ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1187/21 от 16.09.2021 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело №12-1187/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2021 года г. Краснодар

Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Чабан И.А.,

при секретаре Шутько М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Акционерного общества «81 бронетанковый ремонтный завод» (АО «81 БТРЗ») на постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ по делу -П – 3 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении юридического лица – Акционерного общества «81 бронетанковый ремонтный завод»,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 вынесено постановление -П-3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «81 бронетанковый ремонтный завод» (АО «81 БТРЗ»). Общество привлечено к административной ответственности по 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.

Управляющий директор АО «81 БТРЗ» обратился с жалобой на указанное постановление, в которой ставит вопрос об его отмене, и, учитывая малозначительность совершенного административного правонарушения, в соответствии со ст. 2.9. КоАП, АО «81 БТРЗ» освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием

В обоснование заявленных требований указано, что как следует из постановления, правонарушение заключается в том, что АО «81 БТРЗ» не внесены квартальные авансовые платежи за 1, 2, 3 квартал 2020 года, также с учетом корректировки ее размера за 2020 год, и 1 квартал 2021 года, в срок соответственно до 20.04.2020г., 20.07.2020г., 20.10.2020г. и 20.04.2021г. Однако, АО «81 БТРЗ» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вследствие чего, ему необходимо вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, для объектов негативного воздействия на окружающую среду: НВОС -П (2 категория).

АО «81 БТРЗ» строго соблюдало и соблюдает требования Федеральной закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части платы зг экологию, что подтверждается своевременной сдачей деклараций о плате зг негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, за 2020 год (стр.4 Акта проверки Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 08.06.2021г.), платежными поручениями за 2016-2019 годы о внесении платы по НВОС. По итогам 2018 года АО «81 БТРЗ» при проведении сверки расчетов обнаружено наличие переплаты по данному виду платежа, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора было подано заявление о зачете сумм излишне уплаченных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего периода (исх.), с приложением платежных поручений и деклараций за 2016-2017 годы. Данное обращение осталось без ответа.

С учетом изменений внесенных в Порядок исчисления платы за НВОС (Письмо Минприроды России от 06.06.2019г. «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду»), в соответствии с приказом Росприроднадзора от 20.06.2019г. «Об утверждении Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду», урегулировавшими порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм по НВОС, АО «81 БТРЗ» неоднократно обращалось в Управление Росприроднадзора с просьбами о проведении совместной сверки расчетов и зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет будущего отчетного периода.

В нарушение требований п.12 Порядка, где прямо указано, что в случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов, окончательного решения по данным заявлениям Управлением Росприроднадзора по КК и РА до настоящего времени не принято. На 01.01.2021г. общая сумма переплаты АО «81 БТРЗ» за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет РФ составляла 37 780 рублей 44 копейки (расчет переплаты за 2016-2020 годы прилагается).

Несмотря на тот факт, что орган Росприроднадзора может также самостоятельно выявлять переплату и предлагать плательщику произвести зачет в счет будущих периодов, а плательщик вправе потребовать возврат, факт переплаты был выявлен и меры по урегулированию данной ситуации предпринимались в одностороннем порядке только со стороны АО «81 БТРЗ», которое на протяжении нескольких лет направляло заявления в адрес Управления Росприроднадзора о зачете переплаты в счет будущих платежей, не требуя возврата излишне переплаченных денежных средств, имея все основания полагать, что экономический ущерб для экологии от производственной деятельности АО «81 БТРЗ» возмещен в бюджет полностью.

08.06.2021г. на основании распоряжения от 07.04.2021г. -П руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, приказа от 29.04.2021г. о внесении изменений в распоряжение Южного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ-П, была проведена плановая выездная проверка в отношении Акционерного общества «81 бронетанковый ремонтный завод», в ходе которой было выявлено нарушение ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: «АО «81 БТРЗ не обеспечено своевременное внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2020 года, так же с учетом корректировки ее размера за 2020 год и 1 квартал 2021 года. В адрес АО «81 БТРЗ» вынесено предписание -П-1 от 08.06.2021г. об устранении выявленных нарушений.

16.06.2021г. Обществом в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора в письменной форме представлены возражения в отношении вышеуказанных акта проверки и предписания, в которых было указано, что АО «81 БТРЗ» с 2017 по 2021 год включительно предоставляло заявления и акты сверки о зачете переплаченных в 2016-2017 годах сумм в счет предстоящих платежей будущих отчетных периодов 2018г., 2019г., 2020г., 2021 г. в соответствии с п.36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017г. , в связи с чем, считает обязательства по оплате сумм вышеуказанных платежей выполненными в полном объеме (исх.12/4557 от 16.06.2021г.).

Однако доводы, указанные в возражениях, не были приняты во внимание, и ДД.ММ.ГГГГ в отношении Акционерного общества «81 бронетанковый ремонтный завод» в присутствии представителя юридического лица ФИО3 было вынесено постановление о назначении административного наказания -П-З по ст. 8.41 КоАП РФ (вручено 24.06.2021г.).

В оспариваемом постановлении не приводятся объяснения причин невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, указанные в возражениях, и отсутствует оценка доводов заявителя. То есть, оспариваемое постановление в нарушение закона не является мотивированным.

Как минимум обстоятельства о наличии переплаты и заявления о зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, совершение правонарушения впервые должны были быть учтены в качестве смягчающих вину обстоятельств (ст. 4.2 КоАП РФ). Однако, как следует из оспариваемого постановления, старший государственный инспектор ФИО1 смягчающих ответственность обстоятельств не усмотрел.

На основании вышеизложенного, учитывая все обстоятельства дела, просит применить ст. 2.9. КоАП РФ, устанавливающую возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Представители заявителя АО «81 БТРЗ» и заинтересованного лица Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом (ст. 23 названного выше Федерального закона).

Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на адрес, континентальном шлейфе Российской Федерации и в исключительной экономической адрес хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

На основании п. 1 ст. 16.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Пунктами 1, 2, 3, 5 ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанность вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью.

Должностным лицом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 мин. при проведении плановой выездной проверки соблюдения требовании природоохранного законодательства в отношении АО «81 БТРЗ» по адресу: <адрес>, пер. Пугачева, 7, оказывается негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности. АО «81 БТРЗ» плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом корректировки ее размере за 2020 год, не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, не внесена.

Согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (https://rmsp.nalog.ru/), АО «81 БТРЗ» не включено в указанный реестр. Таким образом, АО «81 БТРЗ» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вследствие чего, АО «81 БТРЗ» необходимо вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год, для объектов негативного воздействия на окружающую среду: НВОС -П (II категория), расположенного по адресу: <адрес>, пер. Пугачева, 7.

АО «81 БТРЗ» не исполнена обязанность по внесению квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, а именно: 1 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до ДД.ММ.ГГГГ; 2 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до ДД.ММ.ГГГГ; 3 квартальный авансовый платеж должен быть внесен до ДД.ММ.ГГГГ. Квартальные авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года АО «81 БТРЗ» в установленные сроки не внесены. Таким образом, АО «81 БТРЗ» несет ответственность за несвоевременное внесение платы за НВОС.

Факт совершения административного правонарушения и вина АО «81 БТРЗ» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении выявленных нарушений -П-1 от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; сообщениями; Декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду; расчетом суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; и иными материалами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.

Выявив нарушения требований ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях АО «81 БТРЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ КоАП РФ.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Выводы должностного лица о наличии вины АО «81 БТРЗ» в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе административного производства. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

Доводы жалобы о том, что наличие переплаты и заявления о зачете в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, совершение правонарушения впервые должны были быть учтены в качестве смягчающих вину обстоятельств (ст. 4.2 КоАП РФ). Однако, как следует из оспариваемого постановления, старший государственный инспектор ФИО1 смягчающих ответственность обстоятельств не усмотрел, являются несостоятельными.

Факт совершения АО «81 БТРЗ» действий, выразившихся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, исследованными судом.

Заявитель АО «81 БТРЗ» относится к числу лиц, в чьи обязанности входит исполнение требований природоохранного законодательства РФ, в т.ч. ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу АО «81 БТРЗ», вопреки жалобе материалы дела не содержат.

Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении.

С доводами заявителя о малозначительности совершенного правонарушения согласиться нельзя. Действия АО «81 БТРЗ» признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.

При рассмотрении настоящего дела принцип презумпции невиновности должностным лицом не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается, постановление вынесено надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции.

Каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, суд не усматривает. Принятое решение должностным лицом мотивированно.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ по делу -П – 3 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении юридического лица – Акционерного общества «81 бронетанковый ремонтный завод» - оставить без изменения, а жалобу Акционерного общества «81 бронетанковый ремонтный завод» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение десяти дней.

Судья