ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1174/2022 от 21.09.2023 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-141/2023

УИД 78RS0015-01-2022-006758-68

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 сентября 2023 года

Судья Невского районного суда г. Санкт-Петербурга Петий С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 430 Невского районного суда г. Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ольги Берггольц, д.12,

жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Многомарт Столица» (далее - ООО «Многомарт Столица») на постановление начальника ОГИБДД УМВД России по Невскому району г. Санкт-Петербурга подполковника полиции ФИО1 от 02 июня 2022 г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в отношении юридического лица ООО «Многомарт Столица», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, <адрес>, лит. А, пом. 23-Н, каб. ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ОГИБДД УМВД России по Невскому району г. Санкт-Петербурга подполковника полиции ФИО1 от 02 июня 2022 г. юридическое лицо ООО «Многомарт Столица» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Названным постановлением установлена вина ООО «Многомарт Столица» в том, что 05 мая 2022 г. в 12 час. 15 мин. по адресу: Санкт-Петербург, Глухоозерское шоссе, д. 11, водитель ФИО2, сообщивший, что является водителем-экспедитором ООО «Многомарт Столица», перевозил по поручению директора ООО «Многомарт Столица» ФИО3 в пределах Российской Федерации груз по товарной накладной № УТ00000133145 от 05 мая 2022 г., по товарной накладной № УТ00000133146 от 05 мая 2022 г., и счетам №№ 133145, 133146 от 04 мая 2022 г., управлял транспортным средством Ситроен Берлинго, госномер , с нарушением требований ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 15 Приказа Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении Профессиональных и квалифицированных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно: в ООО «Многомарт Столица» отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения с аттестацией на право занимать соответствующую должность и дипломом об образовании не ниже среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрепленную группу.

Выражая несогласие с данным постановлением, ООО «Многомарт Столица» обратилось в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, а производство по делу прекратить, указывая, что заявитель не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку ООО «Многомарт Столица» эксплуатацией автотранспорта в своей деятельности не занимается, автотранспорта на балансе и в аренде не имеет, водителей в штате нет; гражданин ФИО2 в трудовых отношениях с ООО «Многомарт Столица» не находится, а автомобиль Ситроен Берлинго, госномер , принадлежит на праве собственности физическому лицу ФИО4, который не имеет никакого отношения к ООО «Многомарт Столица».

Защитник ООО «Многомарт Столица» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, путем направления судебной повестки по юридическому адресу ООО «Многомарт Столица», которая адресатом получена не была и возвращена почтой за истечением срока хранения.

Инспектор ФИО5, непосредственно выявивший факт совершения ООО «Многомарт Столица» вменяемого юридическому лицу административного правонарушения, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы как необоснованной, указывая, что обжалуемое постановление в полной мере соответствует нормам материального и процессуального права.

Изучив жалобу ООО «Многомарт Столица», выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно п. 2 ст. 20 указанного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

- обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 145 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).

Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом определяют требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Правила обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;

При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:

наличие у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта).

проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов;

безопасность транспортных средств, эксплуатируемых субъектом транспортной деятельности;

безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;

Обеспечение субъектом транспортной деятельности наличия у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) работы должно достигаться посредством:

проведения профессионального отбора и профессиональной подготовки водителей в соответствии с порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

документарной проверки соответствия работников при приеме их на работу профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проведения аттестации работников, предусмотренной статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Положениями Приказа Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения» установлено, что контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен уметь проводить предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния.

К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";

образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

К квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации;

образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации, и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Как усматривается из материалов административного дела, 05 мая 2022 г. в 12 час. 15 мин. по адресу: Санкт-Петербург, Глухоозерское шоссе, д. 11, водитель ФИО2, сообщивший, что является водителем-экспедитором ООО «Многомарт Столица», перевозил по поручению директора ООО «Многомарт Столица» ФИО3 в пределах Российской Федерации груз по товарной накладной № УТ00000133145 от 05 мая 2022 г., по товарной накладной № УТ00000133146 от 05 мая 202 2г., и счетам №№ 133145, 133146 от 04 мая 2022 г., управлял транспортным средством Ситроен Берлинго, госномер , с нарушением требований ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 15 Приказа Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении Профессиональных и квалифицированных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно: в ООО «Многомарт Столица» отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения с аттестацией на право занимать соответствующую должность и дипломом об образовании не ниже среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрепленную группу.

Как указано в ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. ч. 3,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Виновность ООО «Многомарт Столица» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>;

- рапортом инспектора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ;

- объяснениями водителя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ;

- счетом на оплату от ДД.ММ.ГГГГ;

- товарной накладной № УТ00000133145 от ДД.ММ.ГГГГ;

- товарной накладной № УТ00000133146 от ДД.ММ.ГГГГ;

- счетом на оплату от ДД.ММ.ГГГГг.;

- фотографиями автомобиля Ситроен Берлинго, госномер Н747РР178 с перевозимого груза;

- учредительными документами ООО «Многомарт Столица».

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее деяние, ответственность за которое предусмотрена нормами КоАП РФ, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, ООО «Многомарт Столица» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление судьей признаются необоснованными, поскольку совокупность относимых и допустимых доказательств, собранных инспектором ДПС при проведении административного расследования, достоверно подтверждают факт перевозки груза при обстоятельствах, указанных в обжалуемом постановлении.

Сам по себе факт уклонения юридического лица от надлежащего оформления документов, связанных с эксплуатацией транспортных средств с целью перевозки грузов в своем интересе, расценивается судьей, как попытка ООО «Многомарт Столица» уклониться от исполнения обязательств, возложенных на перевозчика положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в связи с чем, данные обстоятельства не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях (бездействии) заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Эксплуатация юридическим лицом транспортного средства, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, для целей перевозки грузов, вопреки доводам жалобы, не освобождает такое юридическое лицо от обязанностей, возложенных на него как на перевозчика.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств, представленных в материалы административного дела, не свидетельствуют об отсутствии в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения.

Определение круга относимых и допустимых доказательств, образующих достаточную совокупность для установления факта наличия или отсутствия состава административного правонарушения в действиях/бездействии привлекаемого к административной ответственности лица, относится к исключительной компетенции должностного лица, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении.

Постановление о привлечении ООО «Многомарт Столица» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого акта, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника ОГИБДД УМВД России по <адрес> подполковника полиции ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Многомарт Столица» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ООО «Многомарт Столица» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии путем подачи жалобы через Невский районный суд <адрес>.

Судья С.С. Петий