Дело № 12-117/2019
РЕШЕНИЕ
12 июля 2019 г. г. Каспийск
Судья Каспийского городского суда РД Магомедов М.Г.
с участием представителя ООО «АЮВ» Магомедова М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «АЮВ» на постановление № 330 от 16.10.2018 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по РД Рабаданова Т.А., которым
юридическое лицо - ООО «АЮВ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, подвернув административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,
установил:
Постановлением № 330 от 16.10.2018 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по РД Рабаданова Т.А. - юридическое лицо ООО «АЮВ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, подвернув административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
ООО «АЮВ» не согласившись с указанным постановлением обратилось в суд с жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене.
Жалоба мотивировано тем, что основанием для привлечения ООО «АЮВ» к административной ответственности послужили изложенные в акте проверки и протоколе от 24.09.2018 т. выводы о невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые.
Должностным лицом в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что ООО «АЮВ» для выполнения рекультивации в виде создания рыборазводных прудов в 5 обводненных карьерах общей площадью 4,14 га не выполнены требования действующих законодательств, т.е. не обустроены карьеры под рыборазводные пруды (отсутствуют дамбы), не разработан проект водоема с необходимыми согласованиями. Отсутствуют сведения о приемке-сдаче рекультивированных земель.
В ходе проверки установлено, что из площади земельного участка 11 га, отведенной для строительства карьера по добыче строительной глины на момент проверки разработаны 5 котлованов общей площадью 41413 кв.м. (4,14 га).
Далее указано, что в ходе осмотра, обследования котлована установлено, что все вышеперечисленные котлованы общей площадью 4,14 га вскрыты до глубин от 3 до 5 метров, тем самым вскрыт водоупорный горизонт вод и допущено обводнение котлована. Вода в котлованы также поступает из канала «Старый КОР» по оросительному каналу водохозяйственного значения.
Таким образом, фактически установлено, что на момент проверки проводилась рекультивация земли в соответствии с проектом рекультивации земель, выданного ДагНИИгипрозем в 2001 году, в котором предусмотрено рытье каналов и строительство рыбразводного пруда.
Имеется также и заключение Каспийского горкомзема от 23.01.2002, в котором помимо строительства рыбразводных прудов указано на необходимость строительства подводящего и водоотводящего каналов и шлюзов регулирующих уровень воды в прудах, а также геологический отчет ГУП РЦ «Дагестангеомониторинг» от 2006 года согласно которому средняя мощность полезной толщи карьеров составляет 7,5 м.
В настоящее время построены рыбразводные пруды и запущена рыба, однако работы еще не окончены. Согласно проекту рекультивация земель, продолжительность рекультивации определяется проектом, ее срок не должен превышать 3 года после полной отработки участка глин.
Лицензия ООО «АЮВ» на право пользования недрами досрочно прекращена с 07.03.2018 г., сразу после этого ООО «АЮВ» приступило к работам по рекультивации земли и на момент проверки работы еще не были окончены, в связи с чем, не имелось оснований привлечения юридического лица к ответственности.
В судебном заседании представитель ООО «АЮВ» в лице директора общества Магомедов М.Г. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил отменить постановление У. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РД № 330 от 16.10.2018 г., производство по делу прекратить.
Представитель Управления Росприроднадзора по РД на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Кроме того, истребованные материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «АЮВ» по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ суду представлены не были.
Проверив материалы жалобы, выслушав доводы представителя ООО «АЮВ», прихожу к следующему.
Из оспариваемого постановления № 330 от 16.10.2018 следует, что в период с 17.09.2018 по 24.09.2018 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «АЮВ», и установлено, что обществом для выполнения рекультивации в виде создания рыборазводных прудов в 5 обводненных карьерах общей площадью 4,14 га не выполнены требования ст. 26 Закона РФ «О недрах», Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли, Общие требования к рекультивации земли», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления также следует, что обществу в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 13,0 га, в том числе 2,0 га под площадку обжига кирпича и установку формовочных прессов и 11,0 га под карьер в районе Таркинского кирпичного завода (договор аренды № 17 от 22.05.2007 г.).
Обществу Министерством природных ресурсов и экологии РД была выдана лицензия МАХ 01151 ТЭ на право пользования недрами в целях добычи строительной глины сроком действия до 15.06.2023 г., которая в связи с заявлением генерального директора общества приказом Министерства природных ресурсов и экологии РД от 06.03.2018 № 59 досрочно прекращено с 07 марта 2018 г.
В силу ст. 26 Закона «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
С 20.07.2018 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.
В 2001 году с участием Каспийского горкомзема обществом были утверждены технические условия на рекультивацию земель, нарушаемых разработками общества на землях г. Каспийска, согласно которому рекультивации подлежит 11,0 га, направление рекультивации в соответствии с ГОСТ 17.5.3.04.83 - освоение выработанного пространства под рыбные пруды. Проектом предусмотреть два этапа рекультивации: технический и биологический, включающих в себя: 1. снятие гумусного горизонта (вскрышные породы) мощностью 0,2 м.; 2. общий рекультивационный слой - в зависимости от создания общего рельефа; 3 все отвалы вскрыши разместить в пределах отведенного земельного отвода для временного хранения; 4. нанесение верхнего слоя почвы мощностью не менее 0,15 м. на рекультивируемую поверхность после разработки карьера; 5. условия выполнения земляных работ по снятию и нанесению верхнего слоя почвы: - снятие верхнего слоя почвы произвести при естественном увлажнении почв; - при съеме недопустимо перемешивание слоя с низлежащим горизонтом; - необходимо принять меры, исключающие ухудшение качества снимаемого слоя; - нанесение верхнего слоя должно быть произведено равномерным слоем по дну котлована; 6. условия биологического освоения нарушаемых земель: период биологического освоения - 3 (три) года, в течение которого предусмотреть наводнение пруда и зарыбление; 7 рекультивацию производить в течение всего срока разработки участка глин; 8 проведение вторичной планировки поверхности после усадки (самоуплотнения) насыпных пород не требуется; 9. устройство дорог и въездов (заездов) не рекультивируемых земельных участках требуется выполнить с привязкой к существующей дорожной сети; 10. продолжительность рекультивации определить проектом. Срок ее не должен превышать 3 года после полной отработки участка глин.
Так, обществом в ДагНИИгипрозем в 2001 г. был получен проект рекультивации земель, нарушаемых при разработке карьера по добыче глины на землях отведенных обществу под строительство и размещение кирпичного цеха в районе Таркинского кирпичного завода.
23.01.2002 Каспийским городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству выдано заключение, согласно которому проект необходимо доработать с учетом следующих замечаний: - строительство подводящего и водоотводящего каналов и шлюзов, регулирующих уровень воды; - определить транспортные расходы на завоз 5250 куб.м. (расстояние и цена); - сметная стоимость с учетом указанных работ занижена; - проект необходимо выполнить на основе топосъемки М 1:500 или М 1:1000; - дополнить чертежами на каналы и шлюзы.
Согласно ответу ОАО «ДагНИИгипрозем» от 27.09.2018 институт по заданию ООО «АЮВ» разработал проект рекультивации земель нарушенных при разработке карьера на землях постоянного пользования г. Каспийска. Кроме проекта рекультивации земель, нарушенных при разработке карьера по добыче глины, где указанным проектом предусмотрена технология работ по освоению (строительству) карьерного котлована под рыбный пруд больше никаких бумаг не нужно.
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если: решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены; произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании; произошло нарушение земель в результате природных явлений.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, с учетом того, что действие лицензии общества на право пользования недрами было прекращено с 07 марта 2018 г., доводы представителя ООО «АЮВ» о не истечении сроков рекультивации земли на момент привлечения к ответственности, суд находит обоснованными и заслуживающими внимания, поскольку представленными суду материалами подтверждается проведение обществом рекультивации земель.
Кроме того, административным органом - Управлением Росприроднадзора по РД. не представлено документальных доказательств совершения ООО «АЮВ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Истребованные судом у административного органа материалы дела в отношении ООО «АЮВ» по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в суд не поступили.
Таким образом, административным органом не доказан факт наличия в действиях ООО «АЮВ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
ООО «АЮВ» оспаривает факт совершения им административного правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В противном случае невозможно принять объективное и обоснованное решение.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательства соблюдения установленного законом порядка привлечения ООО «АЮВ» к административной ответственности, административным органом также суду не представлены и материалы не содержат.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении жалобы и отмене постановления № 330 от 16.10.2018, а производство подлежащим прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление № 330 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по РД Рабаданова Т.А. от 16 октября 2018 года в отношении ООО «АЮВ» о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ - отменить и производство по делу в отношении ООО «АЮВ» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения в Верховный суд РД.
Судья М.Г. Магомедов