Дело № 12-117/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Звенигово 24 сентября 2018 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Коньков В.Л., с участием:
законного представителя администрации МО «Кужмарское сельское поселение» - <.....>ФИО1,
представителя ОНД и ПР Звениговского и Моркинского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл О.А.А.,
рассмотрев жалобу <.....>ФИО1 на постановление о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности № от <дата>, вынесенное заместителем начальника ОНД и ПР Звениговского и Моркинского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл О.А.А., которым
администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение», расположенное по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшаяся к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей,
законному представителю юридического лица ФИО1 права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.4 КоАП РФ разъяснены и понятны, отводов, ходатайств не заявлено,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника ОНД и ПР Звениговского и Моркинского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл О.А.А.№ от <дата> юридическое лицо – администрация муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ФИО1 обратился с жалобой в суд, в которой указал, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права, а именно за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, им как законным представителем юридического лица предпринимались все зависящие от него меры для выполнения требований пожарной безопасности, поэтому просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.
В судебном заседании ФИО1 поддержал изложенные в жалобе доводы в полном объеме, пояснив суду, согласно изложенному в тексте жалобы, просил отменить вынесенное должностным лицом постановление, поскольку им, предприняты все зависящие меры по устранению причин нарушения требований пожарной безопасности в муниципальном образовании. Также дополнил, что не отрицая факта наличия выявленных нарушений, с его стороны предпринимались все возможные меры по устранению недостатков в области пожарной безопасности в населенном пункте <.....>, несмотря на то, что на 2018 год на данный населенный пункт фактически не выделено финансовых средств по пожарной безопасности. Так, например им заказаны указатели до месторасположения пожарных водоёмов, которые изготовлены, но из-за отсутствия денежных средств их оплатить, они им не получены. На производство более крупных объектов вообще нет денежных средств.
Представитель ОНД и ПР Звениговского и Моркинского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл О.А.А. с доводами жалобы не согласился, находит обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение участвующих лиц, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья не связан с доводами жалобы.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее - Правила противопожарного режима), на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи.
Согласно пункту 55 Правил противопожарного режима, направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Пунктом 80 Правил противопожарного режим установлено, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, за что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период с 09 часов 00 минут до 13 часов 00 минут <дата> и в период с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут <дата> заместителем начальника ОНД и ПР Звениговского и Моркинского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл О.А.А. на основании распоряжения от <дата>№ в отношении администрации МО «Кужмарское сельское поселение» была проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного пожарного надзора.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно установлено, что в <адрес>:
- в нарушение статей 6, 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункта 80 Правил противопожарного режима, территория деревни не обеспечена звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре (отсутствует «громкий бой»);
- в нарушение пункта 55 Правил противопожарного режима, отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарных водоёмов;
- в нарушение статьи 19 Федерального закона о пожарной безопасности, пункта 80 Правил противопожарного режима, органом местного самоуправления поселения для целей пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в деревне (<адрес> (на западе деревни) обмелело, нет возможности забора воды);
- в нарушение пункта 80 Правил противопожарного режима, не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием у естественного водоисточника (<адрес> (на западе деревни) для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- в нарушение пункта 80 Правил противопожарного режима, не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием у естественных водоисточников (водоёмы на <адрес>) для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки деятельности органа местного самоуправления № от <дата>.
В тот же день, <дата> заместителем начальника ОНД и ПР Звениговского и Моркинского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл О.А.А. в отношении администрации МО «Кужмарское сельское поселение» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения администрацией МО «Кужмарское сельское поселение» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, объективно подтверждается представленными материалами дела, надлежащим образом заверенных копий: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от <дата>№; актом проверки деятельности органа местного самоуправления № от <дата>; фототаблицей; рапортом начальника ОНД и ПР Звениговского и Моркинского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл Е.А.Н.; протоколом об административном правонарушении в области пожарной безопасности № от <дата>; письменным объяснением ФИО1 от <дата>; постановлением о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности № от <дата>; сведениями из ЕГРЮЛ; выпиской из Устава МО «Кужмарское сельское поселение», а также иными материалами дела.
Собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия администрации МО «Кужмарское сельское поселение» правильно должностным лицом административного органа квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При вынесении постановления в отношении администрации МО «Кужмарское сельское поселение» должностным лицом не допущено нарушений норм процессуального права, в полном объеме соответствует требованиям ст. 1.6 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом характера совершенного правонарушения, оно не может рассматриваться как малозначительное, в связи с чем оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Довод жалобы о прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, являются необоснованными, поскольку постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, то есть срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год с момента выявления административного правонарушения
Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, на что ссылается в жалобе ФИО1, не является существенным недостатком протокола, в связи с чем, оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу не имеется, а сама процедура проведения проверки осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не приняты во внимание положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Так, согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Согласно представленным материалам следует, что в соответствии с расчетом проекта бюджета по благоустройству на 2018 год по администрации МО «Кужмарское сельское поселение» на населенный пункт д. Трояры не выделено финансовых средств по приобретению звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре, по строительству устройств для забора воды из источников наружного водоснабжения, для строительства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием у естественных водоисточников.
Кроме того, <.....> муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» ФИО1<дата> обращался к Председателю Собранию депутатов МО «<.....> сельское поселение» Е.В.И. с ходатайством об увеличении бюджетных средств, статьи расходов на которые в бюджет 2018 года не заложены, в том числе на финансирование противопожарной безопасности 300000 рублей (опашка вокруг населенного пункта, обустройство пожарных водоемов, ремонт гидрантов, в <.....> необходима противопожарная просека), которая в свою очередь обращалась в Министерство финансов <адрес> с аналогичной просьбой.
Также, после выявленных нарушений ФИО1 предпринимались иные меры, направленные на получение дополнительных бюджетных средств, в целях устранения требований пожарной безопасности, в частности о направлении ФИО1<дата> ходатайства на имя Председателя Собрания депутатов МО «<.....> сельское поселение» Е.В.И. об увеличении бюджетных средств, которые в бюджет 2018 года не заложены, в том числе на углубление водоемов 200000 рублей, для оборудования подъездных путей 1200000 рублей, а также о направлении письма <дата> на имя руководителя финансового отдела МО «<.....> муниципальный район» К.И.А. об изменении лимитов в бюджет на 2018 год, в том числе на оплату пожарной наклейки.
Однако в выделении средств администрации было отказано.
При таких обстоятельствах, поскольку бюджетные ассигнования на цели противопожарной безопасности не выделялись, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении администрации МО «Кужмарское сельское поселение» подлежит прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу <.....>ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя начальника ОНД и ПР Звениговского и Моркинского районов УНД и ПР Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл № от <дата> о назначении юридическому лицу – администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» прекратить по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.Л. Коньков