Дело № 12-1185/2021
Р Е Ш Е Н И Е
23 ноября 2021 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 22 апреля 2021 года № по делу о привлечении его к административной ответственности по пункту 8 части 1 статьи 21-4 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области»,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии города Южно-Сахалинска от 22 апреля 2021 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по пункту 8 части 1 статьи 21-4 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
На указанное постановление ФИО1 принесена жалоба, в которой он просит его отменить, ссылаясь на нарушение его прав на защиту. Наряду с изложенным, с жалобой ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшего ее по изложенным в ней основаниям и дополнившим ее указанием на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку территория, на которой находился его автомобиль, является объектом общего имущества многоквартирного жилого дома, прихожу к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела видно, что копия постановления по делу была направлена ФИО1 <адрес>.
Между тем, с 2020 года ФИО1 зарегистрирован и фактически проживает по иному <адрес>.
Как следует из жалобы и пояснений ФИО1 в судебном заседании, о вынесенном постановлении ему стало известно в сентябре 2021 года из портала «<данные изъяты>». После этого он незамедлительно подготовил жалобу и направил ее в суд.
Данные действия ФИО1 позволяют сделать вывод о том, что он добросовестно пользовался своими правами, которыми наделен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и имел намерение реализовать право на обжалование несудебного акта, в связи с чем считаю, что срок на обжалование постановления им не пропущен.
Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании части 3 названной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу частей 1 и 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Исходя из приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица либо законного представителя юридического лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 6 апреля 2021 года ведущим советником отдела по исполнению административного законодательства департамент общественной безопасности и контроля администрации города Южно-Сахалинска ФИО в отсутствие ФИО1
О месте и времени составления указанного протокола ФИО1 было <адрес>, сведения о котором были истребованы административным органом из ГИБДД.
Вместе с тем, ФИО1 зарегистрирован по <адрес>.
Указанные сведения административной комиссией из УВМ УМВД России по Сахалинской области истребованы не были.
Таким образом, материалы дела не содержат данных о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Указанное обстоятельство является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что устранить на стадии рассмотрения дела допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не представляется возможным, без чего не достигается правовая определенность по делу, а возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения административного дела не предусмотрено законом, постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление административной комиссии города Южно-Сахалинска от 22 апреля 2021 года № отменить, производство по делу о привлечении ФИО1 к административной ответственности по пункту 8 части 1 статьи 21-4 Закона Сахалинской области «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья Южно-Сахалинского городского суда Е.Н. Лукша