ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-117/2016 от 06.10.2016 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Яшкова И.С.

№12-117/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации Кемского городского поселения на постановление судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кемского городского поселения,

установил:

постановлением судьи Кемского городского суда РК от 29 июля 2016 г. администрация Кемского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и органу местного самоуправления с учетом положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В поданной в вышестоящий суд жалобе исполняющий обязанности главы Кемского городского поселения (...) просит отменить постановление судьи по мотиву ошибочного включения моста в реестр объектов транспортной инфраструктуры.

Заслушав объяснения (...), должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В силу пп.5, 9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон) мосты отнесены к объектам транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) транспортных средств (далее - ТС) или использующие их на ином законном основании.

Исходя из положений ч.1 ст.4 Закона, обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч.3 ст.12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение ст.8 Закона приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Требования).

Данные Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ дорожного хозяйства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства; применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации; являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ.

Из материалов настоящего дела следует, что согласно приложению к постановлению Правительства Республики Карелия от 08.12.2008 №254-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кемского муниципального района» переход через реку Пуэта, находящийся по адресу: <...> от дома №20, передан в муниципальную собственность Кемского городского поселения, и приказом Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 30 октября 2012 г. №279 данному ОТИ присвоена четвертая категория и он внесен в реестр категорированных ОТИ и ТС.

На основании постановления старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от
12 августа 2015 г. администрация Кемского городского поселения была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, и 31 июля 2015 г. органу местного самоуправления выдано предписание об устранении в срок до 11 мая 2016 г. нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

По распоряжению от 17 мая 2016 г. должностными лицами органа по надзору в сфере транспорта 24 мая и 07 июня 2016 г. проведена внеплановая документарная проверка исполнения упомянутого предписания, в ходе которой выявлены следующие нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности:

- в нарушение ст.5 Закона и п.5.7 Требований не обеспечено проведение оценки уязвимости ОТИ - автодорожного моста через реку Пуэта по ул.Энергетиков в г.Кеми и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения 19 ноября 2012 г. уведомления о его включении в реестр категорированных ОТИ и ТС;

в нарушение п.5.1 Требований не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;

- в нарушение п.5.2 Требований не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ;

- в нарушение п.5.6.2 Требований не разработана организационно-штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры;

- в нарушение п.5.6.4 Требований не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;

- в нарушение п.5.6.8 Требований на разработан порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства или совершения актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ;

- в нарушение п.5.6.9 Требований не разработан порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершение актов незаконного вмешательства в отношении ОТИ;

- в нарушение п.5.6.10 Требований не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ;

- в нарушение п.5.6.11 Требований не разработан порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию.

На основании представленных должностным лицом материалов и доказательств
29 июля 2016 г. судьей Кемского городского суда РК вынесено постановление о привлечении органа местного самоуправления к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.

Между тем в процессе разбирательства в суде второй инстанции были установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего дела.

Согласно ч.1, 4 ст.6 Закона ОТИ и ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

ОТИ и ТС, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч.5 ст.6 Закона).

Приказом Минтранса России от 23.07.2014 №196 утвержден Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта.

В раздел I Перечня включены ОТИ в виде искусственных дорожных сооружений длиной до 25 м включительно (мосты, путепроводы, тоннели), а также деревянные, наплавные и временные мосты (путепроводы).

В ходе производства по делу глава Кемского городского поселения указывал на то, что дорожное сооружение ошибочно внесено в реестр категорированных ОТИ и ТС.

Как следует из представленных при пересмотре постановления судьи документов,
16 августа 2016 г. администрацией Кемского городского поселения в Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации было направлено заявление об исключении дорожного сооружения из реестра категорированных ОТИ и ТС со ссылкой на упомянутый выше Перечень.

По результатам рассмотрения обращения органа местного самоуправления приказом Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от
20 сентября 2016 г. №1531 «О внесении изменения в перечень объектов транспортной инфраструктуры, являющийся приложением к приказу Федерального дорожного агентства от 30 октября 2012 г. №279 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» искусственное дорожное сооружение «мост через реку Пуэта на ул.Энергетиков в г.Кемь» под реестровым номером (...) исключено из реестра категорированных ОТИ и ТС.

По смыслу заложенной в ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ диспозиции, одним из обязательных элементов состава данного деяния является его субъективная сторона - вина в форме умысла (то есть лицо, его совершившее, должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относиться к ним безразлично (ч.1 ст.2.2 КоАП РФ)).

Поскольку согласно установленным в настоящее время обстоятельствам дорожное сооружение, в отношении которого должностным лицом установлен факт неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, категорированию не подлежит и оно исключено из реестра категорированных ОТИ и ТС, наличие умышленной вины органа местного самоуправления в совершении выявленного правонарушения не усматривается, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, производство по данному делу - прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава вменяемого администрации Кемского городского поселения административного правонарушения.

Также следует отметить, что резолютивная часть постановления о привлечении органа местного самоуправления к административной ответственности вынесена и оглашена судьей 28 июля 2016 г., в полном объеме постановление изготовлено 29 июля 2016 г.

Поскольку в силу требований ч.1 ст.29.11 КоАП РФ днем вынесения постановления является день его изготовления в полном объеме, следует считать, что постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено 29 июля 2016 г.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу администрации Кемского городского поселения удовлетворить.

Постановление судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кемского городского поселения отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Исправить дату вынесения постановления судьи по настоящему делу, указав дату его вынесения - 29 июля 2016 г.

Судья Н.А. Колбасова