ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-117/19 от 12.08.2019 Котельничского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-117/2019

43RS0018-01-2019-000824-11

Р Е Ш Е Н И Е

г.Котельнич 12 августа 2019 года

Судья Котельничского районного суда Кировской области Попов А.В.,

при секретаре Соломиной Т.С.,

с участием помощника Котельничского межрайонного прокурора Наймушиной М.В.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, действующего на основании доверенности,

рассмотрев жалобу директора ООО «Листрейд» Х.Чжана на постановление <№> о назначении административного наказания от 25.06.2019 года в отношении юридического лица ООО «Листрейд», ОГРН <№>, ИНН <№>, юридический и фактический адрес: <адрес>, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением <№> от 25.06.2019 года, вынесенным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 юридическое лицо – ООО «Листрейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 130000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Листрейд» Х.Чжан. подал жалобу, в которой указывает, что вину в совершении административного правонарушении ООО «Листрейд» признает полностью, в содеянном раскаивается, юридическим лицом приняты все меры для устранения нарушений закона, фактически выдача спецодежды осуществлялась за исключением средств индивидуальной защиты. На момент проведения проверки не были получены результаты проведенной спецоценки рабочих мест, для идентификации средств индивидуальной защиты на конкретные рабочие места. В настоящее время осуществляется закупка и выдача средств индивидуальной защиты. Административное правонарушение совершено впервые, никаких тяжких последствий правонарушение за собой не повлекло. Просит за совершение административного правонарушения в части назначения наказания в форме штрафа применить с.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, установить его в размере менее минимального.

В судебном заседании представитель ООО «Листрейд» ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил изменить постановление в части назначенного наказания, также пояснил, что юридическое лицо с обстоятельствами, изложенными в постановлении согласно, наличие нарушений не оспаривает, вину признает. Сейчас приняты меры к недопущению подобных нарушений, проведена спецоценка рабочих мест, осуществляется закупка необходимых средств защиты и спецодежды, планируется издание приказа о назначении ответственных лиц – мастеров за использование работниками средств индивидуальной защиты. До проведения проверки иностранный инвестор отказывался выделять деньги в достаточном количестве на выполнение мероприятий по охране труда, сейчас этот вопрос решен, деньги выделены, в ближайшее время все имеющиеся нарушения будут полностью устранены.

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол и вынесшее постановление, – Государственный инспектор труда ФИО2 не явился, о дате и времени был уведомлен надлежащим образом.

Помощник Котельничского межрайонного прокурора Наймушина М.В. в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения, указав, что постановление является законным и обоснованным.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Котельничской межрайонной прокуратурой с 17 по 24 мая 2019 года проверки ООО «Листрейд» по исполнению требований трудового законодательства, в том числе охраны труда, выявлено, что юридическое лицо ООО «Листрейд» совершило нарушение норм действующего законодательства об охране труда.

Вина юридического лица ООО «Листрейд» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, подтверждается постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 06.06.2019 года, решением о проведении проверки от 17.05.2019 <№>, информацией госинспектора труда ФИО3, объяснениями директора ООО «Листрейд» Х.Чжана, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, свидетельством о государственной регистрации лица, а также иными документами, имеющимися в материалах дела.

Диспозиция ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу ч.1 ст.209 ТК РФ охраной труда является система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно ст.212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, возлагаются на работодателя, при этом работодатель обязан приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии со ст.419 Трудового кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты установлены межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее по тексту - Правила), утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года № 290н.

Согласно п.4 Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие средства индивидуальной защиты выдаются бесплатно.

Согласно п.5 Правил предоставление работникам средств индивидуальной защиты, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Согласно п.8 Правил выдача работникам средств индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых средств индивидуальной защиты требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических средств индивидуальной защиты, оформленных в установленном порядке.

Согласно п.9 Правил работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты.

Согласно п.13 Правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

Согласно п.14 Правил при выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Согласно п.24 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 года № 1122н выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств за исключением средств, указанных в пункте 7 Типовых норм, должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

Согласно информации государственного инспектора труда ФИО3 от 23.05.2019 года в ходе совместной проверки с межрайонной Котельничской прокуратурой соблюдения требований охраны труда в ООО «Листрейд» не осуществляется надлежащий учет и контроль за порядком, сроками и номенклатурой выдачи спецодежды; не оформлены надлежащим образом личные карточки учета выдачи, а именно в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты всех работников не указаны Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты, в соответствии с которыми выданы средства индивидуальной защиты и отсутствуют сведения о сертификатах и (или) декларациях соответствия выданной одежды; отсутствуют (не выданы) средства защиты органов зрения и дыхания, хотя норма выдачи в карточках учета средств индивидуальной защиты указана; не ведутся личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезжиривающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

Согласно объяснению директора ООО «Листрейд» от 06.06.2019 года с нарушениями, связанными с ненадлежащим ведением личных карточек учета средств индивидуальной защиты, отсутствием средств защиты органов зрения и дыхания, то есть с административным правонарушением, предусмотренным ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, он согласен, обязуется устранить нарушения в ближайшее время.

Частью 1 ст.2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как установлено в судебном заседании работники ООО «Листрейд» не обеспечены специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты. Иных обстоятельств при рассмотрении жалобы установлено не было, в жалобе данные обстоятельства не оспариваются, доводы жалобы сводятся к применению ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере менее минимального.

Таким образом, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 обоснованно признал в действиях юридического лица ООО «Листрейд» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, то есть не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Государственный инспектор труда ФИО2 обоснованно пришел к выводу, что оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в том числе на основании ст.2.9 КоАП РФ, не установлено, поскольку исходя из характера и обстоятельств совершенного правонарушения, данное правонарушение не может быть признано малозначительным, так как существенно нарушает охраняемые общественные отношения, а также обоснованно пришел к выводу о том, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем в отношении ООО «Листрейд» не возможно применение ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, суд считает обоснованным назначение юридическому лицу ООО «Листрейд» наказания в виде административного штрафа.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 года № 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В данном случае, назначение административного штрафа даже в минимальном размере в соответствии с санкцией статьи (130000 рублей) является несоразмерным обстоятельствам совершения правонарушения, в связи с чем учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, учитывая, что ООО «Листрейд» приняты меры для устранения нарушений закона, фактически выдача спецодежды осуществлялась за исключением средств индивидуальной защиты, на момент проведения проверки не были получены результаты проведенной спецоценки рабочих мест, что необходимо для идентификации средств индивидуальной защиты на конкретные рабочие места, в настоящее время осуществляется закупка и выдача средств индивидуальной защиты, суд признает данные обстоятельства исключительными, в связи с чем суд приходит к выводу, что назначенный размер наказания не может считаться адекватным характеру совершенного юридическим лицом административного правонарушения и степени общественной опасности выявленных нарушений, не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, тем самым с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа подлежит определению в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Таким образом, постановление государственного инспектора труда ФИО2 № 1223 от 25.06.2019 года подлежит изменению, поскольку при рассмотрении дела вышеуказанные обстоятельства в полном объеме учтены не были.

При рассмотрении административного материала в отношении юридического лица – ООО «Листрейд» государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 не было допущено нарушений, касающихся процедуры рассмотрения административного материала, в постановлении приведен анализ доказательств, которые были исследованы.

При таких обстоятельствах постановление № 1223 от 25 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Листрейд» подлежит изменению, а жалоба директора ООО «Листрейд» Х.Чжана – удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу директора ООО «Листрейд» Х.Чжана удовлетворить.

Постановление № 1223 от 25 июня 2019 года государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 в отношении юридического лица – ООО «Листрейд» изменить, назначить юридическому лицу ООО «Листрейд» наказание с применением ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

В остальной части постановление № 1223 от 25 июня 2019 года государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО2 оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии с подачей жалобы через Котельничский районный суд Кировской области.

Судья Котельничского районного суда

Кировской области А.В. Попов