ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-118/20 от 03.07.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Тумайкина Л.П. Дело № 21-268/2020

(номер дела в суде первой

инстанции 12-118/2020)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Севастополь 03 июля 2020 года

Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника Р.И.Р.М. на постановление заместителя Главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя А.И. от 03 декабря 2019 года и на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Р.И.,

установил:

постановлением заместителя Главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – Севреестр, Управление) А.И. от 03.12.2019 Р.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

На данное постановление должностного лица Р.И. подала жалобу в Ленинский районный суд г. Севастополя, которая определением суда от 04.02.2020 направлена по подведомственности в Гагаринский районный суд г. Севастополя

Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17.03.2020 оспариваемое постановление оставлено без изменения, а жалоба Р.И. - без удовлетворения.

Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, защитник Р.И.Р.М. (по доверенности № <адрес>8 от 03.03.2020) подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшийся судебный акт и постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование незаконности принятых актов заявитель ссылается на то, что постановление о назначении административного наказания вынесено в нарушение ст. ст. 26.2, 28.2 КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении от 29.10.2019, акт административного обследования объекта земельных отношений от 07.10.2019, аки проверки органа государственного контроля (надзора) физического лица от 29.10.2019, являются недопустимыми доказательствами по делу. Кроме того, заявитель ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что объекты используются исключительно Р.И., в оспариваемом постановлении должностного лица не указано, какие действия или бездействия совершены Р.И., которые могли быть квалифицированы как объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, не соответствуют диспозиции ст. 7.1 КоАП РФ. Также заявитель указывает на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления должностное лицо административного органа, как и суд первой инстанции не исследовало доводы об истечении по делу срока давности привлечения к административной ответственности.

Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

Представитель Севреестра – М.В. в судебном заседании возражала против доводов жалобы, настаивала на законности и обоснованности принятого судебного акта и оспариваемого постановления.

Р.И. и ее защитник Р.М. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд второй инстанции не направили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав пояснения явившегося должностного лица, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены либо изменения состоявшихся актов по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ административным правонарушением признается самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

При этом самовольным занятием земель признается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Как следует из материалов и установлено при его рассмотрении, что 07.10.2019 Управлением проведено административное обследование объекта земельных отношений, примыкающего к южной границе земельных участков земельных участков с кадастровыми номерами .

Административное обследование объекта земельных отношений проведено путем выхода на местность, визуального осмотра, фотофиксации, сбора информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД).

В ходе административного обследования установлено, что объект земельных отношений состоит из двух частей. Первая часть объекта примыкает к южной границе земельных участков с кадастровыми номерами и (далее - объект № 1), вторая часть объекта примыкает к южной границе земельных участков с кадастровыми номерами (далее - объект № 2). Объекты № 1 и № 2 являются огороженными забором, возведенным из сетки-рабицы и фанеры. На территории объектов произрастают хвойные деревья. Используя функцию измерения площади в ИСОГД проведены измерения объектов земельных отношений. Площадь объекта № 1 равна 1358 кв.м, площадь объекта равна 990 кв.м. Также установлено, что на территории объекта возведена южная часть каменной башни, северная часть которой возведена на земельных участках с кадастровыми номерами .

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельные участки с кадастровыми номерами на основании государственных актов принадлежат на праве собственности Р.И..

Исходя из расположения объектов и примыкания к земельным участкам с перечисленными кадастровыми номерами, они используются лишь правообладателем перечисленных земельных участков — Р.И.

Результаты указанного административного обследования зафиксированы административным органом в акте административного обследования объекта земельных отношений от 07.10.2019 , фототаблице объектов земельных отношений (приложение к акту), а также план-схеме объекта земельных отношений (приложение к акту).

С целью проверки доводов, отраженных в названом акте административного обследования объекта земельных отношений, сотрудниками Управления 29.10.2019 в отношении Р.И. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации при использовании земель государственной собственности города Севастополя, примыкающих к южной границе земельных участков с кадастровыми номерами (далее – земельные участки).

В ходе проведения проверки Управлением получены объяснения Ю.П., являющегося председателем СНТСН «Голубой залив» от 28.10.2019, согласно которым доступ на земли государственной собственности города Севастополя примыкающие к южной границе земельных участков с кадастровыми номерами , являющимися собственностью Р.И., осуществляется исключительно с земельных участков принадлежащих Р.И.

Р.И. использует данные земли государственной собственности города Севастополя путем осуществления фактического господства над ними и ограничения доступа на них неопределенного круга лиц. Ограждение данных земель государственной собственности и ограждение принадлежащего Р.И. земельного участка с кадастровым номером выполнено в одном исполнении из фанеры, окрашенной в зеленый цвет. Данное нарушение было установлено Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в связи с чем в отношении Р.И. внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства от 05.09.2019 .

В соответствии с предоставленной Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя информацией, отраженной в акте обследования земельного участка от 05.09.2019, установлено, что в ходе проведения обследования выявлено ограждение со стороны земельных участков с кадастровыми номерами , ориентировочной площадью 2335 кв.м, что является самовольным занятием земельного участка и недопустимо. Доступ на огражденный земельный участок осуществляется со стороны земельных участков указанных выше и только их пользователями. Данный факт подтверждается приложенными к акту обследования фотографиями и схемой обмера границ, определения координат самовольно занятого земельного участка и размещения на нем объектов.

Кроме того, Севреестром было уставлено, что факт инвентаризации зеленых насаждений, на что ссылалась Р.И. в ходе производства по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о возможности свободного доступа неограниченного круга лиц на земли государственной собственности города Севастополя площадью 2348 кв.м, примыкающие к южной границе земельных участков.

При этом объект земельных отношений площадью 2348 кв.м, относящийся к землям государственной собственности города Севастополя, на кадастровом учете не стоит, используется Р.И. в своих целях путем установления фактического господства над ним, ограничения доступа на него неопределенного круга лиц. Сведения о правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости не имеются. В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации указанный объект земельных отношений является государственной собственностью города Севастополя.

Документы, удостоверяющие права на земли государственной собственности города Севастополя общей площадью 2348 кв.м, примыкающие к южной границе земельных участков с кадастровыми номерами , Р.И. не предоставлены.

При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа пришло к выводу о наличии в действиях Р.И. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выраженных в самовольном занятии и использовании земель государственной собственности города Севастополя площадью 2348 кв.м, примыкающих к южной границе земельных участков без предусмотренных законодательством РФ прав на землю.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении Р.И. протокола об административном правонарушении от 29.10.2019 по ст. 7.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о назначении административного наказания от 03.12.2019.

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления, судья районного суда не усмотрел правовых оснований для его отмены либо изменения.

С такими выводами соглашается и суд вышестоящей инстанции.

Фактические обстоятельства совершенного Р.И. указанного выше административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии Р.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, содержит установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях Р.И. состава вмененного административного правонарушения.

Доказательств того, что Р.И. использует земельный участок на законном основании, имеет документы, которые могли бы свидетельствовать о возникновении у нее предусмотренных законодательством прав на занимаемый земельный участок, заявителем не предоставлено и из материалов дела не усматривается.

Довод жалобы о том, что Р.И. не была надлежащим образом (лично) извещена о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку в период с 23.10.2019 по 26.10.2019 находилась в командировке, в связи чем данный протокол является недопустимым доказательством по делу, подлежит отклонению

В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Исходя из смысла положений КоАП РФ, регламентирующих порядок составления протокола об административном правонарушении, следует, что при пересмотре постановления должностного лица о привлечении к административной ответственности судье надлежит проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что протокол от 29.10.2019 об административном правонарушении составлен в отсутствие привлекаемого лица – Р.И.

При этом извещение от 11.10.2019 о составлении протокола направлено Р.И. почтой по адресу ее регистрации (фактическому месту проживания), который последовательно указывался заявителем в рамках рассмотрения настоящего дела. Из почтового уведомления с почтовым идентификатором следует, что указанное извещение было получено 25.10.2019, в данном уведомлении указанно о его получении Р.И. (лично).

Учитывая изложенное, административный орган принял надлежащие и достаточные меры для извещения Р.И. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Неполучение лицом (лично), привлекаемым к административной ответственности уведомления административного органа о составлении протокола об административном правонарушении, направленного по адресу его места регистрации (фактического проживания), при соблюдении установленных правил доставки почтовой корреспонденции, свидетельствует о надлежащем извещении Р.И. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Тот факт, что в период с 23.10.2019 по 26.10.2019 Р.И. находилась в командировке, не свидетельствует о несоблюдении требований КоАП административным органом при извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В тоже время, следует отметить, что протокол об административном правонарушении от 29.10.2019, акт административного обследования объекта земельных отношений от 07.10.2019 , акт проверки органа государственного контроля (надзора) физического лица от 29.10.2019. были получены Р.И., на указанные документы заявитель в Севреестр предоставила письменные объяснения (л.д.64, дела об административном правонарушении).

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административный орган не допустил.

Вопреки утверждениям заявителя, административное обследование объекта земельных отношений проведено административным органом в соответствии со ст. 71.2 ЗК РФ, Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486, Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251, по результатам которого составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 07.10.2019 № 204. Данный акт полностью соответствует форме акта административного обследования объекта земельных отношений, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251, нарушений при его составлении административным органом не допущено, в том числе, при произведении фотосъёмки проверяемого объекта земельных отношений 04.10.2019.

При этом нормами приведенных актов не предусмотрено указание адресного места составления акта обследования, указание на техническое сопровождение обследования, а также не определены сроки его составления.

Кадастровый номер объекта недвижимости – это уникальный номер, по которому проводится идентификация объекта, является, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», уникальным, так как не повторяется во времени и на территории РФ.

Таким образом, адрес расположения объектов и по причине отсутствия установленных для них адресов зафиксирован должностным лицом органа государственного земельного надзора относительно южной границы земельных участков, принадлежащих Р.И. на праве собственности, с определенными кадастровыми номерами.

Акт административного обследования объекта земельных отношений от 07.10.2019 , который послужил основанием для проведения в отношении Р.И. проверки, а также Распоряжение органа государственного надзора о проведении внеплановой документарной проверки физического лица от 11.10.2019 , были направлены в адрес Р.И., что свидетельствует об осведомлённости последней об указанных документах Севреестра.

Ссылка в жалобе заявителя на то, что оспариваемое постановление не содержит описание того, какие действия или бездействия были совершены Р.И., позволяющие их квалифицировать по ст. 7.1 КоАП РФ, подлежит отклонению, поскольку из протокола об административном правонарушении, акта административного обследования объекта земельных отношений от 07.10.2019 и приложенных к нему документов (фототаблицы и план-схемы объекта земельных отношений), а также акта проверки от 29.10.2019 следует, что объект земельных отношений (объект 3 1 и объект 3 2) площадью 2348 кв.м, является землями государственной собственности города Севастополя, примыкает к южной границе земельных участков с кадастровыми номерами , принадлежащих Р.И., огорожен со стороны данных земельных участков, доступ к которому осуществляется со стороны последних, что подтверждает факт принятия Р.И. активных действий в установлении фактического господства над земельным участком путем огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей).

При этом из оспариваемого постановления следует, что И.Р. привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ именно за отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на указанный выше объект земельных отношений, а не за отсутствие зарегистрированного права, как о том ставит вопрос сторона защиты в рассматриваемой жалобе.

Факт инвентаризации зеленных насаждений, вопреки мнению подателя жалобы, не влияет на правильность выводов оспариваемых актов о наличии в действиях Р.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, поскольку целью проведения процедуры инвентаризации зеленных насаждений является включение последних в территории зеленых насаждений общего пользования города Севастополя, и не влияет на факт фактического использования земельного участка, где данные зеленые насаждения находятся.

Довод в жалобе заявителя на то, что в ходе рассмотрения данного дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда не учтено вынесение в адрес А.А. предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства от 05.09.2019, не влечет отмену состоявшихся актов, поскольку как следует из письма и.о. заместителя Губернатора Председателя Правительства Севастополя М.А. от 24.09.2019 -ОГ/19 и названного предостережения, А.А. было выдано указанное предостережение относительно установления металлической калитки с запирающим судоустройством на части земельного участка, предоставленного последнему распоряжением Департамента от 02.09.2019 -РДЗ, а не по вмененному Р.И. факту. Аналогичное предостережение (с аналогичным номером и датой) выдано Р.И. в части самовольного занятия земельных участков, примыкающих к земельным участкам последней.

Утверждение заявителя об истечении срока давности привлечения Р.И. к административной ответственности, поскольку факт ограждения объекта земельных отношений мог быть установлен должностными лицами еще в 2010 году, основано на неверном исчислении указанного процессуального срока.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Административное правонарушение, которое выразилось в самовольном занятии, использовании Р.И. земельного участка является длящимся, было выявлено должностным лицом Севреестра, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ, 04.10.2019 в ходе административного обследования объекта земельных отношений.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 названного Кодекса, составляет два месяца.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 указанной статьи для данной категории дел, начал исчисляться со дня обнаружения должностным лицом Севреестра административного правонарушения и на дату вынесения постановления о назначении административного наказания не истек.

Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Порядок привлечения Р.И. к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено Р.И. в пределах санкции ст. 7.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя Главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель - начальника отдела государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя А.И. от 03 декабря 2019 года и решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Р.И., оставить без изменения, а жалобу ее защитника – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья Т.А. Артамонова