РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении № 12-116/2022
15 августа 2022 г. г. Ахтубинск
Астраханская область
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоменко О.А., с участием представителя администрации МО «Ахтубинский район» Чернухиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области в порядке пересмотра жалобу и.о. главы администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Чевиленко О.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главного специалиста-эксперта Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Галичкиной П.Н. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ го. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Ахтубинский район»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главного специалиста-эксперта Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Галичкиной П.Н. от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация муниципального образования «Ахтубинский район» (далее- администрация МО «Ахтубинский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, и.о. главы администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Чевиленко О.В. обратился в Ахтубинский районный суд Астраханской области с жалобой, в которой просил применить положения части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изменить назначенное наказание в виде административного штрафа, определив его в размере менее минимального, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель юридического лица администрации МО «Ахтубинский район» Чернухина Е.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главный специалист- эксперт Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Галичкина П.Н. в судебное заседание не явилась, в представленных возражениях просила оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, выслушав представителя юридического лица администрации МО «Ахтубинский район» Чернухину Е.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствие со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
К вопросам местного значения муниципального района относится, помимо прочих, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Пунктом 14 статьи 8 Устава МО «Ахтубинский район», принятого решением Совета МО «Ахтубинский район» № 200 от 23 июня 2016 г. к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующей территории муниципального района.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечание. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как следует из материалов дела, 7 апреля 2022 г. заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Власовой Ю.П. издан приказ № о проведении выездного обследования территории:
14 апреля 2022 г. государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Искиндировой К.М. проведено выездное обследование указанных территорий и составлен акт выездного обследования, согласно которому, на указанных территориях выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления на почве.
Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Астраханской области» произведены отборы проб с целью проведения лабораторных исследований. По итогам проведенных лабораторных исследований установлено, что исследованные отходы могут быть отнесены к V классу опасности для окружающей природной среды согласно приказу Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации МО «Ахтубинский район» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23 июня 2022 г. административным органом составлен протокол № об административном правонарушении в отношении заявителя, согласно которому, установлено захламление отходами производства и потребления земельных участков по адресным ориентирам:
ДД.ММ.ГГГГ административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания №, которым администрация МО «Ахтубинский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 400000 рублей. В удовлетворении ходатайства администрации МО «Ахтубинский район» о возможности применения предупреждения в качестве меры ответственности за вменяемое правонарушение отказано.
Проанализировав в совокупности представленные материалы, прихожу к выводу, что квалификация действий администрации МО «Ахтубинский район» по невыполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, по части 2 статье 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильная.
Вина администрации МО «Ахтубинский район» в совершении административного правонарушения при указанных выше обстоятельствах подтверждается: приказом о проведении выездного обследования от 7 апреля 2022 г., актом выездного обследования от 14 апреля 2022 г. с приложенными фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела и представителем администрации МО «Ахтубинский район» не оспаривается.
Представитель юридического лица- администрации МО «Ахтубинский район», не оспаривая факт совершения административного правонарушения, просит применить положения части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и изменить назначенное наказание в виде административного штрафа, определив его в размере менее минимального, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду материального положения юридического лица.
Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
В подтверждение материального положения администрации МО «Ахтубинский район» представителем юридического лица представлены уведомления о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации МО «Ахтубинский район», выписка из муниципальной долговой книги об имеющейся задолженности по состоянию на 1 августа 2022 г. в размере 45046000 рублей.
С учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, материального положения юридического лица, имеются основания для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - назначения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 200000 рублей, что в рассматриваемой ситуации соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главного специалиста- эксперта Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Галичкиной П.Н. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Ахтубинский район», изменить путем снижения размера назначенного администрации муниципального образования «Ахтубинский район», административного наказания в виде административного штрафа с 400000 (четыреста тысяч) рублей до 200000 (двести тысяч) рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области, главного специалиста- эксперта Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Галичкиной П.Н. о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу и.о. главы администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Чевиленко О.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда.
Судья Лябах И.В.