ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-118/2015 от 07.09.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Гуцало А.А. дело № 12-118/2015

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 7 – 177 07 сентября 2015 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» Бальченко Г.Ю. на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2015 года, которым оставлено без изменения постановление исполняющего обязанности начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ушаковой И.В. от 26.03.2015 года № 03-185/2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз»,

у с т а н о в и л:

Постановлением исполняющего обязанности начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ушаковой И.В. от 26.03.2015 года № 03-185/2015, юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста двадцати тысяч рублей.

Решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 июля 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» без удовлетворения.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представитель Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» Бальченко Г.Ю., просит решение судьи Сургутского районного суда от 14.07.2015 года по жалобе на постановление и.о. начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.03.2015 года о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих доводов указала, что судом районного суда при рассмотрении жалобы не учтено, что Природнадзор-Югры установил вину ООО «РН-Юганскнефтегаз» только на основании документов, представленных самим Обществом. Государственным органом не представлен акт рейдового патрулирования либо иной акт обследования территории. Площадь загрязненного участка составляет 0,0 га.

При рассмотрении жалобы представитель общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» Потехина Ж.В. настаивала на доводах жалобы.

Представитель управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Пейчева Л.Г. с доводами жалобы ООО «РН-Юганскнефтегаз» не согласилась, считая их незаконными и необоснованными. В обоснование возражений пояснила, что все доводы жалобы уже являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» Потехину Ж.В., представителя управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югра Пейчеву Л.Г., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.

В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение является одномоментным действием, заканчивающимся в момент завершения поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.

К землям лесного фонда, в силу ч.1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает понятие естественной экологической системы, как объективно существующей части природной среды, которая имеет пространственно–территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и не живые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией. Другие источники дают такие понятия экологической системы, как закрытая, функционально единая совокупность организмов (растений, животных и микроорганизмов) - это биогеоценоз, то есть совокупность обитающих организмов и условий среды, в которой они обитают, и характеризуется биологическим разнообразием.

Таким образом, понятие «леса» в ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимается не как земельные участки, покрытые древесно – кустарниковой растительностью, а как совокупность всех элементов географического ландшафта.

В силу ч.1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007г. № 414 утверждены правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с подпунктом «а», «ж» пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, иные действия способные нанести вред лесам.

Лица, допустившие нарушение требований указанных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, судьей районного суда установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном решении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, из материалов дела усматривается, что в результате внутренней коррозии на нефтепроводе в 70м. от «т.8-УДР-2» Угутского месторождения нефти ООО «РН-Юганскнефтегаз» допустило загрязнение нефтепродуктами участка лесного фонда, квартал № 368 выдел 93 Угутского участкового лесничества, ТО-Юганское лесничество.

Доказательством отнесения загрязненного участка, расположенного в квартале 368 выделе 93 Угутского участкового лесничества, ТО-Юганское лесничество, к землям лесного фонда служит выписка из государственного лесного реестра № 86/14/02/67 от 18.02.2015г.

Факт нарушения подтверждается телефонограммой № 748 от 06.12.2014г., планом нарушенного земельного участка в результате отказа нефтепровода Д= 426 мм, т.8 – УДР-2 Угутского месторождения нефти, актом технического расследования инцидента от 15.12.2014, расчетом нефти, излившейся из трубопровода при инциденте, протоколом № 093-185/2015 от 19.03.2015.

Не являются доказательством отсутствия загрязнения участка лесного фонда сведения, указывающие, что площадь загрязненного участка составляет 0,0 га, поскольку согласно расчета жидкости, излившейся из трубопровода при инциденте на нефтепроводе (приложение № 1 к акту технического расследования инцидента) прямые потери нефти составили 0, 151 тонн.

Из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Согласно п. 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека, а также для окружающей среды. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433.

Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва), вызывает их загрязнение. Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земли лесного фонда приводит к порче земель и загрязнению лесов.

Следовательно, причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом разлива нефтесодержащей жидкости, в количестве 151 тонны.

Судья Сургутского районного суда обоснованно пришел к выводу, что действиями ООО «РН-Юганскнефтегаз» причинен вред лесам, как самостоятельному объекту охраны окружающей среды.

При этом, ООО «РН-Юганскнефтегаз» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку причиной разлива нефтесодержащей жидкости на земли лесного фонда явилось ненадлежащее содержание ООО «РН-Юганскнефтегаз» трубопровода (внутренняя коррозия трубопровода).

Доводы жалобы, указывающие на отмену судебного акта ввиду того, что государственным органом не представлен акт рейдового патрулирования либо иной акт обследования территории несостоятельны, поскольку факт причинения вреда окружающей среде подтверждается самим фактом аварии (инциденте) на трубопроводе, в результате которого прямые потери нефти составили 0,151 тонны. Данный факт Обществом не оспаривается, напротив подтверждается расчетом нефти излившейся при инциденте на нефтесборном трубопроводе от 05.12.2014г..

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужила информация, предоставленная Обществом телефонограммой № 748 от 06.12.2014 о нефтезагрязнении участка лесного фонда, допущенном в результате инцидента, произошедшего на нефтепроводе «т.8-УДР-2» Угутского месторождения нефти.

Поступление в естественную экологическую систему не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, нефтепродуктов и хлоридов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли, и как следствие нарушает взаимосвязи естественной экологической системы.

Таким образом, факт аварии и как следствие потери нефти из трубопровода, даже в небольшом ее количестве (0,151тонн), учитывая физико-химические свойства загрязняющего вещества, в том числе его высокую токсичность, свидетельствует о факте загрязнения участка лесного фонда.

Постановление о привлечении к административной ответственности ООО «РН-Юганскнефтегаз» вынесено должностным лицом уполномоченного органа в пределах его полномочий.

Решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Имеющиеся в деле доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности, закрепленные в ст. ст. 1.5, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судьей Сургутского районного суда доказательств, в то время как основанием к отмене судебного акта является наличие существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л:

Решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.07.2015 года, которым оставлено без изменения постановление исполняющего обязанности начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ушаковой И.В. от 26.03.2015 года № 03-185/2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» оставить без изменения, жалобу представителя Бальченко Г.Ю. – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова