ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/2021 от 11.05.2021 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело

УИД 34RS0-03

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

<адрес> 11 мая 2021 г.

Судья Ворошиловского районного суда <адрес> Никитина Е.А. (400066, <адрес>) рассмотрев единолично жалобу руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 на постановление начальника контрольного управления Комитета финансов <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 КоАП РФ в отношении руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

по постановлению начальника контрольного управления Комитета финансов <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ руководитель МУ «Комдорстрой» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, или же в случае установления вины ФИО1 производство по делу прекратить в виду малозначительности. В обоснование жалобы указал, что размер аванса был увеличен в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, на основании соответствующего постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и о приостановлении действий отдельных положений некоторых актов Правительства РФ», которым были увеличены предельные размеры авансовых платежей, которые могут предусматриваться в 2020 г. условиями государственных контрактов.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Ходатайств об отложении дела не представил, не настаивал на рассмотрении с его участием. В связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, с участием представителя ФИО3, которая доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объёме, настаивала на ее удовлетворении.

Представитель Комитета финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Ходатайств об отложении дела не представил, не настаивал на рассмотрении с его участием. В связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Выслушав участвующих лиц, изучив доводы жалобы и представленные материалы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.

Из представленного материала следует, что согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в деятельности муниципального учреждения «Коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания» (далее - Учреждение, МУ «Комдорстрой»).

ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Комдорстрой» (заказчик) и МУП «Дорожно- строительных и эксплуатационных работ <адрес>» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ на объекте: «Строительство улицы от <адрес> до ул. им.Добрушина в <адрес>» (далее - контракт ) на сумму 105 159 543 рубля 87 копеек, срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к контракту от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ на объекте: «Строительство улицы от <адрес> до ул. им.Добрушина в <адрес>» изменен п. 5.2 контракта в части увеличения суммы предоплаты (аванса) с 5 257 977 рублей 19 копеек на 51 750 303 рубля 06 копеек.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок» (далее - Закон № 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Частью 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ определено, что в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии с письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если Предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со ст. 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:

размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 настоящего Федерального закона;

возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);

если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:

а) в случае увеличения в соответствии с настоящей частью цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) в случае уменьшения в соответствии с настоящей частью цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;

в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с ч. 27 ст. 34 настоящего Федерального закона определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В соответствии с п. 4.1 ст. 15 Закона №44-ФЗ при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных п. 8 ст. 78 и п.п. 3 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный ч. 3 ст. 99 настоящего Федерального закона.

Между комитетом строительства <адрес> и Администрацией городского округа город-герой Волгоград заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии из бюджета Российской Федерации местному бюджету.

Дополнительным соглашением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии из бюджета Российской Федерации местному бюджету определен перечень объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в который включен объект «Строительство улицы от <адрес> до ул. им.Добрушина в <адрес>».

Таким образом, субсидия предоставлена в соответствии с п. 8 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 4.1 контракта установлено, что цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 105 159 543 рубля 87 копеек.

В соответствии с п. 5.2 контракта Заказчик обязан произвести предоплату (оплатить аванс) Подрядчику в размере 5 % (пять процентов) от цены Контракта в размере 5 257 977 рублей 19 копеек, в том числе НДС 20% 876 329 рублей 53 копейки в течение 30 (тридцати) дней с даты доведения лимитов бюджетных обязательств, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заказчиком заключено дополнительное соглашение к контракту согласно которому на основании обращения подрядчика от ДД.ММ.ГГГГ о возникновении независящих от сторон обстоятельств, связанных с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV, изменен п.5.2 контракта, путем увеличения авансирования до 51 750 303 рублей 06 коп.

Вместе с тем, дополнительное соглашение заключено в нарушение вышеуказанных требований законодательства.

Кроме того, проверка показала, что влекущие невозможность его исполнения обстоятельства, независящие от сторон контракта не возникали.

Так, контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ на условиях, определенных документацией об аукционе, соответственно, подрядчик, участвуя в аукционе должен был оценить возможность исполнения контракта с авансированием работ в размере 5 % (пять процентов) от цены Контракта, т.е. 5 257 977 рублей 19 копеек.

Вопреки требованиям ст. 95, ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ Учреждением ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение об увеличении аванса при отсутствии законных оснований.

Частью 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

Санкция части 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц.

В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в данном кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Согласно пункту 5.1. Устава МУ «Комдорстрой», высшим должностным лицом Учреждения является его руководитель.

К компетенции руководителя относятся вопросы осуществления руководства деятельностью Учреждения в соответствии с муниципальными правовыми актами администрации Волгограда, Уставом Учреждения.

Руководитель Учреждения действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы, заключает договоры (контракты), выдает доверенности.

В соответствии с распоряжением департамента городского хозяйства администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ-л на должность руководителя МУ «Комдорстрой» с ДД.ММ.ГГГГ назначен ФИО1.

В силу пунктов 3.10, 3.18 и 3.41 должностной инструкции руководитель МУ «Комдорстрой» имеет право первой подписи на финансовых и иных документах Учреждения и несет ответственность за результаты его деятельности.

Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ от имени заказчика МУ «Комдорстрой» подписано руководителем Учреждения ФИО1

Таким образом, ФИО1 является должностным лицом в том понятии, которое определено статьей 2.4 КоАП РФ и в действиях должностного лица муниципального заказчика - руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1, при изменение существенных условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

По вышеуказанному факту в отношении руководителя муниципального учреждения «Коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания» ФИО1 заместителем прокурора <адрес> тенетником юстиции ФИО4 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

Таким образом, вывод начальника контрольного управления Комитета финансов <адрес> ФИО2 о наличии события правонарушения и виновности руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьи 7.32 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

Порядок привлечения руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 к административной ответственности нарушен не был.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки при рассмотрении дела должностным лицом и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем решении, а именно исходя из буквального толкования ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ следует, что в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

В рассматриваемом случае в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ введен режим повышенной готовности.

Извещение о проведении электронного аукциона по закупке 0 размещено в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату проведения элеектронного аукциона и на дату заключения контракта МУП ДСЭР С<адрес> не мог не знать, что условия по контракту ему придется выполнять в режиме повышенной готовности связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ на условиях, определенных документацией об аукционе, соответственно, подрядная организация МУП ДСЭР <адрес>, участвуя в аукционе должна была оценить возможность исполнения контракта с авансированием работ в размере 5 % (пять процентов) от цены контракта, т.е. 5 257 977 рублей 19 копеек.

По доводу заключения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП ДСЭР <адрес> в целях исполнения обязательств по контракту договоров на сумму 49 314 560 рублей, оплата по которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ произведена в размере 17 974 309 рублей, что превышает первоначально установленный размер аванса более, чем в 3 раза, необходимо отметить следующее.

Заключение данных договоров не может свидетельствовать о том, что полученные в рамках их исполнения материальные ценности и услуги будут направлены МУП ДСЭР <адрес> на исполнение обязательств по контракту , так как согласно информации, размещенной в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru между МУ «Комдорстрой» и МУП ДСЭР <адрес> заключены контакты на выполнение последним работ по ремонту автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ), при выполнении которых используются материалы и услуги аналогичные предусмотренным при исполнении контракта .

При этом на дату рассмотрения дела об административном правонарушении документы, свидетельствующие о выполнении работ в рамках контракта на официальном сайте www.zakupki.gov.ru отсутствуют и МУ «Комдорстрой» не предоставлены.

Кроме того, согласно графику выполнения работ (приложение к факту ) начало выполнения работ предусмотрено в апреле 2023 года.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта подрядной организацией МУП ДСЭР <адрес> на первоначально предусмотренных данным контрактом условиях, которые возникли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в части авансирования работ, в рассматриваемом случае отсутствуют.

Таким образом, факт нарушения ФИО1 законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок в части необоснованного изменения существенных условий заключенного контракта, а именно увеличения авансового платежа с 5 257 977 рублей 19 копеек до 51 750 303 рубля 06 копеек по контракту , установлен.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления, и расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ были приняты во внимание смягчающие ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих наказание; имеется мотивированное решение об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Иных доводов жалоба не содержит.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление начальника контрольного управления Комитета финансов <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 КоАП РФ в отношении руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд через Ворошиловский райсуд <адрес>.

Судья Е.А. Никитина