 162222 ФИО5, 162233 Голузино, 162236 Мирный, 162259 Погост Никольский – ОСП Сокольский почтамт; 162523 Копосово, 162666 Архангельское, 162579 Камешник, 162668 Хмелевое, 162627 – Череповец – ОСП Череповецкий почтамт.

 По результатам проверки 11.10.2013 в отношении ФГУП «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Рассмотрев административный материал, мировой судья сделал вывод о наличии в действиях ФГУП «Почта России» состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласиться не может ввиду следующего.В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

 Судья в действиях ФГУП «Почта России» не усматривает умышленных действий либо бездействия, направленных на неисполнение предписания.

 Как следует из диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность по указанной статье наступает в том случае, если в установленный срок не было исполнено законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

 Исходя из содержания приведенной нормы, мировой судья при рассмотрении настоящего административного дела должен был выяснить законность предписания и содержит ли оно требование об устранении нарушений законодательства.

 Как следует из представленного суду предписания от 05.04.2013, в нем констатирован факт того, что на территории Вологодской области не работают 52 отделения почтовой связи; далее перечислены положения действующего законодательства, в том числе ст.7 Федерального закона «О почтовой связи»; указано основание выдачи предписания – ст.17 ФЗ от 26.12.2008 №294 –ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; срок устранения нарушения – не позднее 05.08.2013, срок сообщения об устранении нарушения – не позднее 05.08.2013.

 При этом требования об устранении нарушения предписание не содержит.

 Из предписания с учетом требований тех нормативно-правовых актов, нарушение которых инкриминируется, не ясно каким образом предписание должно было быть исполнено: следует ли возобновить работы закрытых ОПС, согласовать ли изменение режима их работы либо ликвидацию, либо выполнить иные действия.

 При этом, статья 7 Федерального закона «О почтовой связи» (в представление указано, что закрытие отделений почтовой связи является нарушением данной нормы) регламентирует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:

 участие в развитии и расширении сети почтовой связи, а также согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

 содействие операторам почтовой связи в расширении сферы услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам

 внесение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, предложений о совершенствовании и развитии сети почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, согласование режима работы ОПС возлагается на органы власти субъектов, а не на филиал, его должностных лиц.

 Кроме того в деле представлено письмо от 05.03.2013 года, подписанное заместителем Губернатора Вологодской области ФИО6 и направленное на имя начальника Управления ФГУП «Почта России» ФИО7, согласно которому Правительство области нацелено на сохранение каждого отделения почтовой связи на территории области; согласование закрытия отделений связи, в т.ч. убыточных, не возможно.

 Письмом от 06.08.2013 года председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области ФИО8 уведомил заместителя директора УФПС Вологодской области – филиала ФГУП «Почта России» о том, что согласование временно нефункционирования отделений почтовой связи законом не предусмотрено.

 В соответствии с Порядком присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 09.11.2004 года N 26, при принятии организацией федеральной почтовой связи (далее - ОФПС) решений об изменении режима работы ОФПС представляет в Россвязь определенный комплект документов, на основании которых Россвязь принимает соответствующее решение

 Данные документы направляются для согласования лишь в случае необходимости внесения изменений в режим работы на постоянной основе.

 В рассматриваемом случае закрытие ОПС вызвано иными причинами – неукомплектованностью штата, отсутствие работоспособного населения, отсутствие помещений     и т.п. Т.е., по сути, носит временный характер.

 Согласия в данном случае на изменение режима работы не требовалось. Нарушений установленного Порядка в указанной части не установлено.

 Таким образом, в действиях ФГУП «Почта России» состав вменяемого административного правонарушения отсутствует.

 В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 05 ноября 2013 года о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Руководствуясь Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 решил:

 постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 05 ноября 2013 года о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

 Производство по делу об административном правонарушении в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решение вступает в законную силу со дня провозглашения и может быть обжаловано в порядке надзора.

 Судья Т. Н. Балаева