ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-117/19 от 21.01.2020 Кирилловского районного суда (Вологодская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

21 января 2020 г. г. Кириллов

Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Макарова В.А.,

рассмотрев жалобу Смирновой Т.А. на постановление по делу об административном правонарушении по ст.15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Департамента финансов Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер управления экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации <данные изъяты> Смирнова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Смирнова Т.А. обратилась в Кирилловский районный суд с жалобой о его отмене, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании Смирнова Т.А. на удовлетворении жалобы настаивала, указав, что на момент составления отчета на ДД.ММ.ГГГГ она владела информацией о наличии просроченной кредиторской задолженности в размере 3 056,3 тыс. рублей, которая образовалась перед ЗАО «УК «Петрофонд», о чем и указала в отчете. О наличии исполнительных листов и дополнительного долга перед этой организацией ей руководитель администрации не сообщал, в том числе и работавшая в то время начальником экономического отдела Б. Ей известно, что дебиторская и кредиторская задолженность перед ООО «Петрофонд» у администрации города отсутствует. Кроме того, она ДД.ММ.ГГГГ в администрации муниципального <адрес> не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в связи с чем просит учесть её имущественное положение.

Заместитель начальника Департамента финансов области Одинцова Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще. В судебном заседании её представитель по доверенности Морозова А.С. просила отказать в удовлетворении жалобы в полном объеме, постановление оставить без изменения.

Лицо составившее протокол об административном правонарушении- главный специалист контролько-ревизионного управления Департамента финансов Сандросян А.С. в судебном заседании также просила в удовлетворении жалобы Смирновой Т.А. отказать.

Исследовав доводы жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела..

Как следует из представленных материалов, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-к Смирнова Т.А. принята на должность главного специалиста - главного бухгалтера управления экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и работала по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно должностной инструкции главный специалист - главный бухгалтер управления экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации <адрес> ежемесячно формирует своевременную полную достоверную качественную отчетность об исполнении бюджета <адрес>; несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за полноту достоверность и качество учета и отчетности управления экономики, финансов и бухгалтерского учета.

В период ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом контрольно-ревизионного управления Департамент финансов Вологодской области С. в Администрации <адрес> проведена внеплановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения по вопросу правомерности образования просроченной кредиторской задолженности в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Смирнова Т.А. не отразила просроченную кредиторскую задолженность в форме 0503169 «Сведения по дебиторской кредиторской задолженности» бюджетной отчетности на ДД.ММ.ГГГГ, чем допустима искажение бюджетной отчетности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.201 1 №402- ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В силу статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление единой методологии бюджетной классификации Российской Федерации, бюджетной отчетности, методологии порядка формирования информации по статистике государственных финансов относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 12, 167 инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н (далее — Инструкция № 191 н), для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета в части дебиторский и кредиторской задолженности предусмотрено заполнение следующих форм отчетности: форма 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности», пояснительной записки.

Для выявления источника образования кредиторской задолженности установлено, что между Администрацией и ЗАО «Управляющая компания «Петрофонд» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству водопроводных очистных сооружений <адрес> на сумму 79 918,4 тыс. рублей. Работы выполнены на сумму 79 918,4 тыс. рублей. Оплата произведена на сумму 76 862,1 тыс. руб. Кредиторская задолженность на ДД.ММ.ГГГГ составила 3 056,3 тыс. рублей.

В соответствии с формой 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» бюджетной отчетности Администрации на ДД.ММ.ГГГГ кредиторская задолженность по ЗАО «УК «Петрофонд» составила 3056,3 тыс. руб., в том числе просроченная задолженность на сумму 3056,3 тыс. рублей. На ДД.ММ.ГГГГ кредиторская задолженность по ЗАО «УК «Петрофонд» составила 3056,3 тыс. руб. На основании исполнительных документов на ДД.ММ.ГГГГ фактически кредиторская задолженность по ЗАО «УК «Петрофонд» составила 5738,1 тыс. рублей, следовательно, в отчетности отражена не в полном объеме.

Таким образом, допущено искажение показателей формы 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» бюджетной отчетности в связи с неотражением просроченной кредиторской задолженности на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2681,8 тыс. рублей.

Описанное деяние должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, квалифицируется по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Однако такую квалификацию деяния нельзя признать обоснованной.

Часть 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ была внесена в КоАП РФ Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ, который вступил в силу 29.05.2019 после совершения рассматриваемого правонарушения.

На момент совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ действовала предыдущая редакция статьи 15.15.6 КоАП РФ (ред. от 29.12.2017 г.), согласно которой представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации влекло назначение штрафа в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.

Действующая редакция части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусматривает санкцию в виде штрафа в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Поскольку на момент рассмотрения дела действует закон, ухудшающий положение лица, привлекаемого к административной ответственности, вменяемое Смирновой Т.А. в вину правонарушение следует квалифицировать на основании закона, действующего на момент совершения правонарушения.

Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-к Смирнова Т.А. принята на должность главного специалиста - главного бухгалтера управления экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, уволена ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно должностной инструкции главный специалист - главный бухгалтер управления экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации <адрес> ежемесячно формирует своевременную полную достоверную качественную отчетность об исполнении бюджета <адрес>; несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за полноту достоверность и качество учета и отчетности управления экономики, финансов и бухгалтерского учета.

Смирнова Т.А. в рамках своих должностных обязанностей выполняла организационные функции по формированию бюджетной отчетности и хозяйственные функции по её составлению, кроме того, она поставила личную подпись в форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности», следовательно, является; надлежащим субъектом правонарушения.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1, 26.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Обстоятельств, которые, в силу статьи 24.5 КоАП РФ, исключают производство по делу, не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Сделанные в обжалуемом постановлении выводы полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Вместе с тем, совершенное главным бухгалтером управления экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации <адрес> Смирновой Т.А. правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства, совершенное деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства. Реальная угроза наступления неблагоприятных последствий для общественных отношений в сфере бюджетных отношений не установлена, существовавший на ДД.ММ.ГГГГ гола долг перед ЗАО «УК «Петрофонд» полностью погашен, в связи с чем, постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Департамента финансов области Одинцовой Н.А. подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с малозначительностью деяния, с вынесением Смирновой Т.А. устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.2.9, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Департамента финансов Вологодской области Одинцовой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания за нарушение ст.15.15.6 КоАП РФ, вынесенное в отношении главного бухгалтера управления экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации <адрес> Смирновой Т.А., отменить, производство по делу прекратить.

Объявить Смирновой Т.А. устное замечание.

Настоящее решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: Макарова В.А.

Копия верна.

Судья Макарова В.А.