ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-117/2023 от 16.08.2023 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

11RS0001-01-2023-006644-30 дело №12-117/2023 (5-931/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Пешкин А.Г., при секретаре судебного заседания Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании 16 августа 2023 года жалобы ФИО1 и его защитника Коснырева В.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года,

установил:

постановлением судьи Сыктывкарского городского суда от 21 июня 2023 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобах, поданных в Верховный Суд Республики Коми, ФИО1 и его защитник Коснырев В.В. просят отменить постановление судьи городского суда, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми ФИО1 жалобу с дополнениями к ней поддержал.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО3 с жалобами ФИО1 и его защитника не согласилась.

Иные участники производства по делу об административном правонарушении, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалоб, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Часть 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2022 года №622-ФЗ) предусматривает административную ответственность за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.

В силу статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее - Закон №255-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона (часть 1). Иностранным агентом может быть признано физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового (часть 2). Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов (далее - реестр) в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра (часть 4).

Исходя из положений статьи 4 Закона №255-ФЗ, под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей (часть 1). Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия (часть 2). Политическая деятельность осуществляется в числе прочего в форме публичных обращений к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иных действий, оказывающих влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов (часть 5).

Согласно статье 9 Закона №255-ФЗ иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации (часть 1). Материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента (часть 3). Формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, требования к размещению таких указаний и порядок их размещения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).

Правила размещения указаний и их формы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года №2108 и действуют с 1 декабря 2022 года.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является депутатом Государственного Совета Республики Коми VII созыва, 1 апреля 2022 года на основании статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» включен в реестр иностранных агентов (порядковый номер 342).

16 января 2023 года ФИО1 направил прокурору Республики Коми депутатский запрос №<Номер обезличен> без указания на то, что материал (информация) произведен и направлен иностранным агентом.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в том числе протоколом об административном правонарушении, депутатским запросом от 16 января 2023 года в адрес прокурора Республики Коми, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью ФИО1, и иными письменными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости и достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела судьей городского суда всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Установлены событие административного правонарушения, лицо его допустившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Выводы судьи городского суда о виновности ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения являются правильными. Действия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня его составления.

В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

15 мая 2023 года протокол об административном правонарушении составлен в отношении ФИО1 в его отсутствие.

О дате, времени и месте составления протокола ФИО1 извещался в том числе заказным письмом с уведомлением о вручении (направлено 19 апреля 2023 года) и телеграммой (направлена 10 мая 2023 года) по месту жительства: <Адрес обезличен>.

Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора №<Номер обезличен> размещенным на официальном сайте АО «Почта России», заказное письмо 21 апреля 2023 года прибыло в место вручения, в тот же день имела место неудачная попытка вручения, фактически письмо вручено 19 мая 2023 года.

13 мая 2023 года организация связи уведомила Управление Минюста России по Республике Коми о том, что телеграмма ФИО1 не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

Такой способ извещения соответствует положениям части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Изложенное указывает на то, что ФИО1 при должной степени контроля за поступлением корреспонденции имел реальную возможность получить соответствующие извещения, заблаговременно поступившие в почтовое отделение связи по месту его жительства.

Таким образом, материалы дела объективно свидетельствуют о том, что в целях создания необходимых условий для реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом были приняты надлежащие и исчерпывающие меры к извещению ФИО1 о месте и времени составления протокола.

Копия протокола в установленном порядке направлена ФИО1 по тому же адресу.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, им подписан, в протоколе указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Вопреки доводам ФИО1 и его защитника, статус депутата органа государственной власти субъекта Российской Федерации не освобождает от предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, возникающих у физического лица с момента приобретения статуса иностранного агента.

Более того, необходимость указания при направлении материалов (информации) в органы публичной власти на то, что они произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента, каким-либо образом не ограничивает полномочий, прав и обязанностей, составляющих правовой статус депутата.

Иное толкование подателями жалоб положений Закона №255-ФЗ является ошибочным, не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта, и не является основанием к его отмене.

Ссылка на судебные акты Европейского Суда по правам человека правового значения не имеет, поскольку действие Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении Российской Федерации прекращено с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28 февраля 2023 года №43-ФЗ).

Обстоятельство привлечения к участию в деле в качестве потерпевшего ФИО2 также не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления судьи городского суда.

В целом доводы ФИО1 и его защитника не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Оснований для переоценки выводов судьи не имеется, поскольку они являются мотивированными и правильными. Неустранимых сомнений по делу не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.

Право ФИО1 на защиту в ходе производства по делу не нарушено, так как защитник принимал участие при рассмотрении дела в городском суде и довёл позицию ФИО1, участвовал в исследовании доказательств и пользовался другими процессуальными правами.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 4 статьи 19.34 названного Кодекса, является справедливым и соразмерным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления судьи городского суда не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 июня 2023 года оставить без изменения, жалобы ФИО1 и его защитника Коснырева В.В. - без удовлетворения.

Судья А.Г. Пешкин