Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 3 февраля 2022 года
Судья Магаданского городского суда <адрес> Черкасова И.В, рассмотрев жалобу представителя ПАО Э и Э «Магаданэнерго» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении
юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», ИНН <***>, КПП 490901001, ОГРН <***>, юридический адрес: <адрес>,
с участием представителя юридического лица ФИО2, действующего на основании доверенности, которому права, в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ, разъяснены и понятны,
заявлений, ходатайств не поступило, отводов не заявлено,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ, публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее – ПАО Э и Э «Магаданэнерго», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ по итогам проверки должностным лицом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора установлен факт отсутствия аккредитации у Лаборатории по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО Э и Э «Магаданэнерго» в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, чем нарушены п.3 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3 ст.30.3 Федерального закона №416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении», п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил осуществления контроля состав и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Магаданский городской суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что на территории СОК «Черный ключ» производственная деятельность не ведется, централизованная система водоотведения (канализации) отсутствует, соответственно, сброс сточных вод в данном объекте в нее не осуществляется. Условия использования водного объекта – бухты Гертнера Охотского моря, установлены Решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСВХ-Т-2019-07715/00, выданного Ленским БВУ, в виде контроля качества сточных вод осуществляется лабораторией по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала «Магаданская ТЭЦ» ПАО Э и Э «Магаданэнерго». Измерение качества сточных морских вод производится в соответствии с согласованной с Ленским БВУ Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, сбрасываемых в бухту Гертнера Охотского моря и их влияние на водный объект от ДД.ММ.ГГГГ. Порядок учета объема забора водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод, их качества установлен приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, из качества». При этом требований, предписывающих осуществлять исследования, измерения качества сточных вод силами аккредитованной лаборатории Порядок № не содержит.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал. Обращал внимание суда на тот факт, что порядком № не предусмотрено осуществление исследований и измерений качества сточных вод силами аккредитованной лаборатории.
В поступивших до судебного заседания письменных возражениях на жалобу должностное лицо Управления Росприроднадзора просит оставить постановление без изменения, поскольку собранными доказательствами достоверно подтвержден факт нарушения Обществом положений п.3 ст. 67 Закона «Об охране окружающей среды» при рассмотрении дела установлено, что в «Программе производственного экологического контроля», в разделе 8 «Сведения о собственниках и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии …», не указаны реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров), как того требует п.3 ст. 67 Закона «Об охране окружающей среды» и Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, а указано лишь «заключение № о состоянии измерений в лаборатории» выданное ФГБУ «Магаданский ЦСМ», являющейся организацией, осуществляющей только сертификацию состояния средств измерений лабораторий.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Выслушав представителя Общества, изучив письменные возражения должностного лица административного органа, изучив доводы жалобы, материалы приложенные к жалобе и материалы административного дела в отношении ПАО Э и Э «Магаданэнерго», прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно положениям ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленном в ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Из анализа приведенных законоположений следует, что бремя доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возложено на административный орган.
Административная ответственность по статье 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Приходя к выводу о виновности юридического лица – ПАО Э и Э «Магаданэнерго» во вменяемом правонарушении должностное лицо Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора установило следующее.
На основании Решения руководителя Дальневосточного управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД и от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД, в период с ДД.ММ.ГГГГ 10 часов 30 минут по ДД.ММ.ГГГГ 17 часов 30 минут должностными лицами Управления Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка (реестровый №. В ходе проверки установлено следующее.
ПАО Э и Э «Магаданэнерго» осуществляет деятельность по производству электроэнергии, распределению электроэнергии, передаче электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, торговлю электроэнергией, что подтверждается Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии с договором аренды земель для несельскохозяйственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ №АН№ Обществом арендуется земельный участок с кадастровым номером 49:09:031801:1 под Спортивно-оздоровительный комплекс «Черный ключ» (далее – СОК «Черный ключ») (код объекта – №П, категория риска – средняя, категория объекта - 3).
Общество осуществляет деятельность, связанную с использованием водного объекта – бухты Гертнера Охотского моря на основании выданных Ленским БВУ – решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСВХ-Т-2019-07715/00, срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между ОАО Э и Э «Магаданэнерго» филиалом Магаданская ТЭЦ и Ленским БВУ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, как установлено должностным лицом, в нарушение требований п.3 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3 ст.30.3 Федерального закона №416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении», п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил осуществления контроля состав и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» лаборатория по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала «Магаданская ТЭЦ» ПАО Э и Э «Магаданэнерго» не аккредитована в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
В качестве доказательств, подтверждающих виновность юридического лица должностным лицом административного органа приняты: - протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; - решение руководителя Дальневосточного Межрегионального Управления Росприроднадзора №-КНД от ДД.ММ.ГГГГ; - решение от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД; - акт выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; - выписка из ЕГРН в отношении ПАО Э и Э «Магаданэнерго»; - требование о предоставлении документов №-КНД от ДД.ММ.ГГГГ; - копии протокола испытаний за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ; - копии сведений, полученных в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, из качества по формам 3.1, 3.2, 3.ДД.ММ.ГГГГ-2021 годы; - копия программы производственного экологического контроля; - копия заключения № о состоянии измерений в лаборатории с приложением; - договор водопользования № от ДД.ММ.ГГГГ; - пояснительная записка к графическим материалам; - решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; - определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя положения законодательства, вменяемые Обществу, прихожу к следующему.
Так, в силу ст.1 Федерального закона №416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2 ст.1 Закона №416-ФЗ, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.
В силу п.3.1 ст.1 Закона №416-ФЗ, требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст.2 Закона №416-ФЗ, под водоотведением понимается - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Таким образом, из правового смысла приведенных положений Закона №416-ФЗ следует, что данный закон распространяется на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уставной деятельностью которых является эксплуатация централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Вышеустановленное приводит к выводу, что регламентированный пунктом 3 ст. 30.3 Закона №416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) распространяется на организации, осуществляющие водоотведение, либо уполномоченные ею организации.
Между тем, как следует из материалов дела, эксплуатация централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения не относится к уставным видам деятельности ПАО Э и Э «Магаданэнерго», соответственно, нарушение п.3 ст. 30.3 Закона не образуют в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В силу решения от ДД.ММ.ГГГГ и договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ Общество по отношению к водному объекту – бухте Гертнера Охотского моря является водопользователем, соответственно, в силу положений п.2 ст.1 Закона №416-ФЗ деятельность Общества должна регулироваться водным законодательством.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (далее – Правила №), настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).
Поскольку ПАО Э и Э «Магаданэнерго» не относится к организации осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организации, соответственно, нарушения требований указанных Правил не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В то же время, в силу п.3 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ), программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно п.2 ст. 67 Закона 7-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Приказом Министерства природы и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля.
Между тем, исходя из текста оспариваемого постановления, Обществу вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и выразившееся в нарушении п.3 ст. 67 Закона №7-ФЗ, а именно отсутствие у Лаборатории по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО Э и Э «Магаданэнерго» аккредитации в соответствии с указанными ст. 30.3 Закона №416-ФЗ и п.9 Правил №.
При этом, как видно из содержания приведенного пункта 3 статьи 67 Закона №7-ФЗ, данная норма устанавливает перечень сведений, который должна содержать программа производственного экологического контроля.
Однако, при рассмотрении дела, в тексте постановления должностным лицом не исследовались вопросы о том, имеется ли составленная и утвержденная в соответствии с законом программа производственного контроля в Обществе, соответствует ли данная программа требованиям Закона №7-ФЗ.
Между тем, вопреки доводам письменных возражений на жалобу, в тексте оспариваемого постановления, при формировании объема вменяемого Обществу правонарушения, должностным лицом не указано на факт установления при рассмотрении дела, что в «Программе производственного экологического контроля», в разделе 8 «Сведения о собственниках и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии …», не указаны реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров), как того требует п.3 ст. 67 Закона «Об охране окружающей среды» и Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, а указано лишь «заключение № о состоянии измерений в лаборатории» выданное ФГБУ «Магаданский ЦСМ», являющейся организацией, осуществляющей только сертификацию состояния средств измерений лабораторий. Нарушения или несоответствия программы производственного экологического контроля Обществу оспариваемым постановлением не вменяются.
При этом, вменение Обществу нарушения п.3 ст. 67 Закона №7-ФЗ в контексте нарушений ст. 30.3 Закона №416-ФЗ и п.9 Правил №, а именно - отсутствия аккредитации у Лаборатории по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО Э и Э «Магаданэнерго» в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, не образует в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Кроме того, в тексте постановления должностное лицо, не квалифицировало действия (бездействия) Общества в соответствии с приведенными в диспозиции ст. 8.1 КоАП РФ составами.
Между тем, права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов регламентированы Водным кодексом (ст. 39) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При таких, обстоятельствах доводы жалобы признаются обоснованными.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу, что вывод должностного лица о виновности ПАО Э и Э «Магаданэнерго» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, нельзя признать основанным на полном и всестороннем выяснении имеющихся для правильного разрешения дела обстоятельств, и принятым в соответствии с законом, поскольку доказательств, полно, объективно и достоверно подтверждающих наличие в действиях Общества состава правонарушения в материалах дела не имеется. Административным органом данных доказательств не представлено.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив собранные по делу доказательства и установив юридически значимые для правильного, полного и всестороннего рассмотрения дела обстоятельства прихожу к выводу, что признаки состава правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ в действиях юридического лица не усматриваются, в связи с чем постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» подлежит отмене производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Общества состава правонарушения.
В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд
р е ш и л а:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья И.В. Черкасова