Дело №
РЕШЕНИЕ
Судья Кировского районного суда <адрес> Валиулин Р.Р., при секретаре Махмутовой Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ жалобу Голикова Романа Николаевича на постановление мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Голикова Р.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Голиков Р.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Голиков Р.Н. обратился с жалобой в районный суд, указав, что ФИО7 не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку между собственниками помещений в многоквартирном <адрес> и ресурсоснабжающими организациями заключены прямые договоры теплоснабжения. Указанное подтверждается решениями общего собрания собственников помещений в указанном доме, оформленными протоколами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также действиями ресурсоснабжающих организаций в рамках указанных договоров, которые представляют коммунальные услуги непосредственно потребителям, проживающим в <адрес>, минуя управляющую организацию, начисляют собственникам плату за коммунальные услуги, изготавливают и доставляют квитанции, взыскивают с потребителей задолженность за коммунальные услуги.
Управляющая организация, в том числе ее главный инженер несут ответственность лишь за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе внутридомовых сетей отопления, а также за готовность данных инженерных систем. Вместе с тем, в обжалуемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не содержится информация о том, что внутридомовые инженерные сети отопления в <адрес> находятся в ненадлежащем состоянии, повлекшим за собой ненормативную температуру воздуха в <адрес> данного дома. Полагал, что судом не установлена вина управляющей организации в лице ее главного инженера в выявленном нарушении.
ФИО7 неоднократно обращалось в ресурсоснабжающую организацию с просьбой увеличить давление теплоносителя в подающем трубопроводе до проектной величины, указанной в технических условиях, но, со стороны исполнителя коммунальной услуги по отоплению реакции не последовало.
Применительно к многоквартирному <адрес>, границей эксплуатационной ответственности по содержанию сетей отопления между управляющей и ресурсоснабжающей организацией является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с инженерной сетью отопления, входящей в многоквартирный дом. В данном случае ответственность за соответствие показателей теплоносителя нормативным (проектным) требованиям на вводе в дом, в соответствии п. 8 постановления №, несет ресурсоснабжающая организация.
В судебном заседании Голиков Р.Н. пояснил, что тепловая энергия подается по независимой схеме через центральный тепловой пункт (ЦТП), все параметры также регулируются в ЦТП. Температура в котельной регулируется один раз в сутки в зависимости от уличной температуры в автоматическом режиме. Согласно приказа Минэнерго № для того, чтобы в доме было необходимое давление на обратном трубопроводе должно быть давление не меньше 4,8 кг/см?, это составляет 48 м водяного столба. В режиме эксплуатации давление в обратном трубопроводе для водяной системы теплопотребления устанавливается выше статического не менее, чем на 0,05 Мпа, либо 0,5 кг/см?. В данном доме давление должно быть 56 м., либо 5,6 кг/см? для исправной работы системы. Так как проектирование системы осуществлялось в прошлом веке, то насосного циркуляционного оборудования предусмотрено не было, в связи с чем регулировать параметры управляющая компания не имеет возможности и полностью зависима от центрального теплового пункта. Конечная температура отопительных элементов в квартире зависит от давления и температуры. В данном конкретном случае, низкая температура в квартире Красовского была вызвана низким давлением и низкой температурой на подающем обратном трубопроводе.
Пояснил, что относительно низкого давления было обращение в тепловую компанию. После проведения проверки Государственной жилищной инспекцией давление на обратном трубопроводе увеличилось, циркуляция стала лучше. Управляющая компания не может регулировать давление, так как отсутствует доступ в центральный тепловой пункт. Увеличение давления подтверждается составленным актом о соответствии температуры в квартире.
Защитник ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснив, что управляющая организация не является исполнителем коммунальных услуг. Таким исполнителем является Тепловая компания. Полагала, что низкая температура образовалась из-за того, что в ДД.ММ.ГГГГ давление теплоносителя, подаваемого в дом, согласно показаний прибора учета, установленного на вводе в дом в подающем трубопроводе, составляло 5,3 кгс/см., а в обратном трубопроводе 4,4 кгс/см. Данные показатели были меньше проектной нормы. Управляющая компания не может повлиять на улучшение работы системы отопления при низком давлении. Внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета является место соединения прибора учета с инженерной сетью отопления, входящей в дом. Таким образом, ответственность за соответствие показателей теплоносителя нормативным требованиям на вводе в дом несет ресурсоснабжающая организация.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист ФИО3ФИО2 пояснил, что в ходе проверки по обращению гражданина были произведены замеры температуры на тепловом узле и в квартире гражданина. Температура в квартире гражданина составляла 16,6 градусов. Температура и на тепловом узле, и в квартире гражданина, не соответствовала норме. К отопительному сезону тепловая компания предоставляет температурные графики, согласно которым подается температура на тепловой узел. Температура регулируется указанным графиком. Давление ничем не регламентируется. График выдается на весь отопительный сезон. Считал, что в данном случае ответственность несет должностное лицо управляющей компании, так как температура в тепловом узле была подана согласно графика и соответствовала ему. Температура подавалась в соответствии с наружной температурой воздуха. В данном случае не имеет значения, кто является исполнителем коммунальной услуги, поскольку распределение теплоносителя в системе должно осуществляться равномерно. Подготовка дома к отопительному сезону входит в обязанности управляющей компании.
Потерпевший ФИО4 полагал об отсутствии вины Голикова Р.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Однако при вынесении постановления по настоящему делу должностным лицом Государственной жилищной инспекции <адрес> эти требования закона выполнены не были, также были оставлены без внимания следующие обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.
В силу п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1).
В силу п. 3 данных Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента; б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №; г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № к настоящим Правилам; е) техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГФИО3 в отношении ФИО7 была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при рассмотрении обращения граждан многоквартирного дома по адресу: <адрес> (л.д. 6,7).
Основанием для проведения проверки послужило обращение гражданина ФИО4., проживающего по адресу: <адрес>, по факту несоблюдения температурного режима в квартире (л.д. 10-11).
В ходе проверки ФИО3 было установлено, что температура воздуха в <адрес> многоквартирного дома не соответствует требованиям (+16,6?С), что следует из акта проверки № (л.д. 8).
По результатом проверки в отношении Голикова Р.Н. составлен протокол об административном правонарушении. (л.д. 2-3).
Указанное лицо работает в ФИО6 в должности главного инженера, что подтверждается приказом о приеме на работу (л.д. 20).
В соответствии с представленным в материалы дела договором управления многоквартирным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в указанном многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией – ФИО6 (л.д. 11-18).
Признавая Голикова Р.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, мировой судья пришел к выводу о нарушении пунктов п. 3, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 15 приложения 1 указанных правил, п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Между тем с данными выводами согласиться нельзя, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, мировым судьей установлены были неверно.
В соответствии с абз. 7 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Указанное согласуется с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого собственники помещений приняли решение сохранить порядок оплаты коммунальных услуг потребителям жилого многоквартирного <адрес> ресурсоснабжающими организациями и расчетов за коммунальные услуги, действовавший до изменения способа управления многоквартирным домом (л.д. 47).
В соответствии с п. 8 Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пп. 9 и 10 Правил.
Так, согласно п.п. «в» п. 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, к исполнителям коммунальных услуг могут быть отнесены: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация. При этом, период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Из разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в силу п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
В силу пп. «б» п. 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 14 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Из буквального толкования указанных норм следует, что, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме на основании договоров, заключенных с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Следовательно, во всех случаях, когда ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления, такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 31, 32, 40 и 119 Правил, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги, выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг, а также ограничение предоставления услуг.
В данном случае исполнителем коммунальной услуги по отоплению, предоставляемой потребителям, проживающим по адресу: <адрес>, ООО «УК ЦЖС-Традиции» не является.
Указанный вывод следует как из содержания приведенного выше протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, так и из представленных в материалы дела квитанций, согласно которых оплату коммунальной услуги по отоплению жильцы указанного дома производят непосредственно в ФИО1 по поручению ФИО5
Кроме того, из ответа руководителя ФИО5 на запрос суда следует, что договор поставки коммунальной услуги по отоплению жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> между ФИО5 и ФИО7» не заключался. ( л.д. 45)
Доводы о принятии работниками ООО «УК ЦЖС-Традиции» всех возможных мер для увеличения давления при отсутствии фактической возможности самостоятельно увеличить давление в системе полностью нашли свое подтверждение.
Данный вывод следует как из показаний самого Голикова Р.Н., пояснившего, что температуру в системе отопления дома можно поднять путем увеличения давления, так и из ответа из МП <адрес> «Тепловая компания», согласно которого изменение давления на входящем трубопроводе ЦТП-605 находится в компетенции ФИО1 и у ФИО7» не имеется технической возможности осуществлять регулировку параметров давления входящего трубопровода в ЦТП-605
Согласно технических условий на проектирование узла учета тепловой энергии в <адрес> давление теплоносителя в подающем трубопроводе должно составлять Р1=6,8 кг/см?, в обратном- Р2= 4,85 кг/см?.
Вместе с тем, на дату проверки давление теплоносителя в подающем трубопроводе фактически составляло Р1=0,53 мПА или 5,3 кг/см?, в обратном трубопроводе: Р1=0,44 мПА или 4,4 кг/см?. ( л.д.81)
При этом факт неоднократных обращений ООО «УК ЦЖС-Традиции» в ФИО5 с просьбами об увеличении давления теплоносителя в подающем трубопроводе до проектной величины, указанной в технических условиях подтверждается соответствующими письмами. ( л.д.58,59,78)
Установленные при пересмотре судебного акта и описанные выше обстоятельства указывают на отсутствие вины должностного лица ФИО7 Голикова Р.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По правилам ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № в Кировском судебном районе в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Голикова Р.Н. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу в день его принятия.
Судья: Р.Р. Валиулин