ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-116/2022 от 18.10.2022 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Михайлова Т.Е. Дело№7/2-358/2022 Дело №12-116/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Саха Якутия) Федорова Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу привлекаемого лица на решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ответственного за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в Акционерном обществе «********» ФИО1

установила:

Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по ДФО Ч. серии № ... от 01 октября 2021 года должностное лицо – ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в Акционерном обществе «********» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, представитель АО «********» обжаловал его в Алданский районный суд Республики Саха (Якутия)

Решением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года оспариваемое постановление было отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 05 июля 2022 года решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд.

Решением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), привлекаемое лицо ФИО1 просит вышеуказанное решение судьи городского суда отменить, производство в отношении него прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого ему административного правонарушения.

Представитель АО «********» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, при таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дела при отсутствии не явившихся участников процесса.

Изучение представленных материалов дела и доводов жалобы позволило прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ к основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что в период с 15.03.2021 по 26.03.2021 в соответствии с решением от 05.08.2021 № ... И.о. начальника МТУ Ространснадзора по ДФО Т. была проведена внеплановая документарная проверка АО «********».

По результатам проверки были выявлены нарушения в области транспортной безопасности допущенные обществом, не выполнены пункты 1-5 предписания от 26.03.2021 № ..., срок исполнения которого истек 02.08.2021, а именно:

- в нарушение подпункта 2 пункта 6 Постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Требования) не назначено лицо (лица) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств (на ТС: автобус ******** VIN:№ ...; автобус ******** VIN: № ...; автобус ******** VIN: № ...; автобус ******** VIN: № ...; автобус ******** VIN: № ...);

- в нарушение подпункта 10 пункта 6 Требования не проверены лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью 11 статьи 10 Закона;

- в нарушение подпункта 12 пункта 6 Требования не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 121 Закона;

- в нарушение подпункта 13 пункта 6 Требования не информированы в наглядной и доступной форме все физические лица, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся (на ТС: автобус ******** VIN: № ...; автобус ******** VIN: № ...; автобус ******** VIN: № ...; автобус ******** VIN: № ...; автобус ******** VIN: № ...);

- в нарушение ч. 2 п. 4 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» не предоставлена в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полная и достоверная информация для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона на следующие ОТИ: Склад взрывчатых материалов (поверхностный постоянный расход); Гараж; Площадка погрузки-разгрузки взрывчатых материалов.

26 марта 2021 года АО «********» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 02.08.2021.

01 октября 2021 постановлением серии № ... государственным инспектором отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ространснадзора по ДФО Ч. должностное лицо – ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в акционерном обществе «********» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, за неисполнение в установленный срок предписания УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора № ... от 26 марта 2021 г.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Ответственный за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО "********" ФИО1 несет административную ответственность как должностное лицо в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, как совершивший административное правонарушение в связи с неисполнением в установленный срок законного предписания от 26.03.2021.

Вопреки доводам жалобы, бездействие должностного лица - ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание об устранении выявленных нарушений от 26.03.2021, со сроком исполнения 02.08.2021 выдано АО "********" надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных полномочий, содержит ссылки на нормы закона, характеристику допущенных нарушений и требование об их устранении, не содержит неясностей, требования предписания изложены последовательно, ясно и не допускают неоднозначного толкования, в этой связи, судебные инстанции пришли к правильному выводу о законности выданного предписания.

Материалами дела подтверждено, что ФИО1 является ответственным за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО "********".

В силу пунктов 5 и 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ юридическое лицо - АО "********" является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку согласно выписки из ЕГРЮЛ осуществляет хозяйственную деятельность в сфере строительства автомобильных и железных дорог, автомагистралей, метро, по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, перевозкам грузов неспециализированными транспортными средствами, по обращению и хранению взрывчатых материалов промышленного назначения, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

АО "********" является собственником объектов транспортной инфраструктуры - склада взрывчатых материалов, гаража, площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов, и транспортных средств - 5 автобусов.

В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 6 Федерального закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с Порядком ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 377, основанием для внесения в реестр изменений является решение компетентного органа на основании обращения субъекта транспортной инфраструктуры об изменении категории объекта транспортной инфраструктуры или об изменении сведений о категорированном объекте транспортной инфраструктуры, или не подлежащем категорированию объекте транспортной инфраструктуры, или транспортном средстве, или об изменении сведений о субъекте транспортной инфраструктуры.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона (пункт 4).

Суд правильно пришел к выводу о том, что доводы жалобы об использовании транспортных средств для собственных нужд не опровергают наличие в действиях (бездействии) ответственного за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО "********" ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, поскольку у общества имеется лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, свидетельство о регистрации опасных производственных объектов - склада взрывчатых веществ, гаража, площадки погрузки-выгрузки взрывчатых материалов, информация о которых, как и о принадлежащих обществу автотранспортных средств, в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Федерального дорожного агентства отсутствует ввиду отсутствия обращения общества как субъекта транспортной инфраструктуры.

Доводы жалобы были предметом проверки районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере санкции части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года по данному делу оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Судья Г.А. Федорова