ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-117/20 от 14.07.2020 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№12-117/2020

УИД 30RS0004-01-2020-000956-19

РЕШЕНИЕ

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Курбановой М.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Порт» ФИО1 на постановление мирового судьи Судебного участка № 2 Трусовского района г.Астрахани от 17.03.2020 года по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Порт» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи Судебного участка № 2 Трусовского района г.Астрахани от 17.03.2020 года генеральный директор ООО «Альфа порт» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, генеральный директор ООО «Альфа порт» ФИО1 обратился в суд с жалобой об отмене указанного судебного акта и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

В судебное заседание генеральный директор ООО «Альфа порт» ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель генерального директора ООО «Альфа-Порт» ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме.

Представитель административного органа Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в судебном заседании участия не принимал.

Заслушав представителя заявителя, изучив доводы жалобы и представленные документы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 16.10.2019 года Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия проведена плановая проверка на складах № 4 и № 7 ООО «Альфа-Порт» в ходе которой отобраны пробы зерна (кукурузы) с целью определения качества и безопасности в соответствии с требованиями нормативных документов.

Согласно результатам проведенных испытаний выявлены несоответствие в пробе кукурузы на кормовые цели, склад № 7, урожай 2018 года, собственник зерна ООО «Гранум», масса партии 4345,17 тонн, по показателю микотоксинов: Т-2 токсин (факт. - 0,3 мг/кг, норматив - не более 0,1 мг/кг), что подтверждается протоколом испытаний № 43АФ8687Т от 25.10.2019 года.

28.10.2019 была создана комиссия для проведения повторной экспертизы, повторно отобраны образцы кукурузы на кормовые цели с целью определения безопасности на показатель: микотоксины. По результатам повторных испытаний выявлены несоответствия в пробе кукурузы на кормовые цели, склад № 7, урожай 2018 года, собственник зерна ООО «Гранум», масса партии 4345,17 тонн, по показателю микотоксинов: Т-2 токсин (факт. - ОД 5 мг/кг, норматив - не более 0,1 мг/кг), что подтверждается протоколом испытаний № 43АФ8799Т от 01.11.2019 года и заключением экспертизы на соответствие по показателям безопасности зерна № 1 от 11.11.2019 года.

По данному факту 26.11.2019 года государственным органом в отношении генерального директора общества составлен протокол № 06/4-091-3395/2019 года об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и 29.11.2019 года вынесено определение о передаче дела судье для назначения административного наказания либо применения иных мер воздействия.

Постановлением мирового судьи Судебного участка № 2 Трусовского района г.Астрахани от 17.03.2020 года генеральный директор ООО «Альфа-порт» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Суд первой инстанции, принимая решение привлечении о признании генерального директора ООО «Альфа-порт» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, согласился с мнением административного органа, о нарушении им обязательных для применения требований к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, установленных Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности зерна», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года № 874, который разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 года с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Вместе с тем выводы административного органа и судебной инстанции не учитывают следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.

Для признания лица субъектом ответственности необходимо исходить из того, обязано ли данное лицо соблюдать требования указанных технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Основу правового регулирования указанных в статье 14.43 КоАП РФ правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (ст. 1).

В соответствии со ст. 2 указанного закона техническим регламентом признается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Согласно п. 1 ст. 1 Технического регламента Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 874 настоящий технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.

Суд первой инстанции не учел, что ООО «Альфа-Порт», генеральным директором которого является ФИО1, не оказывает услуг хранения и не реализует продукцию (никоим образом не участвует в процедуре выпуска продукции - зерна в обращение на единую таможенную территорию). ООО «Альфа-Порт» является исполнителем по перегрузке, но не по хранению с целью дальнейшей реализации.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Технического регламента Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 874 зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Технического регламента Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 874 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или 5 А06-14268/2019 физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя (п.3 ст. 7 Технического регламента Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 874).

На основании ст. 2 Технического регламента Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 874 под выпуском в обращение зерна понимается купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.

Как следует из материалов дела, ООО «Альфа-Порт» не осуществляло реализацию зерна. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Таким образом, ООО «Альфа-Порт» не относится ни к одной из категорий субъектов отвечающих за соблюдение TP ТС 015/2011.

Кроме того, субъектом ответственности даже не является продавец, который приобрел продукцию в целях последующей реализации на той стадии, когда продукция уже была выпущена в обращение на рынке России как члена Таможенного союза. А тем более субъектом не может являться исполнитель с узким кругом функций, который осуществляет лишь операции по перевалке и техническому накоплению груза.

В статье 2 Технического регламента Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 874 даны следующие определения понятий: зерно - плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей; поставляемое зерно - зерно, прошедшее обработку и направляемое на пищевые или кормовые цели; обработка зерна - очистка и (или) сушка, и (или) обеззараживание зерна с целью обеспечения его безопасности; очистка зерна - удаление примесей с целью обеспечения безопасности зерна; сушка зерна - понижение влажности зерна с целью обеспечения его безопасности; хранение зерна - технологический процесс создания в зернохранилище условий для обеспечения безопасности зерна.

Исходя из приведенных положений технического регламента, реализации (поставке) подлежит зерно, прошедшее обработку (в том числе обработку, очистку, сушку).

В силу п. 8 ст. 4 Технического регламента Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 874 технологический процесс обработки зерна (очистка, сушка, обеззараживание) осуществляется в зернохранилищах.

Согласно п. 11 ст. 4 Технического регламента Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № TP ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 874 в зернохранилище в течение всего периода храпения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха.

Из анализа совокупности указанных выше требований следует, что проверка условий хранения зерна (влажность, температура), показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха должна быть организована в течении всего периода времени с момента помещения зерна в зернохранилище, в котором в последствие осуществляется комплекс мероприятий по обработке/подработке зерна. При этом понятие «зернохранилище» законодательно не установлено.

Следовательно, под зернохранилищем следует понимать помещение, в котором осуществляется хранение зерна, в том числе его очистка, сушка, обеззараживание. Зерно, подлежащее реализации не территории Таможенного союза должно быть подвергнуто обработке, в том числе, очистке, сушке, которые осуществляются в комплексе мероприятий по хранению зерна вне зависимости от срока хранения зерна с момента помещения урожая в соответствующее помещение (зернохранилище).

Таким образом, склады ООО «Альфа-Порт», где временно размещался (технологически накапливался) груз (зерно), не могут быть отнесены к зернохранилищам.

Кроме того, согласно п. 4 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденных приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 182 перечень операторов морских терминалов в каждом морском порту, а также перечень оказываемых ими услуг определены в Реестре морских портов Российской Федерации, ведение которого осуществляется в порядке, установленном приказом Минтранса России от 1 апреля 2009 г. № 51 «Об утверждении Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный № 13924).

Согласно Реестра морских портов, ООО «Альфа-Порт» не осуществляет услуг по хранению зерна (п.п. 8.10.3. Приложения к распоряжению Росморречфлота от 23.01.2020 № ЗД-20-р, Приложения к распоряжению Росморречфлота от 8 июля 2010 г. № АД-180-р).

В соответствии с п. 9 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту технологические процессы перевалки грузов включают в себя совокупность технологических операций, связанных с погрузкой (выгрузкой) грузов с одного вида транспорта на другой, креплением грузов на транспортном средстве, технологическим накоплением грузов.

Таким образом, ООО «Альфа-Порт» это порт, в обязанности которого входит узкий круг функций, ООО «Альфа-Порт» оказывает лишь приграничные услуги между изготовителем и продавцом, но никак не потребителем, а значит генеральный директор ООО «Альфа-Порт» ФИО1 не может является субъектом ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Государственным органом и судом не учтено, что, согласно абз. 4 п. 59 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, обязанность на вывоз груза лежит не на операторе морского терминала, которым является ООО «Альфа-Порт», а на Заказчике (собственнике груза), а, следовательно, ООО «Альфа-Порт» не имеет никаких прав распоряжаться грузом по своему усмотрению.

При этом, зерно, завезенное в марте 2019г. в склады №4 и № 7 собственник зерна ООО «Гранум» отгрузил: 14.08.2019 в т/х «Омский - 7», согласно коносаментов №№ 1670/19/IG, 1671/19/IG в количестве 2934,840 тонн, Фитосанитарный сертификат 364300113150819002, 364300113150819003, от 15.08.2019 года, Сертификат качества №522 от 15.08.2019 года, Сертификат здоровья №592, № 593 от 15.08.2019 года.

17.08.2019 в т/х «Тирас», согласно коносамента № 1672/19/Ю в количестве 2973,660 тонн, Фитосанитарый сертификат 364300113190819011от 19.08.2019г., Сертификат качества №529 от 20.08.2019, Сертификат здоровья №604 от 19.08.2019.

Качество и безопасность зерна при его погрузке на вышеуказанные суда подтверждены выпущенными сертификатами, факт добросовестного исполнения Обществом обязательств по договору №06/18 от 07.03.2018 года и отсутствие претензий подтверждается подписанными с обеих сторон первичными бухгалтерскими документами (УПД).

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судом первой инстанции соблюдены не были.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно частям 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Установление виновности предполагает доказывание наличия в деянии лица объективной стороны состава административного правонарушения. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Представленные в дело доказательства в совокупности с конкретными обстоятельствами дела, не позволяют с достоверностью сделать вывод о наличии в действиях (либо бездействии) генерального директора ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Трусовского района г.Астрахани от 17.03.2020 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО «Альфа-Порт» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Порт» ФИО1, - удовлетворить.

Постановление мирового судьи Судебного участка № 2 Трусовского района г.Астрахани от 17.03.2020 года, вынесенное в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Порт» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья М.Р. Курбанова