ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1174/2022 от 30.11.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Прилепова Н.Н. дело № 21-629/2022 (№ 12-1174/2022)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев 30 ноября 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми ФИО1 на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2022 года, которым

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 июня 2022 года <Номер обезличен> о привлечении ФИО2к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми ФИО1 <Номер обезличен> от 14 июня 2022 года ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО2 обратилась в суд жалобой, в которой просила постановление отменить.

Судья вынес указанное выше решение.

В жалобе в Верховный суд Республики Коми руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми ФИО1 просит отменить вынесенное решение, оставить постановление Коми УФАС России в силе.

ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав ФИО2, прихожу к следующему.

Частью 7 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка определения победителя обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 названого Кодекса.

Из материалов дела следует, что Министерство явилось организатором открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, извещение <Номер обезличен> от 15 июля 2021 года на официальном сайте торгов ... в сети "Интернет" (далее - конкурс). Месторасположение лесного участка: <Адрес обезличен>; срок аренды, лет - 49.

Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, от 22 сентября 2021 года № 2 (далее - протокол конкурса № 2 от 22 сентября 2021 года) заявке ООО "ИиКО", допущенного к участию в конкурсе, было присвоено 0 баллов.

Порядок организации и проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, определяется статьями 80.1, 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).

Согласно части 17 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерацииизвещение о проведении конкурса должно содержать сведения, в том числе: о требованиях к содержанию конкурсных предложений, а также о порядке их представления в конкурсную комиссию.

В соответствии с частью 2 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2019 года № 241 утверждены Правила, которые устанавливают порядок оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины.

К критериям, по которым производится оценка относятся:

1. Превышение предложенной участником конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее - конкурс) цены предмета конкурса (ежегодной арендной платы) над установленной в конкурсной документации начальной ценой предмета конкурса (ежегодной арендной платой).

2. Планируемый объем производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении.

3. Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

4. Наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек.

5. Численность работников участника конкурса по отношению к численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.

В соответствии с частью 4 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления.

Оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 80.2 ЛК РФ).

После оценки и обсуждения конкурсных предложений простым большинством голосов при открытом голосовании конкурсной комиссии определяется победитель конкурса, представивший лучшее конкурсное предложение. При прочих равных условиях нескольких конкурсных предложений критерием определения лучшего конкурсного предложения является наибольшая предложенная цена предмета конкурса (ч.6 ст.80.2 ЛКРФ).

Правилами установлен закрытый перечень критериев, на основании которых проводится оценка конкурсных предложений участников конкурса.

В частности пунктом 12 Правил установлено, что участникам конкурса по критерию, предусмотренному пунктом 5 критериев оценки, присуждается: 5 баллов (максимальное количество баллов) - если численность работников участника конкурса, конкурсное предложение которого оценивается, составляет не менее 25 процентов численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса; 0 баллов - если численность работников участника конкурса, конкурсное предложение которого оценивается, составляет менее 25 процентов численности работающего населения населенного пункта, в границах которого расположены объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры участника конкурса.

Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, от 22.09.2021 № 2 (далее - протокол конкурса № 2 от 22.09.2021) заявке ООО "ИиКО" присвоено 0 баллов, в протоколе указано, что в связи с завышенными показателями, превышающими более чем в 10 раз по показателю "планируемый объём производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, на единицу площади лесного участка, являющегося предметом конкурса, в стоимостном выражении, руб/га", а также "планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, чел." заявленные в конкурсном предложении ООО "ИиКО" комиссией решено не учитывать.ООО "ИиКО" было допущено к участию в конкурсе, однако его конкурсное предложение не было оценено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что противоречит приведенным выше нормам, так как в соответствии с пунктом 3 Правил оценка конкурсных предложений проводится по каждому конкурсному предложению отдельно в соответствии с критериями, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2019 года № 241, в связи с чем, должностным лицом административного органа, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, установлен факт нарушения оценки конкурсного предложения ООО "ИиКО".

Указанные обстоятельства явилось основанием для вынесения должностным лицом постановления и привлечения ФИО2 к административной ответственности по части 7 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица, и прекращая производство по делу, судья городского суда исходил из отсутствия состава правонарушения в действиях ФИО2, по причине того, что она не является субъектом правонарушения.

Исходя из оценки имеющихся в материалах дела доказательств, полагаю выводы судьи городского суда ошибочными, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 80.2 Лесного Кодекса Российской Федерации определено, что конкурсная комиссия состоит из председателя конкурсной комиссии, его заместителя, членов конкурсной комиссии и секретаря конкурсной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы конкурсной комиссии.

Согласно пункту 1.2 Регламента деятельности конкурной комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 мая 2019 года, конкурсная комиссия состоит из председателя конкурсной комиссии, его заместителя, членов конкурсной комиссии и секретаря конкурсной комиссии, осуществляющего организационное обеспечение работы конкурсной комиссии.

Секретарь выполняет следующие функции:

- организует проведение заседаний конкурсной комиссии;

- уведомляет председателя и членов конкурсной комиссии о месте, дате и времени проведения заседания конкурсной комиссии;

- ведет видео- и аудиофиксацию заседания конкурсной комиссии;

- ведет протоколы конкурсной комиссии, подписывает у членов конкурсной комиссии и передает на утверждение председателю конкурсной комиссии;

- направляет один экземпляр протокола победителю конкурса, а остальным участникам конкурса копию протокола;

- размещает протокол о результатах конкурса на официальном сайте торгов.

В отсутствие секретаря конкурсной комиссии функции секретаря могут быть возложены на любого из членов конкурсной комиссии.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 805 от 22 июня 2021 года утверждён состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, в состав которой в качестве секретарей включены З. , П.

Исходя из статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье, лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьёй 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несут административную ответственность как должностные лица.

Вопреки выводам судьи городского суда, секретарь конкурсной комиссии входит в состав конкурсной комиссии, осуществляет функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, голосует по рассматриваемым комиссией вопросам, в связи с чем, является субъектом правонарушения.

Как разъяснено в ответе № 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, пересматривая в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не вступившее в законную силу решение судьи районного суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса) либо в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судья вышестоящего суда вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), если установит, что производство по делу об административном правонарушении было необоснованно прекращено по одному из указанных выше оснований. При этом решение судьи вышестоящего суда во всяком случае не должно содержать выводов о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Данный подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности, вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений. Этим, в частности, обусловлено установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания прекращения дела истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5). При этом в силу презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях) лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Следовательно, положение пункта 6 части 1 статьи 24.5 вышеуказанного Кодекса, предполагая прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не допускает необоснованного ухудшения правового положения лица и не может рассматриваться как противоречащее целям защиты его прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года № 2-П, от 18 февраля 2000 года № 3-П, от 16 июня 2009 года № 9-П).

При установленных по делу обстоятельствах, с учётом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, полагаю, решение судьи городского суда подлежащим отмене, с прекращением производства по делу

по пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, требование должностного лица об оставлении без изменения вынесенного им постановления, удовлетворению не подлежит, поскольку статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможности вынесения такого решения.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 октября 2022 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья - В.М. Соболев

Копия верна, судья Соболев В.М