12-13/2016
РЕШЕНИЕ
25 января 2016 года город Коряжма
Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев административное дело по жалобе законного представителя - директора общества с ограниченной ответственностью «Илим-ТНП» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Коряжемского судебного района Архангельской области от 07 декабря 2015 года,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Коряжемского судебного района Архангельской области от 07 декабря 2015 года общество с ограниченной ответственностью «Илим-ТНП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере № рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель Общества ФИО1 обратился в городской суд с жалобой на него, мотивирует жалобу тем, что испытание автоматической установки пожаротушения проведено в 2014 году с результатом «неудовлетворительно», Общество не является собственником и арендатором пожарного водопровода, все эксплуатационные документы по техническому ремонту и техническому обслуживанию АУПС и СОУЭ находятся у собственника ОАО «Группа «Илим».
В судебном заседании защитник ООО «Илим-ТНП» Исаков В.А. поддержал доводы жалобы в полном объеме. Дополнительно пояснил, что ООО «Илим-ТНП» осуществляет деятельность по упаковке бумаги. В аренде у Общества находятся нежилые помещения, расположенные в трех отдельно стоящих зданиях, собственником которых является ОАО «Группа «Илим». Поэтому именно собственник должен нести ответственность за неисполнение требований пожарной безопасности, указанных в предписании.
Автоматическая установка водяного пожаротушения (АУПТ) представляет собой электронные датчики, которые при возникновении пожара подают воду из распределительной сети на очаг возгорания. ООО «Илим-ТНП» не является собственником указанных технических средств, поэтому не обязано проводить их испытание.
В 2014 году Общество пыталось провести испытание АУПТ в цехе бумажных мешков, однако такое испытание проведено с неудовлетворительным результатом – недостаточный напор воды. Причиной тому может быть недостаточный напор воды центрального пожарного водопровода, а также неудовлетворительное состояние самого трубопровода.
Документация по техническому ремонту и техническому обслуживанию систем АУПС и СОУЭ находится у собственников здания, которое арендует ООО «Илим-ТНП». Указанная документация несколько раз запрашивалась у ОАО «Группа «Илим», однако ее не могут найти и передать Обществу.
Просит постановление мирового судьи изменить, снизив размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав защитника Исакова В.А., прихожу к следующему.
ООО «Илим-ТНП» привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, за непроведение испытаний АУПТ (автоматический установки пожаротушения) в цехе бумажных мешков и цехе промышленной упаковки, за отсутствие эксплуатационных документов по техническому ремонту и техническому обслуживанию АУПС и СОУЭ в помещении цеха бумажных мешков, помещении в здании служебно-бытового ширпотреба и цехе промышленной упаковки, а также за то, что внутренний пожарный водопровод не обеспечивает требуемый расход воды на здание.
Полагая, что ООО «Илим-ТНП» не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, мировой судья допустил существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Процессуальными требованиями – статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Обязаны осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно протоколу об административном правонарушении, акту проверки и предписанию ООО «Илим-ТНП» вменено, нарушение п. 55 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме», табл. 2*,3 СНиП 2.04.01-85* и табл. 2,3 СП 10.13130-2009, а именно, что внутренний пожарный водопровод не обеспечивает требуемый расход воды на здание 2-х струй по 5л/с (общий расход 10 л/с), исходя из объема здания и категории по взрывопожароопасности.
Требования к внутреннему противопожарному водоснабжению установлены ст. 86 Федерального закона о 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», из которой следует, что внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях.
Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения.
Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Нормативным документом, устанавливающим требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода является свод правил «СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности".
Из пункта 3.1 указанного Свода правил следует, что внутренний противопожарный водопровод - совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам.
Аналогичное положение содержит пункт 1.4 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», внутренний водопровод - система трубопроводов и устройств, обеспечивающая подачу воды к санитарно-техническим приборам, пожарным кранам и технологическому оборудованию, обслуживающая одно здание или группу зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от сети водопровода населенного пункта или промышленного предприятия.
Из совокупного анализа перечисленных выше норм следует, что внутренний водопровод пожаротушения, как и наружный противопожарный трубопровод, относится к средствам противопожарного водоснабжения, принадлежащим ОАО «Группа «Илим» филиал в г. Коряжме. Напор внутреннего противопожарного водоснабжения объекта, расчетное вдопотребление насосов повысительной системы пожаротушения должен обеспечить напор на сети наружного противопожарного водоснабжения, который также должен обеспечить бесперебойный забор воды пожарными автомобилями.
Таким образом, обеспечение требуемого расхода воды во внутреннем противопожарном водопроводе обеспечивается собственником средств противопожарного водоснабжения.
Также ООО «Илим-ТНП» вменено в вину неисполнение предписания в части не проведения испытаний АУПТ (автоматической установки водяного пожаротушения) в цехе бумажных мешков и цехе промышленной упаковки, то есть нарушение п. 61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п.п. 7.2, 7.4 ГОСТ Р 50680-94.
Автоматические установки (системы) водяного пожаротушения предназначены для локализации или тушения и ликвидации пожара и одновременно выполняют функции автоматической пожарной сигнализации, установка и эксплуатация которых производится в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50680-94 «Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытания»
Согласно пунктам 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5 указанного ГОСТ испытания установок следует проводить согласно требованиям настоящего стандарта, «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», «Правил устройства электроустановок», утвержденных в установленном порядке, сопроводительной эксплуатационной документации на отдельные элементы установки и нормативной документации на установки.
Испытания следует проводить на этапах перед сдачей установок в эксплуатацию и в период эксплуатации не реже раза в 5 лет.
Испытания должны быть проведены с целью установления соответствия основных параметров установки требованиям 5.3, 5.4, 5.21, 5.22, 5.24—5.26 настоящего стандарта и нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
Необходимость проведения огневых испытаний установки и проверки интенсивности орошения защищаемой площади и заданного времени срабатывания определяется заказчиком, органами Госпожнадзора или приемочной комиссией. Огневые испытания следует проводить по программе и методике, утвержденной в установленном порядке и согласованной с органами Госпожнадзора.
Испытания установок следует проводить предприятиями (организациями), эксплуатирующими установки, или специализированной организацией, обслуживающей эти установки.
Как следует из письма главному государственному инспектору г. Коряжмы Архангельской области по пожарному надзору, ООО «Илим-ТНП» не является владельцем АУПТ (автоматической установки водяного пожаротушения), модернизация указанных систем проводится ОАО «Группа «Илим».
Поскольку ООО «Илим-ТНП» не является владельцем указанных систем и не осуществляет их эксплуатацию, то в его обязанности не входит проведение испытаний автоматических установок (систем) водяного пожаротушения, которые следует проводить на этапах перед сдачей установок в эксплуатацию и в период эксплуатации, но не реже раза в 5 лет.
Требования к организации и порядку проведения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту при использовании по назначению смонтированных в зданиях и сооружениях средств автоматизации и систем управления, установок, комплексов, систем, технических средств: автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, автоматизации противодымной вентиляции, охранной сигнализации, в том числе протяженных и локальных объектов, охранных технических средств, противокриминальной защиты, средств обнаружения, средств управления ими; контроля и управления доступом, охранного телевидения, иных стационарных технических средств наблюдения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и иных чрезвычайных или критических ситуациях; мониторинга состояния конструкций, оборудования и среды устанавливает ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и ремонт».
Согласно пунктам 4.1, 4.2, 5.2.1, 5.2.3 указанного ГОСТ, техническое обслуживание и технический ремонт систем в соответствии с настоящим стандартом организует собственник или предприятие (учреждение), имеющее право хозяйственного ведения или оперативного управления с момента приемки системы в эксплуатацию.
Техническое обслуживание и технический ремонт систем проводятся с целью обеспечения выполнения функций, предусмотренных проектом, целостности систем, работоспособности и функциональной безопасности в течение всего срока эксплуатации, предусмотренного проектной и технической документацией, что достигается следующими действиями: осуществление постоянного контроля технического состояния и правильность.
В период эксплуатации системы Организация должна обеспечивать правильное и своевременное ведение эксплуатационной документации на технические обслуживание и технический ремонт системы.
Ведение эксплуатационной документации по техническому обслуживанию и техническому ремонту системы может осуществляться Организацией самостоятельно, должностным лицом по ее поручению или может быть поручено специализированной организации - на основании договора подряда.
В приложении «Б» к указанному ГОСТ приведены примерные формы эксплуатационных документов, оформляемых при проведении технического осмотра и технического ремонта автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией.
Как следует из материалов дела, ООО «Илим-ТНП» не является собственником автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией, также установки и системы не находятся у Общества в хозяйственном ведении или оперативном управлении, поэтому у ООО «Илим-ТНП» отсутствует обязанность по ведению и хранению эксплуатационных документов по техническому обслуживанию и техническому ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Изложенное свидетельствует о том, что в действиях (бездействии) ООО «Илим-ТНП» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Коряжемского судебного района Архангельской области от07 декабря 2015 года подлежит отмене
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях ООО «Илим-ТНП» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу законного представителя ООО «Илим-ТНП» ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Коряжемского судебного района Архангельской области от 07 декабря 2015 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Илим-ТНП» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья - О.Е. Цыбульникова