Дело №
РЕШЕНИЕ
14 января 2020 года г.<адрес>
Судья Березовского районного суда <адрес> - Югры Матвеева Ж.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора <адрес>ФИО3 на постановление начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1
Установил:
Постановлением начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Полагая указанное постановление незаконным, и.о. прокурора <адрес> обратился в Березовский районный суд ХМАО-Югры с протестом, в котором просит постановление начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов указал, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения прав граждан Киргизской Республики установлено, что начальником ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5ДД.ММ.ГГГГ при проверке соблюдения правил миграции выявлен гражданин Киргизии ФИО1, который въехал на территорию Российской Федерации, заключил трудовой договор не получив полис добровольного медицинского страхования, чем нарушил п. 10 ст. 13 Федерального закона № «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Ввиду изложенного в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, на основании которого обжалуемым постановлением он привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. В обоснование протеста указано, что гражданам государств - участников Договора о присоединении Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, временно пребывающим на территории Российской Федерации, должна предоставляться первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь наравне с гражданами Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о принадлежности данной категории иностранных граждан к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию. Обязанность по оформлению полиса добровольного медицинского страхования, обеспечивающего оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, на граждан Республики Кыргызстан не распространяется. Такая медицинская помощь должна им предоставляться бесплатно в силу международного договора Российской Федерации. Таким образом, отсутствие полиса ДМС у граждан Киргизской Республики не является нарушением режима пребывания, вследствие чего не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Одновременно с протестом, прокурором было заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>. В обоснование ходатайства указано, что сведения о нарушении законодательства при производстве по делу в отношении ФИО1 по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ стали известны прокуратуре района по итогам проведенной проверки, которая завершена ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО4 настаивал на удовлетворении протеста и поддержал заявленное ходатайство о восстановлении процессуального срока на его подачу.
В судебное заседание начальник ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5, будучи надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание не явилась, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращалась.
ФИО1, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5, ФИО1
Применяя положения ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ, судья признает причины пропуска срока обжалования уважительными и считает возможным восстановить срок обжалования постановления начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь следующим.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Из представленных документов следует, что прокурору <адрес> стало известно о вынесенном постановлении ДД.ММ.ГГГГ, после проведения проверки во исполнение задания прокуратуры округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации проверки соблюдения прав граждан Киргизской Республики».
Протест на постановление должностного лица поступил в Березовский районный суд ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ.
В части разрешения вопроса об удовлетворении протеста, заслушав заместителя прокурора ФИО4, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста и представленные в суд материалы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пункта 10 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Как усматривается из материалов дела, постановлением начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5№ по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ гражданин Кыргыстана ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а именно за осуществление трудовой деятельности при отсутствии у него действующего на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования, то есть в нарушение пункта 10 статьи 13 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу пункта 5 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) особенности въезда, выезда, пребывания и трудовой деятельности физических лиц регулируются разделом XXVI настоящего Договора в части, не противоречащей настоящему разделу.
Согласно п. 1 ст. 97 раздела XXVI Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Согласно п.3,4 ст.98 указанного Договора Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению N 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.
Согласно п.4 приложения № к Договору о Евразийском экономическом союзе государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.
Скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса.
Возмещение затрат медицинской организации (учреждению здравоохранения) на оказание скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) трудящимся государств-членов и членам семей осуществляется за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы государства трудоустройства в соответствии с действующей системой финансирования здравоохранения.
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ подписала в <адрес> о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, временно пребывающие в Российской Федерации трудящиеся государств-членов ЕАЭС являются застрахованными в системе ОМС (Письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№/В-235). А система ОМС предполагает бесплатное оказание застрахованным лицам медицинской помощи в пределах базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь (п.6 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Соответственно, полис обязательного медицинского страхования обеспечивает предоставление иностранному работнику тех видов медицинской помощи, которые предусмотрены ст. 327.2, 327.3 ТК РФ.
Также, следует отметить, что поступающие на работу временно пребывающие в Российскую Федерацию иностранные граждане предъявляют работодателю договор (полис) ДМС, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении медицинских услуг иностранному работнику, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. То есть, в данном случае, временно пребывающий в РФ иностранный гражданин, застрахованный в системе ОМС, рассматривается как установленный международным договором исключение.
Однако у должностного лица при составлении протокола и постановления об административном правонарушении в отношении ФИО1, и привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ отсутствовали основания для вывода о том, имел или не имел он полис добровольного медицинского страхования как при въезде в Российскую Федерацию через КПП «Домодедово», так и при трудоустройстве.
Факт отсутствия у иностранного гражданина полиса добровольного медицинского страхования не может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение режима пребывания в РФ, поскольку ДМС не является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на пребывание или проживание в Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие полиса добровольного медицинского страхования, не является нарушением пребывания на территории Российской Федерации, и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ при соответствующих обстоятельствах.
Вывод должностного лица о том, что ФИО1 допущено нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, является неправильным, сделан без учета приведенных выше положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ, не основан на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
Протест и.о. прокурора <адрес>ФИО3 на постановление начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 - удовлетворить.
Постановление начальника ОВМ ОМВД России по <адрес>ФИО5 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ путем подачи жалобы в суд <адрес>-Югры.
Решение изготовлено на компьютере.
Судья Березовского районного суда (подпись) Ж.Ю. Матвеева