ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-117/2021 от 06.10.2021 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Дело № 12-117/2021

Р Е Ш Е Н И Е

06 октября 2021 года г. Тутаев Ярославской области

Судья Тутаевского городского суда Ярославской области Ларионова Т.Ю.,

при секретаре Румянцевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе открытого акционерного общества «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области от 02 июля 2021 года

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области от 02.07.2021 года юридическое лицо – ОАО «ЯНПЗ им Д.И. Менделеева» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, что выразилось в том, что по результатам плановой выездной проверки от 25.03.2021 года установлено, что на объекте негативного воздействия на окружающую среду с кодом (категория риска - чрезвычайно высокий риск, категория объекта - I), расположенном по адресу: <адрес>, нарушены требования действующего в 2020 году, установленного порядка учета в области обращения с отходами в части отражения недостоверных данных в составе журнала данных учета в области обращения с отходами за 2020 год, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

С указанным постановлением представитель ОАО «ЯНПЗ им Д.И. Менделеева» по доверенности Ерошенко С.В. не согласился, подал жалобу, просит указанное постановление отменить, в случае признания вины юридического лица – установить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального.

В обоснование доводов жалобы указал, что ОАО ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева признано несостоятельным решением Арбитражного суда ЯО от 25.10.2016, открыто конкурсное производство. По результатам проведения собрания кредиторов решено продолжить ведение финансово-хозяйственной деятельности должника, поскольку это единственный возможный источник для покрытия расходов по содержанию штата, сохранности оборудования, недопущения экологической катастрофы. Общество находится в тяжелом финансовом положении, по данным бухгалтерского учета на 01.02.2016 кредиторская задолженность общества составляла – 5752010583 руб. 60 коп., в реестр требований включены требования на общую сумму 8477256232 руб. 42 коп.

Также приведены доводы, что указанные в постановлении нарушения в виде неотражения образованных отходов не соответствуют действительности, поскольку отходов из-под сырья в виде тары, загрязненной нефтепродуктами спецодежды, шлама не образуется. Бочки, зафиксированные в акте проверки на территории цеха № 1 проверяемой установки, не являются отходами, а предназначены для сбора нефтепродуктов при подготовке оборудования и трубопроводов к ремонтным работам с последующим возвращением в производство, а также для складирования ветоши, т.е. являются тарой для временного накопления отходов и нефтепродуктов. Шлам, находящийся в бочках, при накоплении направляется на переработку в качестве сырья. Спецодежда не накапливается как отходы, поскольку загрязненная спецодежда подвергается химической чистке и используется вновь либо используется в качестве ветоши. Факта накопления тары и шлама в качестве отходы не имело места. Отходы 2 класса опасности в виде отхода сернокислотной очистки минеральных масел (кислый гудрон) не образовывался.

Представитель ОАО «ЯНПЗ им.Д.И. Менделеева» по доверенности Едчик В.О. в судебное заседание жалобу поддержал, по изложенным в ней доводам, пояснив, бочки предназначены для временного хранения шлама и ветоши. Бочки и шлам используются в техпроцессе, не являются отходами. Кислый гудрон в 4 квартале не образовывался и не учитывался, это данные, перенесенные с 3 квартала, которые также соответственно переносились в учетных формах с 2-го и 1-го квартала, что отражает их неизменное значение. Считал, что в акте проверки изложенные факты не подтверждены, выводы о нарушении учета в области обращения с отходами производства и потребления сделаны на предположениях, не соблюден принцип презумпции невиновности общества.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, представлены возражения на жалобу и просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Доводами возражений указано на, что у общества имелась возможность исполнения требований законодательства относительно учета обращения с отходами, значительных финансовых затрат не требовалось, нарушения установлены при проведении плановой проверки.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему выводу.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 года N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, действие которого распространялось на период 2020 года, который был подвергнут проверке. Порядок устанавливал требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

В рамках проведенной выездной проверки с 29.01.2021 по 25.03.2021 года на объекте с кодом (категория риска - чрезвычайно высокий риск, категория объекта - I), расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что при эксплуатации данного объекта ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» осуществляет обращение с отходами производства и потребления. Источниками образования отходов являются следующие структурные подразделения: цех нефтепереработки, товарно-сырьевой цех и цех парогазоснабжения. В ходе проверки изучены журналы в области обращения с отходами: за 1-4 кварталы 2020 года. Согласно данным учета в области обращения с отходами за 2020 год в результате хозяйственной деятельности структурных подразделения образовано 17 видов отходов I-V классов опасности. В рамках проверки установлено, что журналы отходов на проверяемом объекте за 2020 год обществом составлены с нарушениями и искажением информации, а именно: не отражено образование отходов: отходов тары из-под сырья –металлических бочек (5 класс опасности), отходов шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, отходов спецодежды из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненной нефтепродуктами, отходов тары из черных металлов, загрязненной нефтепродуктами; которые неизбежно образуются при техпроцессе установки, предусмотрены технологическим регламентом и обнаружены при осмотре накопленных отходов на площадках завода, произведена фото-видео фиксация данных фактов, дальнейшее движение накопленных отходов отсутствуют в данных учета, а имеющиеся акты приема-передачи отходов сторонним организациям не отражают количества и объеме переданных отходов, что не позволяет отразить количественные и качественные показатели вывозимых видов отходов с территории завода.

Также в журналах учета за 4 квартал осуществлен учет хранения отхода 2 класса опасности: отход сернокислотной очисти минеральных масел (гудрон кислый) в количестве 267250,5 тонн, что является недостоверной информацией. Информация должна отражать данные фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, размещенных отходов. Образующийся при техпроцесса «кислый гудрон» 2-го класса опасности размещался в гудронных прудах, предназначенных для обезвреживания кислого гудрона, которые на основании проведения открытых торгов по продаже имущества, договоров о купле-продаже ввиду процедуры банкротства ОАО «ЯНПЗ им. Менделеева» были проданы ООО «К.Вайт», а с 07.02.2020 года земельные участки, в том числе с гудронными прудами, переданы во временное пользование ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева». С 15.09.2020 года переданы в пользование ООО «Ярославский опытно-промышленный нефтемаслозавод им. Д.И. Менделеева» и с этой даты ОАО «ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева» не эксплуатировались.

Таким образом, подтверждены факты неисполнения обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с действовавшим в 2020 году Порядком учета в области обращения с отходами. Доводы представителя ОАО ЯНПЗ им. Менделеева о временном нахождении на территории бочек, обтирочного материала и шлама, а также о правильном, по его мнению, заполнении форм учета отходов потребления относительно «кислого гудрона», при отсутствии на балансе данного имущества, являются несостоятельными и полностью опровергаются представленными материалами проведенной проверки.

Законодатель, устанавливая за правонарушение, предусмотренное частью 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер санкции двести тысяч рублей, подчеркивает общественную значимость рассматриваемого правонарушения, связанного с нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования.

С учетом п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса, в пределах санкции части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства ( совершение правонарушения впервые) и отсутствием отягчающих административную ответственность обстоятельств. Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены, нарушений норм материального и процессуального права, допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления не усматривается.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

р е ш и л :

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, главного специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области от 02.07.2021 года оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества «Ярославский нефтеперерабатывающий завод им. Д.И. Менделеева» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ларионова Т.Ю.