ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1184/2015 от 26.01.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

№ 12-39/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Йошкар-Ола 26 января 2016 года

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Мечтанова А.А., действующего в интересах <данные изъяты> ФИО2 на постановление о назначении административного наказания , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, которым:

ФИО5, <данные изъяты>,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением <данные изъяты><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, как должностное лицо – <данные изъяты><данные изъяты>», привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник
Мечтанов А.А., действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с жалобой, в которой просил процессуальное решение отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 не имела умысла на совершение правонарушения, никакой выгоды при этом не получила, общественно-опасных последствий в результате ее действий не наступило.

В связи с изложенным, податель жалобы просит рассмотреть вопрос о малозначительном характере совершенного административного правонарушения, отменить постановление Управления, прекратив производство за малозначительностью совершенного правонарушения.

В судебное заседание ФИО2 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявила, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Защитник ФИО2 – Мечтанов А.А. доводы жалобы поддержал, просил постановление Управления отменить, производство прекратить в связи с малозначительностью.

Представитель Управления в судебное заседание не явился, Управление извещено надлежащим образом, поступило сообщение о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Выслушав защитника Мечтанова А.А., исследовав материалы административного дела , проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ, непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ) бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

По данным Баланса получателя бюджетных средств ф<данные изъяты>, дебиторская задолженность за поставщиками коммунальных услуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не числилась.

Вместе с тем, по акту сверки взаимных расчетов с <данные изъяты> за 2014 год, дебиторская задолженность <данные изъяты> за оказанные услуги энергоснабжения перед <данные изъяты> по счету «Расчеты по коммунальным услугам» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла в сумме <данные изъяты>.

Акт сверки взаимных расчетов за 2014 год с <данные изъяты> подписан заместителем начальника <данные изъяты>ФИО6.

Так, <данные изъяты> к проверке представлены 2 счета-фактуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей за оказанные услуги по энергоснабжению в декабре 2013 года. Оплата произведена по заявке на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, подписанной начальником ФИО4 и <данные изъяты> ФИО2

Согласно письму <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ счет-фактура от ДД.ММ.ГГГГ недействителена.

В результате, установлено расхождение данных акта сверки взаимных расчетов с <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за услуги энергоснабжения, с данными Баланса получателя бюджетных средств по ф. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и данными счета «Расчеты по коммунальным услугам» на сумму <данные изъяты> рублей.

По данным Журнала операций расчеты с поставщиками и подрядчиками в январе 2014 года по бухгалтерским справкам от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> по расчетам с <данные изъяты> расходы по счету <данные изъяты> «Расходы текущего финансового года» уменьшены на сумму оплаченной, но не полученной услуги по энергоснабжению в декабре 2013 года на сумму <данные изъяты> рублей, и составили <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п.п. 202, 205, 206 приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ п. 80 приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ) расчеты по авансовым выплатам по условиям заключенных государственных контрактов следовало учитывать на счете «Расчеты по выданным авансам».

Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О бухгалтерском учете», п.п. 4, 202, 205, 206 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ п.п. 80, 80 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ допущено искажение данных Баланса получателя бюджетных средств по <данные изъяты> за 2014 год по строке 260 «Расчеты по выданным авансам» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в графе 3, 5 на сумму <данные изъяты> рублей, по причине не отражения по расчетам с <данные изъяты> дебиторской задолженности за услуги энергоснабжения.

В соответствии с п. 11 Раздела 1 «Общие положения» Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ форма отчета <данные изъяты> «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» включена в состав бюджетной отчетности.

Баланс получателя бюджетных средств по за 2014 год представлен <данные изъяты> согласно графику, доведенному письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Не отражение дебиторской и кредиторской задолженности в Балансе получателя бюджетных средств (<данные изъяты>) за 2014 год является фактом представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год, необходимой для составления сводного годового отчета по исполнению бюджета <данные изъяты>.

Нарушение порядка представления бюджетной отчетности, а именно предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, необходимой для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Баланс получателя бюджетных средств (<данные изъяты> за 2014 год подписан начальником <данные изъяты>ФИО4 и главным бухгалтером ФИО1 и представлен в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта.

В соответствии с частями 1, 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем. Руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Согласно приказу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3.14 Устава <данные изъяты>, утвержденного приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, должностные лица <данные изъяты> несут ответственность за искажение отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностной инструкцией <данные изъяты> утвержденной начальником ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн, соблюдение финансовой и кассовой дисциплины, подготовку данных для составления баланса и оперативных сводных отчетов, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности. Несет ответственность за правильность постановки и достоверность финансового учета и отчетности.

Согласно Положению об учетной политике, утвержденной приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> несет ответственность за ведение бюджетного учета и внебюджетного счета, своевременное предоставление полной и достоверной отчетности и информации.

При таких обстоятельствах должностное лицо Управления обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копией баланса на ДД.ММ.ГГГГ, копиями актов сверок, счет-фактур, бухгалтерских справок за 2014 год, копией должностной инструкции главного бухгалтера Учреждения, иными материалами дела.

При изложенных обстоятельствах, должностное лицо административного органа, оценив полно, объективно и всесторонне в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ собранные по делу доказательства, вопреки доводам жалобы, пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО2, как должностного лица, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, пояснений защитника, каких-либо существенных последствий от допущенного нарушения закона не наступило.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 50 Конституции РФ), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа.

Между тем, ни положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ не содержат требований исключающих возможность применения судом ст. 2.9 КоАП РФ по отношению к субъекту административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, исходя из фактических обстоятельств совершенного правонарушения, а также роли правонарушителя, размера вреда.

При этом указанное несоблюдение положений БК РФ, учитывая все обстоятельства дела, не представляет собой угрозу общественным отношениям, в связи с характером совершенного административного правонарушения.

Согласно представленным материалам, каких-либо негативных последствий в результате допущенных ФИО2 нарушений
не наступило.

Таким образом, изложенное выше, исследованные материалы дела об административном правонарушении, достоверно свидетельствуют о малозначительности совершенного ФИО2 административного правонарушения, которое не повлекло за собой существенного нарушения чьих-либо прав и законных интересов, учитывая также то, что ФИО2 ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, отсутствие вреда и тяжести наступивших последствий.

В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу о возможности отмены постановления о назначении административного наказания и применения к ФИО2 положения ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, считаю, что постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, производство по делу в отношении ФИО2 подлежит прекращению, в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Судом рассмотрена данная жалоба в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1-30.9 КоАП РФ;

Р Е Ш И Л:

постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные <данные изъяты> ФИО2, – отменить, производство прекратить за малозначительностью административного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ, освободить ФИО2 от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики
Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.В. Шелудяков