ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/2015 от 14.07.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Мельникова Т.Л., дело № 12-116/2015

РЕШЕНИЕ

14 июля 2015 года дело № 12-873/2015 г. Ханты-Мансийск

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Погорельцева Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Советского отдела Природнадзора Югры, Пименовой В.В., на решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды Пименовой В.В. № 05-186/2015 от 30 марта 2015 года ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 41000 рулей за то, что использует лесной участок без утвержденного заключением государственной экспертной комиссии проекта освоения лесов и без предоставленной лесной декларации на 2015 год на этот участок.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» обжаловал его в Советский районный суд ХМАО – Югры.

Решением Советского районного суда ХМАО – Югры от 07 мая 2015 года жалоба представителя ООО «ЛУКОЙЛ- Западная Сибирь» удовлетворена, постановление старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды Пименовой В.В. № 05-186/2015 от 30 марта 2015 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, заместитель начальника Советского отдела Природнадзора Югры, Пименова В.В. обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой и дополнительной жалобой на него. В обосновании жалобы и дополнительной жалобы указала, что на основании договора аренды ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» является пользователем лесного участка № 86/07/014/2009-01/00012. Срок договора аренды с 01 января 2009 года по 28 марта 2014 года. Срок действия проекта освоения лесов окончился 28 марта 2014 года. Доказательствами подтверждается, что с 29 марта 2014 года по день вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности проект освоения лесов на лесной участок отсутствует. Лесная декларация на 2015 год также отсутствует, поскольку она была возвращена Обществу в связи с признанием ее недействительной по причине истечения срока проекта освоения лесов. Просит решение суда отменить.

В судебном заседании представители Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, Туровинина А.В. и Трифонова Ю.Ю., на доводах жалобы и дополнительной жалобы настаивали в полном объеме. Пояснили, что проект освоения лесов выдается единоразово, на срок действия договора аренды лесного участка. 19 января 2009 года между Департаментом и Обществом был заключен договор аренды лесного участка. Срок действия договора аренды установлен с 01 января 2009 года по 28 марта 2014 года. Срок действия проекта освоения лесов установлен до 29 марта 2014 года. Срок действия договора аренды и срок действия проекта освоения лесов истек 29 марта 2014 года. По истечению срока действия договора аренды Общество продолжило пользование лесным участком. 23 декабря 2014 года Общество представило лесную декларацию на 2015 год. Указанная лесная декларация была возвращена Обществу 02 февраля 2015 года, повторно возвращена 02 июня 2015 года. Основанием для возврата декларации послужило установление факта ее недействительности в связи с истечением срока действия проекта освоения лесов. Таким образом, на дату привлечения Общества к административной ответственности проект освоения лесов у Общества отсутствовал, лесная декларация на 2015 год не принята.

В судебном заседании представители ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», Соколова С.Е. и Марченко И.В., с доводами жалоб заместителя начальника Советского отдела Природнадзора Югры, Пименовой В.В. не согласились. Пояснили, что 19 января 2009 года между Департаментом и Обществом был заключен договор аренды лесного участка. Срок действия договора аренды установлен с 01 января 2009 года по 28 марта 2014 года. Срок действия проекта освоения лесов установлен до 29 марта 2014 года. Проект освоения лесов выдается единоразово, на срок действия договора аренды лесного участка. По истечению срока действия договора аренды Общество продолжило пользование лесным участком, следовательно, срок действия договора аренды был продлен. 23 декабря 2014 года Общество представило лесную декларацию на 2015 год. Указанная лесная декларация была возвращена Обществу 02 февраля 2015 года, повторно возвращена 02 июня 2015 года. Основанием для возврата декларации послужило установление факта ее недействительности в связи с истечением срока действия проекта освоения лесов. Поскольку срок действия договора аренды был продлен, срок действия проекта освоения лесов также был продлен. В связи с этим обстоятельством, признавать лесную декларацию на 2015 года недействительной оснований не имелось. Общество не совершало административного правонарушения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и доводы жалоб, оснований для изменения или отмены состоявшегося судебного акта не нахожу.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с постановлением № 05-186/2015 от 30 марта 2015 года, основанием для привлечения Общества к ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, а именно: в отсутствии лесной декларации на 2015 год, в отсутствии проекта освоения лесов с положительным экспертным заключением.

Материалами дела установлено, что 19 марта 2009 года между Департаментом лесного хозяйства (арендодатель) и ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» (арендатор) был заключен договор № 008/09-14 аренды лесного участка, по условиям которого Департамент предоставил Обществу во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 6,25 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Советский район, Потанай – Картопьинское месторождение, в том числе лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/07/014/2009-01/00012 под обустройство Потанай –Картопьинского месторождения нефти (разведочные скважины Р-41, Р-100 и коридоры коммуникаций от Р-41, Р-100 до точки врезки в коридор коммуникаций 1 очереди), расположенный по адресу: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Советский район, Самзасское лесничество, Мулымское участковое лесничество, квартал 201, 202.

В соответствии с п. 1.1 Договора, видом использования лесов определено выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

В силу п. 2.1 Договора срок действия договора аренды устанавливается с 01 января 2009 года по 28 марта 2014 года.

Согласно п.п. «а» п. 4.3 Договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями Договора после подачи лесной декларации по Форме лесной декларации и в соответствии с Порядком заполнения и подачи лесной декларации, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 02 апреля 2007 года № 74.

Подпунктом «в» п. 4.4 Договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов.

В силу ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 30 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", проект освоения лесов для видов использования лесов, определенных ст. 43 (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых) Лесного кодекса Российской Федерации, составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.

Пунктом 14 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2012 N 23775) установлено, что срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Таким образом, срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого, в свою очередь, определяется сроком действия договора аренды лесного участка.

Срок действия договора аренды определен с 01 января 2009 года по 28 марта 2014 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии со ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Материалами дела и объяснениями сторон установлено, что по истечению срока действия договора аренды лесного участка, Общество продолжило пользование им.

Следовательно, договор аренды лесного участка от 19 января 2009 года был возобновлен на неопределенный срок.

Поскольку сроки действия проекта освоения лесов и положительного заключения экспертизы на него производны от срока действия договора аренды лесного участка, то в данном случае они не являются истекшими.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что Общество пользуется лесным участком в отсутствии проекта освоения лесов, имеющим положительное заключение экспертизы, не являются обоснованными.

Доводы жалобы об отсутствии у Общества лесной декларации на 2015 год также являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Пунктом 2 Приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

Объяснениями лиц, участвующих в деле, материалами дела подтверждается, что 23 декабря 2014 года Общество в установленные сроки и в соответствии с существующим Порядком подало лесную декларацию на 2015 год.

Письмом от 02 февраля 2015 года указанная декларация была возвращена в адрес Общества в связи с признанием ее недействительной по мотиву истечения срока действия государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Основания отказа в приеме декларации указаны в п. 6 Порядка. К таким основаниям относятся несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации.

Таких оснований для отказа в приеме декларации как признание декларации недействительной в связи с отсутствием проекта освоения лесов закон не содержит.

При изложенных обстоятельствах отказ Обществу в приеме лесной декларации является незаконным.

Таким образом, доказательства использования Обществом лесного участка с нарушением условий договора аренды лесного участка в материалах дела отсутствуют.

Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для прекращения производства в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судьи районного суда, и по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств по делу, что не свидетельствует о нарушениях требований закона.

Юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены, все доказательства оценены в совокупности, нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено. При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшегося судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Советского отдела Природнадзора Югры, Пименовой В.В., - без удовлетворения.

Судья суда

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Т.В. Погорельцева