ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-118/18 от 19.06.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Братск 19 июня 2018 года

Судья Братского городского суда Иркутской области Артёмова Ю.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении № 12-118/2018 по протесту прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры на постановление главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № А-110 (08-20-18) от 19.03.2018, в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1 № А-110 (08-20-18) от 19.03.2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «РУСАЛ Братск».

Не согласившись с постановлением, Братский межрайонный природоохранный прокурор принес протест, в котором указал, что в результате проверки, проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что 15.08.2017 ПАО «РУСАЛ Братск» допущено превышение нормативного выброса загрязняющего вещества – бенз(а)пирена от источника № 0024 - пылегазоулавливающей установки электролизных корпусов №№ 23,24 (дымососная № 122), установленного разрешением на выброс загрязняющих веществ № ЭН-127 от 20.07.2017.

Приказами Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 20.07.2016г. № 1429-од, от 20.07.2017г. № 1391-од для ПАО «РУСАЛ Братск» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов на периоды с 20.07.2016г. по 19.07.2017г., с 20.07.2017г. по 19.07.2018г. и выданы разрешения на выбросы: № ЭН-103 от 20.07.2016г, № ЭН-127 от 20.07.2017г.

Согласно разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) ПАО РУСАЛ Братск» № ЭН-127 от 20.07.2017г. на источнике № 0024 предельно допустимый выброс по бенз(а)пирену составляет 0,000079 г/сек., временно согласованный выброс составляет 0,000092 г/сек.

Таким образом, превышение установленного разрешением на выброс загрязняющих веществ № ЭН-127 от 20.07.2017г. временно согласованного выброса загрязняющего вещества бенз(а)пирена от источника № 0024 - пылегазоулавливающей установки электролизных корпусов №№ 23,24 (дымососная № 122) составило 0,000130 г/сек., т.е. в 1,4 раза, что свидетельствует о наличии в действиях ПАО «РУСАЛ Братск» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главный специалист-эксперт отдела экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1, прекращая производство по делу об административном правонарушении, в описательно-мотивировочной части постановления указала, что в деятельности филиала ПАО «РУСАЛ Братск» в действиях ПАО «РУСАЛ Братск» отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.2 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общий разрешенный выброс бенз(а)пирена от источника № 0024 составляет 0,000171 г/сек., т.е. суммировала установленный предельно допустимый и временно согласованный выброс.

Указанный вывод сделан на основании п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

Согласно п. 9 указанного Постановления Правительства РФ для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы.

При этом, из пункта 7 Постановления Правительства РФ следует, что временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут устанавливать в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов.

Для установления временно согласованных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем разрабатывается и утверждается план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее - план), а также подготавливаются предложения по возможным срокам поэтапного достижения предельно допустимых выбросов (далее соответственно - предложения по срокам достижения нормативов, сроки достижения нормативов).

Таким образом, из содержания указанной нормы, согласующейся с требованиями, содержащимися в пункте 4 статьи 12 Федерального закона Об охране атмосферного воздуха" следует, что в связи с невозможностью достижения ПАО «РУСАЛ Братск» установленного предельно допустимого выброса бенз(а)пирена от источника № 0024, составляющего 0,000079 г/сек., разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) № ЭН-127 от 20.07.2017г. для ПАО «РУСАЛ Братск» установлен временно согласованный выброс, который составляет 0,000092 г/сек.

Норма, регламентирующая определение общего разрешенного выброса загрязняющего вещества путем суммирования предельно допустимого выброса и временно согласованного выброса, в законодательстве об охране атмосферного воздуха отсутствует. Также в законодательстве отсутствует понятие общего разрешенного выброса.

Ссылки на такую норму закона в постановлении главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1 № А-110 (08-20-18) от 19.03.2018, о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, возбуждённом Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ПАО «РУСАЛ Братск», не имеется.

Просит отменить постановление главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1 № А-110 (08-20-18) от 19.03.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, возбуждённом Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» и вернуть дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в административный орган - управление Росприроднадзора по Иркутской области.

На рассмотрении дела старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвониская М.Н. доводы протеста поддержала, считает, что должностным лицом неверно трактуются нормы материального права. Просит протест удовлетворить.

На рассмотрении дела защитник Дегтярев В.М. с доводами протеста не согласился, пояснил, что замеры были произведены верно, совместно с Роприроднадзором, поддерживает позицию должностного лица Росприроднадзора.

На рассмотрение дела законный представитель ПАО «РУСАЛ Братск» не явился, извещен надлежащим образом.

Опрошенный при рассмотрении дела свидетель ФИО2, работающая начальником отдела экологии ПАО «РУСАЛ Братск», пояснила, что установление временно согласованных выбросов не возможно без установления предельно допустимых выбросов. Специально для ПАО «РУСАЛ Братск» разработаны нормативы по ПДВ и СВС, за которые общество осуществляет платежи. Также еще имеется понятие – сверхнормативные выбросы, которые превышают сумму ПДВ и ВСВ и оплачиваются по другим тарифам.

Выслушав участников производства, исследовав материалы административного дела, нахожу протест подлежащему удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из пункта 4 ст. 12 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" следует, что в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Из материалов дела следует, что согласно разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) ПАО РУСАЛ Братск» № ЭН-127 от 20.07.2017 на источнике № 0024 предельно допустимый выброс по бенз(а)пирену составляет 0,000079 г/сек., временно согласованный выброс составляет 0,000092 г/сек.

В результате проверки, проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что 15.08.2017 ПАО «РУСАЛ Братск» допущено превышение нормативного выброса загрязняющего вещества – бенз(а)пирена от источника № 0024 - пылегазоулавливающей установки электролизных корпусов №№ 23,24 (дымососная № 122). Превышение установленного разрешением на выброс загрязняющих веществ № ЭН-127 от 20.07.2017 временно согласованного выброса загрязняющего вещества бенз(а)пирена от источника № 0024 - пылегазоулавливающей установки электролизных корпусов №№ 23,24 (дымососная № 122) составило 0,000130 г/сек., т.е. в 1,4 раза.

На основании результатов проверки Братский межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» дело об административном производстве, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1 № А-110 (08-20-18) от 19.03.2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Делая вывод об отсутствии события административного правонарушения, главный специалист-эксперт отдела экологического надзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1 указала, что от источника № 0024 выброс бенз(а)пирена в количестве 0,000079 г/сек осуществляется по установленным нормативам ПДВ, остальной выброс бенз(а)пирена от данного источника осуществляется по установленным ВСВ 0,000092 г/сек. Следовательно, общий разрешенный выброс бенз(а)пирена от источника 0024 составляет 0,000171 г/сек.

Между тем, из приведенных в постановлении нормативных актов, указанный вывод не следует, напротив, согласно п. 9 указанного Постановления Правительства РФ для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы. Кроме того из постановления не следует понятия общего разрешенного выброса и, что к ПДВ следует прибавлять ВСВ.

При этом, из пункта 7 Постановления Правительства РФ следует, что временно согласованные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования могут устанавливать в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

В нарушении требований статей 24.1, 29.10, 26.11 КоАП РФ постановление должностного лица не мотивировано, основной вывод должностного лица об отсутствии превышения разрешенных выбросов, не обоснован нормой права.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1 были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что влечет отмену вынесенного постановления № А-110 (08-20-18) от 19.03.2018 и направление дела должностному лицу на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела необходимо исследовать доводы, представленные Братским межрайонным природоохранным прокурором, все представленные доказательства, дать им оценку и на основании норм права сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для привлечения ПАО «РУСАЛ Братск» к административной ответственности, изложить мотивированное решение по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Протест прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Постановление главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области ФИО1 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № А-110 (08-20-18) от 19.03.2018, в отношении ПАО «РУСАЛ Братск» по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ – отменить, дело направить должностному лицу на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии.

Судья Ю.Н. Артёмова