ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-117/2016 от 14.04.2016 Пушкинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Р Е Ш Е Н И Е

Санкт-Петербург 14 апреля 2016 года

Дело № 12-117/2016

Судья Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга Макарова Татьяна Геннадьевна, рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Санкт-Петербург, <...>, зал № 3 жалобу ведущего инженера отдела капитального ремонта, реставрации и реконструкции государственного музея-заповедника «Царское Село» ФИО1 на постановление заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга ФИО2 от 00.00.0000№ 0 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 0 от 00.00.0000,

с участием ФИО1, защитника Гордеевой Е.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от 00.00.0000№ 0 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 0 от 00.00.0000, вынесенным заместителем начальника Государственной административно-технической инспекции ФИО2, должностному лицу - ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Установлено, что 00.00.0000 в 10 часов 50 минут ведущим инженером отдела капитального ремонта, реставрации и реконструкции государственного музея-заповедника «Царское Село» ФИО1 при производстве работ по адресу: Санкт-Петербург, ..., ...) допущено нарушение Правил, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 года № 4, а именно: в нарушение порядка оформления ордера ГАТИ - ордер ГАТИ на установку временного ограждения не оформлен, при этом установлены временное ограждение, информационный щит, складируются строительные материалы, что установлено 00.00.0000 и 00.00.0000 специалистом ГАТИ при проведении осмотра территории, расположенной по указанному адресу.

Должностное лицо ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление признать незаконным и отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 года № 223 «О государственной административно-технической инспекции» установлено, что ГАТИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и к ее полномочиям относится обязанность по проведению государственной политики в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ. В соответствии с п. 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 года № 223 Инспекция проводит государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ, а также координирует деятельность в данной сфере исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции, осуществляет функцию органа контроля за созданием, изменением, размещением, содержанием, ремонтом и использованием объектов благоустройства. Распоряжением № 4 от 22.01.2008 года ГАТИ утверждены Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга. Согласно п. 1.4 Правил ордером является документ, дающий право на производство работ, который выдается ГАТИ. Координация сроков производства работ проводится ГАТИ в соответствии с ее компетенцией в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности города, устойчивого энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, бесперебойной работы транспорта и связи, городских эксплуатационных служб, исключения аварийных ситуаций на объектах городской инфраструктуры, соблюдения сроков производства работ, максимальной экономии ресурсов, уменьшения отрицательного влияния работ на условия проживания населения и жизнедеятельности города (п. 2.1.2 Правил). Между тем, ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и данным Федеральным законом. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установлены в ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются: строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Таким образом, ГАТИ не может быть выдано разрешение на производство земляных работ на объекте культурного наследия в силу установленного Законом № 73-ФЗ запрета на производство таких работ. На территории Государственного Музея-заповедника «Царское Село» могут проводиться только работы по сохранению объекта культурного наследия.

Должностное лицо ФИО1, защитник Гордеева Е.В. доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить, также дополнили, что разрешение на производство работ по сохранению объекта культурного наследия выдано КГИОП 00.00.0000, кроме того, на момент вынесения обжалуемого постановления ГМЗ «Царское село» был получен ордер ГАТИ № 0 от 00.00.0000 на производство работ по установке временного ограждения по вышеуказанному адресу.

Главный специалист-юрисконсульт нормативно-правового отдела Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга ФИО3 поддержала доводы отзыва на жалобу, представленного ГАТИ, согласно которому в соответствии с положениями п.п. 3.1.1-1, 4.9, 6.1 Правил № 4 обязанность по оформлению ордера ГАТИ возложена на Заказчика работ. Государственный Музей-Заповедник «Царское Село» выступает заказчиком производства работ по реставрационному ремонту Мраморного моста на Большом пруду в Екатерининском парке, следовательно, обязан был обеспечить соблюдение требований Правил, в части оформления ордера на производство работ по размещению временного ограждения. В соответствии с приказом № 0 от 00.00.0000 ФИО1 замещал должность ведущего инженера отдела капитального ремонта, реставрации и реконструкции, в должностные обязанности которого, в том числе, входит и подача документов для оформления ордеров ГАТИ (п. 2.13 должностной инструкции от 00.00.0000). Общественная опасность совершенного административного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении Учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, не проявлении должной степени осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона. Довод заявителя о том, что Инспекция не может выдать ордер ГАТИ на производство работ со ссылкой на ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 года подлежит отклонению в силу следующего. В соответствии с п. 1.1 Правила № 4 устанавливают единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, регулируют порядок планирования и координации сроков производства указанных работ, оформления, продления и закрытия ордеров на производство указанных работ. Согласно п. 1.2 Правил № 4 их требования не распространяются на земельные участки, предоставленные для целей строительства и реконструкции объектов капитального строительства, за исключением работ, связанных с устройством временных ограждений и выносом из зоны строительства инженерных коммуникаций, не являющихся объектами капитального строительства. В соответствии с п. 1.3 Правил № 4 правила обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга в его административных границах. Исключений в действии Правил № 4, касающихся объектов культурного наследия, не предусмотрено, более того, с целью сохранения и защиты объектов культурного наследия Правила устанавливают обязанность согласования заявки на получение (закрытие) ордера ГАТИ в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. В соответствии с п. 4.9 Правил без ордера ГАТИ запрещена установка (замена) и размещение временных заборов и ограждений, в том числе временных ограждений строительных площадок, зон производства работ, за исключением замены временных ограждений без изменения планового положения, если заменяемое ограждение было установлено по ордеру ГАТИ. Ордер ГАТИ требуется на установку и размещение именно временного ограждения независимо от того, производилась ли его установка с проведением земляных работ, или без таковых. При размещении временного ограждения внешнее благоустройство изменяется. В рамках наделенных полномочий Инспекция, в том числе, регулирует порядок планирования и координации сроков производства работ, процедура оформления ордера ГАТИ, а также последующая обязанность по закрытию данного ордера имеет своей целью контроль за соблюдением при производстве работ законодательства в сфере благоустройства.

Суд, изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, считает следующее.

Пунктом 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрена ответственность за нарушение утвержденных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, за исключением правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 и 2 ст. 14 указанного Закона, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения предусмотренного ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», являются общественные отношения, связанные с порядком производства работ по благоустройству на территории субъекта РФ.

В отношении ведущего инженера отдела капитального ремонта, реставрации и реконструкции государственного музея-заповедника «Царское Село» ФИО1 специалистом 1-й категории отдела контроля южных районов СПб ГАТИ ФИО4 составлен протокол № 0 от 00.00.0000 по делу об административном правонарушении по п. 3 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», в протоколе указано выявленное нарушение.

В постановлении заместителя начальника ГАТИ приведены доказательства, которым дана оценка, в качестве смягчающего обстоятельства указано получение ордера ГАТИ № 0 от 00.00.0000, установлено отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. Постановление по делу об административном правонарушении мотивировано.

Доводы жалобы о том, что полномочия ГАТИ и Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденные Распоряжением ГАТИ № 0 от 00.00.0000, не распространяются на территорию объекта культурного наследия в силу Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», суд находит несостоятельными.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Вместе с тем, получение разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия не подменяет обязанности по соблюдению Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 года № 223 «О государственной административно-технической инспекции» установлено, что ГАТИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в полномочия которой, в том числе, входит обязанность по проведению государственной политики в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ.

Реализуя свои полномочия, Распоряжением от 00.00.0000№ 0 ГАТИ утвердила Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила № 0), в соответствии с которыми установлены единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга. Правила регулируют порядок планирования и координации сроков производства указанных работ, оформления, продления и закрытия ордеров на производство указанных работ (п. 1.1. Правил). В силу пункта 1.4 Правил № 0 «Ордер» - это документ, дающий право на производство работ, выдаваемый ГАТИ.

В соответствии с п. 4.9 Правил без ордера ГАТИ запрещена установка (замена) и размещение временных заборов и ограждений, в том числе временных ограждений строительных площадок, зон производства работ, за исключением замены временных ограждений без изменения планового положения, если заменяемое ограждение было установлено по ордеру ГАТИ. Согласно п. 6 Правил заказчики, планирующие работы, указанные в п. 4.9 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных п. 4.9 данных Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено и является самовольным. Положением п. 6.6.10 предусмотрено, что заявка должна быть согласована с КГИОП при работах в границах территорий объектов (выявленных объектов) культурного наследия.

Согласно свидетельству от 00.00.0000 земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, ...... находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село».

Поскольку земельный участок, на котором размещено временное ограждение, находится в границах Санкт-Петербурга, следовательно, действие Правил на указанный участок распространяется.

Государственный музей-заповедник «Царское Село» согласно договору № 0 от 00.00.0000 является Заказчиком на проведение реставрационных работ по указанному адресу, следовательно, на учреждение возложена обязанность по получению ордера.

Ведущий инженер отдела капитального ремонта, реставрации и реконструкции государственного музея-заповедника «Царское Село» ФИО1 является ответственным должностным лицом за подготовку и сдачу документов для получения ордеров ГАТИ на производство работ на территории Государственного музея-заповедника «Царское Село» согласно приказу № 0 от 00.00.0000 и п. 2.13 должностной инструкции.

Факт установки ограждения по указанному выше адресу без получения ордера ГАТИ Санкт-Петербурга подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств, не оспаривается стороной защиты. Установка и размещение временного ограждения по адресу: Санкт-Петербург, ..., ... в полной мере связаны с благоустройством территории Санкт-Петербурга, требующим оформления ордера ГАТИ.

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица - ведущего инженера отдела капитального ремонта, реставрации и реконструкции государственного музея-заповедника «Царское Село» ФИО1 подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в предусмотренные нормами КоАП РФ сроки, действия должностного лица - ведущего инженера отдела капитального ремонта, реставрации и реконструкции государственного музея-заповедника «Царское Село» ФИО1 квалифицированы правильно. Постановление вынесено на основании и после составления протокола № 0 от 00.00.0000 по делу об административном правонарушении, который также составлен уполномоченным должностным лицом, требования закона при его составлении не нарушены, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены. Обоснованность постановления должностного лица сомнений не вызывает.

Существенных нарушений процессуального закона, которые могли повлиять на полноту и объективность рассмотрения дела, судом не установлено. Обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, суд считает доказанными.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного должностным лицом ФИО1 административного правонарушения малозначительным.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание, что на момент вынесения постановления о назначении административного наказания ГМЗ «Царское село» был получен ордер ГАТИ № 0 от 00.00.0000 на производство работ по установке временного ограждения, совершенное должностным лицом ФИО1 деяние не повлекло вредных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, с учетом особого правового режима территории, на которой обнаружено правонарушение, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным, что дает основание для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3, 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга ФИО2 от 00.00.0000№ 0 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 0 от 00.00.0000, которым должностное лицо - ведущий инженер отдела капитального ремонта, реставрации и реконструкции государственного музея-заповедника «Царское Село» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей - отменить.

Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургской городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: