ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1180/19 от 19.02.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

12-268/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес> 19 февраля 2020 года

Судья Сургутского городского суда <адрес>-Югры ФИО1, с участием: защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Газпром трансгаз Сургут» – ФИО2, ФИО3,

рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности генерального директора ООО «Газпром трансгаз Сургут» ФИО4 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Газпром трансгаз Сургут»,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Сургут» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Временно исполняющий обязанности генерального директора ООО «Газпром трансгаз Сургут» ФИО4 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, мотивируя тем, что должностным лицом в рамках рассматриваемого дела, допущен ошибочный вывод, что демонтированные трубы газопроводов категории Б, являются отходом - трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Ранее, понятие «отход» было определено следующим образом: «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а так же товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства».

В свою очередь в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» термин «удаление отходов» обозначает - последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды.

Изложенные нормативные ссылки подтверждают, что законодатель подразумевает, что материал относится к категории «отходы» тогда, как он не имеет потребителя, то есть никому не нужен. При этом лицо, в процессе деятельности которого образовались не нужные побочные вещества или предметы, должно предпринять действия по их удалению посредством утилизации, обезвреживания, размещения либо передать их другому лицу для последующего выполнения указанных операций.

ООО «Газпром трансгаз Сургут» не совершает действий и не привлекает на договорных условиях сторонние организации для проведения мероприятий направленных на утилизацию, обезвреживание или захоронение демонтированных труб.

ООО «Газпром трансгаз Сургут» проводит мероприятия по предотвращению образования отходов, по итогам которых демонтированные при проведении капитального ремонта участков газопроводов трубы категории «Б», имеющие потребительские свойства для целей использования в других отраслях народного хозяйства, ООО «Газпром трансгаз Сургут» относит к вторичным ресурсам и реализует данную продукцию по договорам купли-продажи (договор купли-продажи демонтированной трубы категории «Б» №B12-S22918 от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 3.2 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» вторичные ресурсы - материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и/или энергии.

На месте ремонта после извлечения участка магистрального газопровода из-под земли производится идентификация дефектов, в соответствии с «Инструкцией по оценке дефектов труб и соединительных деталей при ремонте и диагностировании магистральных газопроводов (с Изменением )», утвержденных ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Газпром».

В каждом филиале ООО «Газпром трансгаз Сургут» созданы приказом комиссии и проведения технической и стоимостной оценки демонтированных труб. Комиссия составляет акты технической оценки труб (акт -ЛЭС-С, акт №ЛЭС А-04/1-18,акт -VC; -ЛЭС-С, акт а-ЛЭС-С, акт а-ЛЭС-С, акт -ЛЭС-С).

Акты технической оценки труб служат основанием для последующего составления актов об оприходовании материальных ценностей по форме №М-4 (при этом в бухгалтерском учете труба отражается в соответствии с установленным Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных приказом Минфина от ДД.ММ.ГГГГн, на аналитическом счете «10 - Материалы» на субсчете 10-5 «Запасные части», где учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Для учета отходов выделен отдельный субсчет 10-6 «Прочие материалы», на котором учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п.)

Стоимостная оценка демонтированных труб проводится Независимым оценщиком. На основании отчета подготовленного Независимым оценщиком составляются акты стоимостной оценки.

На основании вышеуказанных документов демонтированная труба в дальнейшем реализуется по договору купли-продажи.

В связи с этим демонтированные трубы категории Б не могут быть отнесены к отходам, в отношении них разработаны и утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также вестись учет в соответствии с приказом Минприроды России.

Кроме того, просит отменить, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО5 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ-ОН/44.

На рассмотрение жалобы государственный инспектор в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО6 не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Защитники юридического лица ФИО2, ФИО3 при рассмотрении жалобы доводы жалобы поддержали, пояснили, что трубы V класса отходами не являются, поэтому наличие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется, предоставив в обоснование требования национальный стандарт РФ ГОСТ 55934-2013, фотоснимки.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав защитников ФИО2, ФИО3, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживания транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела ООО «Газпром трансгаз Сургут» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение природоохранного законодательства в связи с отсутствием ведения учета образующегося при осуществлении хозяйственной деятельности отхода - трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные, а также из-за отсутствия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Материалами дела подтверждается, что данный вид отходов отнесен к V классу опасности и не требует паспортизации (ст. 20 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Тем не менее, из материалов дела усматривается, что ООО «Газпром трансгаз Сургут» нарушены требования, предъявляемые к обращению с отходами I - V класса опасности.

Указанным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно ст. 18 указанного Федерального закона применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В этой связи в результате проверки должностного лица контрольнонадзорного органа ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что ООО «Газпром трансгаз Сургут» не разработана проектно-нормативная документация образования отхода - трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные.

Наряду с этим, в целях реализации вышеназванного Федерального закона приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 5 этого Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.

Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета осуществляется по образцу в приложениях 2, 3, 4 к Порядку (пункт 6).

Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (пункт 6 Порядка).

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (пункт 7 Порядка).

Таким образом, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 установлено нарушение вышеуказанных требований.

Представленные в материалах дела данные учета в области обращения с отходами - трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, незагрязненные основаны на внутриведомственных правилах без всестороннего учета действующего законодательства.

Таким образом, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении является законным, принято административным органом в пределах полномочий, при наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, с соблюдением установленного порядка и сроков давности привлечения лица к ответственности.

Оснований для отмены или изменения данного постановления суд не усматривает.

Вместе с тем, доводы об отмене вынесенного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО5 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ-ОН/44, рассмотрению не подлежат, поскольку для его оспаривания и опротестовывай предусмотрен иной судебный порядок.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7-ОН/44 от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении ООО «Газпром трансгаз Сургут» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, оставить без изменения, жалобу временно исполняющего обязанности генерального директора ООО «Газпром трансгаз Сургут» ФИО4 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, через Сургутский городской суд.

Судья: подпись. ФИО1

КОПИЯ ВЕРНА «19» февраля 2020 года

Подлинный документ находится в деле

Сургутского городского суда ХМАО-Югры

Судья Сургутского городского суда

ФИО1_________________________________

Судебный акт вступил в законную силу

Секретарь судебного заседания Кушхова З.А._____________