ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-118/19 от 11.07.2019 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело №12-118/2019

РЕШЕНИЕ

11 июля 2019 года г. Волхов

Судья Волховского городского суда Ленинградской области Десятниченко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Новоладожская рыбная компания» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № ******/ДП от 26 марта 2019 года, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2, которым юридическое лицо ООО «Новоладожская рыбная компания» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

с участием защитника юридического лица ООО «Новоладожская рыбная компания» ФИО3, действующего на основании доверенности от 08 июля 2019 года, которому разъяснены положения ст.ст.25.4, 25.5 КоАП РФ,

главного специалиста Восточного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО2,

при отсутствии отводов,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 26 марта 2019 года ООО «Новоладожская рыбная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

26 апреля 2019 года в Волховский городской суд Ленинградской области, поступила жалоба генерального директора ООО «Новоладожская рыбная компания» ФИО1 на постановление № ******/ДП от 26 марта 2019 года.

31 мая 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Новоладожская рыбная компания» поступило в Волховский городской суд Ленинградской области.

В жалобе генеральный директор ООО «Новоладожская рыбная компания» ФИО1 просит отменить постановление по делу об административном правонарушении № ******/ДП от 26 марта 2019 года, считая данное постановление незаконным, не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы ООО «Новоладожская рыбная компания», поскольку печь, о которой идет речь в постановлении, представляет собой металлический прямоугольный короб с дверкой для загрузки дров и трубы для отвода дыма и не относится к стационарным источникам выброса. В оспариваемом постановлении указано, что зафиксирована работа печи для сжигания отходов. При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что во время работы печи проводился процесс сжигания именно отходов. В ходе проверки не проводились заборы проб ни выбросов от работающей печи, ни фонового атмосферного воздуха на площадке предприятия. Следовательно, вести речь о выбросе вредных (загрязняющих) веществ при работе печи во время проверки и тем более о загрязнении атмосферного воздуха и негативном воздействии на окружающую среду в целом не представляется возможным. На момент вынесения постановления о назначении административного наказания, металлическая печь демонтирована, унесена и размещена на асфальтированной площадке на деревянном поддоне около коптильного цеха для дальнейшей утилизации. Организация включена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате осуществления деятельности ООО «НРК» осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выброса: угольные котельные, коптильные цеха, сварочный пост. На данные источники разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов, получено разрешение на выброс загрязняющих веществ со сроком действия до 01 апреля 2023 года. Образующиеся отходы производства и потребления в результате производственной деятельности ООО «НРК» передаются на утилизацию и захоронение в соответствующие специализированные организации согласно действующим договорам. Места накопления образующихся отходов имеются. Необходимость в сжигании каких-либо отходов в металлической печи у организации отсутствует. Полагает, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения. Поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что 15 февраля 2019 года ООО «НРК» причинил вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия или была угроза его причинения, и юридическое лицо привлекается к административной ответственности впервые, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отношении юридического лица возможно применение административного наказания в виде предупреждения.

В судебное заседание не явился представитель Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры, который в силу требований ч.2 ст.25.11 КоАП РФ извещался о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, направив в Волховский городской суд ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие.

С учетом наличия сведений об уведомлении прокурора о месте и времени рассмотрения дела, судья полагает возможным рассмотреть жалобу законного представителя ООО «Новоладожская рыбная компания» в отсутствие представителя Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В судебном заседании защитник ООО «Новоладожская рыбная компания» ФИО3 поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области от 26 марта 2019 года. При этом дал пояснения о том, что металлическая печь на момент проверки, а соответственно и на момент вынесения протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица была демонтирована и утилизирована. Должностное лицо Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области - главный специалист Восточного отдела департамента государственного экологического надзора ФИО2 полагала, что постановление от 26 марта 2019 года, вынесенное в отношении ООО «Новоладожская рыбная компания», необходимо оставить без изменения. В судебном заседании пояснила, что 15 февраля 2019 года Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 15 февраля 2019 года № ****** с участием специалистов Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Новоладожская рыбная компания». В результате осуществления деятельности юридическим лицом осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников- угольные котельные, коптильные цеха, сварочный пост. На данные источники» разработан проект нормативов ПДВ, получено разрешение на выброс загрязняющих веществ (срок действия до 01 апреля 2023 года). В ходе проверки выявлено, что юридическим лицом не соблюдены экологические требования при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, поскольку не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ от стационарного источника- печи для сжигания отходов производства и потребления. 15 февраля 2019 года была зафиксирована работа металлической печи для сжигания отходов, которая отсутствует в проекте предельно допустимых выбросов. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ по данному стационарному источнику также не проведена. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении, печь была демонтирована. Изучив материалы дела, доводы жалобы генерального директора ООО «Новоладожская рыбная компания» ФИО1, прихожу к следующему. Согласно постановлению № ******/ДП от 26 марта 2019 года, Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 15 февраля 2019 года № ****** с участием специалистов Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям 15 февраля 2019 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Новоладожская рыбная компания», в ходе которой установлено, что в результате осуществления деятельности юридическим лицом осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников - угольные котельные, коптильные цеха, сварочный пост, на которые разработан проект нормативов ПДВ, получено разрешение на выброс загрязняющих веществ (срок действия до 01 апреля 2023 года). В ходе проверки выявлено, что юридическим лицом не соблюдены экологические требования при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, поскольку не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ от стационарного источника- печи для сжигания отходов производства и потребления, работающей на момент проверки, сведения о которой отсутствуют в проекте предельно допустимых выбросов. На момент рассмотрения административного дела, печь демонтирована. В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из положений п.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ следует, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических воздействий на атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных( загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Из материалов дела следует, что 15 февраля 2019 года зафиксирована работа стационарного источника выбросов - металлической печи для сжигания отходов производства и потребления, которая отсутствует в проекте предельно допустимых выбросов, не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ от стационарного источника. Выявленные нарушения подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 марта 2019 года (л.д. 64-65), справкой (заключение) от 15 февраля 2019 года (л.д. 66-67), фототаблицей (л.д. 67 оборотная сторона-77), определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 20 марта 2019 года (л.д. 79), копией свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте вызывающем негативное воздействие не окружающую среду выданной ООО «Новоладожская рыбная компания» (л.д. 81), копиями выписок из ЕГРП (л.д. 82-83 оборотная сторона), копиями свидетельств о государственной регистрации права ООО «Новоладожская рыбная компания» (л.д. 84-90), копией справки о собственной котельной (л.д. 90 оборотная сторона), копией сертификата соответствия (л.д. 91-92 оборотная сторона), копией заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от 06 мая 2018 года (л.д. 93-99), копией разрешения № ****** на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух АО «Новоладожская рыбная компания» (л.д. 99 оборотная сторона-104), протоколом об осмотре помещений, территорий, и находящихся там вещей и документов от 26 марта 2019 года (л.д. 105 оборотная сторона- 106), фототаблицей (л.д. 106 оборотная сторона-108), выпиской ЕГРЮЛ от 20 марта 2019 года (л.д. 109-111) Утверждение заявителя о том, что юридическое лицо не имеет не учтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не является основанием для удовлетворения жалобы. В силу ст.1 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ стационарным источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника. Согласно п.2 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие Письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № ******, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Наличие стационарного источника выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается материалами дела, согласно которым 15 февраля 2019 года выявлено наличие печи, при эксплуатации которой происходит выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Полагаю, что собранными по делу доказательствами подтверждается наличие события административного правонарушения и вина ООО «Новоладожская рыбная компания», которым не соблюдены экологические требования, поскольку не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ от стационарного источника - печи для сжигания отходов производства и потребления, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и оснований для отмены постановления, вынесенного должностным лицом, по делу не имеется. Существенных нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену вынесенного должностным лицом постановления, не установлено, постановление должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для прекращения производства по делу, либо признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения норм ст.2.9 КоАП РФ, с учетом нарушения юридическим лицом государственных интересов в области окружающей среды и природопользования, не усматриваю. Таким образом, правовых оснований для отмены постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 26 марта 2019 года не имеется, поскольку при рассмотрении дела фактические обстоятельства должностным лицом установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания. Вместе с тем полагаю, что имеются основания для изменения постановления должностного лица. Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, обеспечивая баланс основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Назначая юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ленинградской области-главный специалист комитета ФИО2 указала на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства- совершение административного правонарушения впервые.

Однако, должностным лицом не принят во внимание факт устранения допущенного нарушения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Поскольку из представленных материалов дела следует, что ООО «Новоладожская рыбная компания» ранее к административной ответственности за аналогичные административные правонарушения не привлекалось, в его действиях отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, допущенное нарушение устранено по собственной инициативе до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, что подтверждается объяснениями представителя юридического лица при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 11 марта 2019 года, протоколом об осмотре помещений, территорий, и находящихся тем вещей и документов от 26 марта 2019 года и фототаблицей, что в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, исходя из положений статьи 3.1, части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку в настоящее время источник выброса не эксплуатируется, и вред атмосфере не наносится, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения назначенного административного наказания со штрафа на предупреждение, которое в данном конкретном случае наиболее соответствует превентивной цели административного производства.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 26 марта 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новоладожская рыбная компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, изменить, назначить ООО «Новоладожская рыбная компания» административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 от 26 марта 2019 года, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Новоладожская рыбная компания» - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего решения.

Судья: И.А. Десятниченко